Школьное лесничество как форма экологического воспитания

№ 119

Фарида ШАРИПОВА, методист по учебным дисциплинам отдела образования Рыбно-Слободского района

Школьное лесничество является эффективной формой привлечения учащихся к общественно полезному труду. Школьное лесничество – это трудовой коллектив учащихся, организуемый в целях воспитания сознательного отношения к труду, любви к природе родного края, формирования трудовых умений и навыков по охране, использованию и воспроизводству  природных ресурсов, закрепления и углубления знаний в нашей школе  организуется школьное лесничество. Оно  создается как объединение учащихся, увлеченных единым делом – изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также  хороший способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Частое общение с лесом развивает любовь к живой природе. Именно в детском и подростковом возрасте формируется сознательное отношение к прекрасному.

Работа школьного лесничества – это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная круглогодичная система учебной, трудовой, исследовательской, просветительской и культурной деятельности учащихся. В этом случае традиции сплачивают старших и младших учеников в единый коллектив, быстрее формируется неформальное общение, каждый находит свое место в деле охраны природы. В то же время экологическое объединение способствует индивидуальному развитию и становлению личности не только самостоятельно думающей и действующей, но и согласовывающей свои действия с коллективом, умеющей привлечь к своей деятельности других людей и способной оказать поддержку своим товарищам.

Школьные лесничества “Каенкай” МБОУ “Верхне-Тимерлековсакая СОШ” и “Лесовичок” “Шумбутская СОШ”  действуют с конца 70-х по настоящее время.   В этом году возобновили свои работы школьные лесничества МБОУ «Больше – Машляковская СОШ» —   «Юный лесовод»,  МБОУ «Кутлу – Букашская  СОШ» — «Лесной дозор»,  МБОУ «Ново – Арышская СОШ» — «Ручеёк»,   МБОУ «Кукеевская ООШ» — «Зеленый патруль»,  МБОУ «Урахчинская ООШ» — «Юный лесничий»,  МБОУ «Юлсубинская ООШ» — «Росток».

Организация работы лесничества строится по плану – программе, которая призвана решать следующие задачи:

— изучение природы родного края, природовосстановительная и природоохранная деятельность;

-воспитание чувств личной ответственности каждого за состояние окружающей среды;

-формирование интеллектуального и эмоционального отношения учащихся к природе;

Тесное взаимодействие с  работниками лесничества, по реализации задач школьного лесничества способствует экологическому воспитанию учащихся школы, формированию бережного отношения к природным ресурсам родного края, человеку как части природы; с личных позиций таких понятий, как красота, значимость, роль, ценность.

Эти вопросы успешно решаются в учебно — исследовательской, эколого-образовательной и природоохранной деятельности, в которую включаются все члены школьного лесничества, вовлекая за собой и других учащихся.

Под руководством  Муталлаповой Л.Р. и Кабирова Р.И.  члены школьных лесничеств  «Лесовичок» и «Каенкай»участвовали в работе       Республиканских слетов  Юных лесоводов, стали призерами и лауреатами.

На базе МБОУ «Верхне – Тимерлековская СОШ» проводится республиканские  и районные  научно — практические конференции,посвященные  Международному дню леса, где участвуют  представители лесных хозяйств, средств массовой информации.

Специфика основных направлений деятельности школьного лесничества определяет их особенность, проявляющуюся в необычности их форм проведения: экскурсии в лес, на пруд, на речки (Сезонные изменения в природе», проектно – исследовательские работы (Взаимосвязи  леса и его обитателей), беседы, лекции, викторины («Лесная гостиная», «Лес – это праздничный стол», «Лес и человек»), КВНы, экологические акции («День птиц», «День посадки леса», «Чистые  леса  Татарстана») олимпиады, конкурсы (Конкурсрисунков в честь «100 летия ТАССР», «Лес боится огня» конкурс лэпбуков «Любите и охраняйте природу», фотоконкурс «Волшебница зима», «Просторы родного края»,«Загляни в природу» конкурсы «Лучший скворечник», « Каждой пичужке — наша кормушка), игры «А если бы…», экологические уроки, встречи с представителями лесного хозяйства.

В работе школьного лесничества мы придерживаемся – морального кодекса: самая священная цель – сохранение дикой природы, без которой невозможен не только прогресс человеческой цивилизации, но и сама жизнь человека. Основные принципы работы школьного лесничества – систематичность, регулярность; постановка общественно значимых целей, тесно связанных с жизнью села и всего родного края; задач, которые привлекательны для детей, которые они считают своими, в решение которых готовы активно включиться.

Волонтерская деятельность нашего лесничества заключается в уборке несанкционированных свалок. Одно из мероприятий, инициированных школьниками, — акция БУНТ (Будем Убирать Наши Территории) – ежегодно проводим традиционный субботник по очистке школьной территории. «Твоя территория – это твоя школа, твой дом, лес рядом с домом, твое родное село. Сделаем их чище и краше!» — с таким призывом обратилось школьное лесничество ко всем жителям села.

Красота родной природы, общение в труде, сопереживание, ежедневная победа над собой, осознание важности и полезности своей работы – все это, несомненно, влияет на становление личности. Но больше всего радуют моменты, когда ребята просят заехать на участки леса, посмотреть, как растут елочки и сосенки, посаженные их руками в прошлые годы. Тогда понимаешь, что вместе с лесом растут и они.

Литература:

  1. Вышегородских Н.В., Вышегородских Н.В., Кочетаева Т.Н.,  Как создать школьное лесничество, Методическое пособие. – Орел: Труд, 2005.
  2. Катлова О.А., Методические организации школьных лесничеств. Тюмень: ТОГИРРО, 2013.
  3. Соколов Г.И., Грачева Л.П., Пособие по вопросам лесного хозяйства  и экологии. Челябинск,2006.