Школьники Казани и республики в период Великой Отечественной войны

№ 143

Ильдар ЗАМАЛЕТДИНОВ,

учитель физической культуры гимназии № 155 г. Казани, мастер спорта России, заслуженный путешественник России, почетный работник общего образования России, заслуженный работник физической культуры РТ, член Союза краеведов России

Данная статья имеет характер предварительного изучения и исследования. Сведения по затрагиваемым в ней вопросам содержатся во многих десятках документов: статьях, научно-популярных книгах, архивных документах.

Решение о создании в ТАССР Республиканской детской экскурсионной станции (РДЭТС) было принято постановлением Бюро обкома ВЛКСМ в апреле 1934 г. (протокол № 16), основной целью которого являлось содействие развитию экскурсионно-туристской работы в школах, пионерских клубах, отрядах и отдельных группах и кружках. В годы войны с 1941 по 1945 гг. РДЭТС была закрыта.

Первый республиканский слет юных туристов состоялся в 1939 г., на котором присутствовал Председатель Верховного Совета ТАССР Гали Динмухаметов (1892 – 1951).

Газета «Правда» 25 мая 1940 года опубликована статью «Внимание – краеведению», в которой говорилось следующее: «Познать свой край, свой район, его историю, его богатство; знать, что таится в недрах родной земли, познать природу, и не только познать, а научиться лучше использовать ее на благо человеку, на благо социалистическому обществу – какое благородное и благодарное занятие, какой могучий источник знаний, прекрасное средство воспитания в молодежи наблюдательности, находчивости, инициативы… имя этому краеведение».

В самом начале 40-х гг. среди пионеров и школьников под влиянием повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» развернулось тимуровское движение. Его участники помогали семьям красногвардейцев, ветеранам гражданской войны, инвалидам, престарелым. Они противопоставляли себя уличным группировкам. Перед войной особое внимание тимуровцы уделяли семьям тех бойцов, которые участвовали в сражениях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол и  Советско-Финской компании 1939 г.

Первым официальным документом, обязывающим включать туризм в педагогическое средство воспитания в школах, был приказ Наркома просвещения РСФСР «О детском туризме», изданный в декабре 1940 г. Руководителям школ предлагалось организовать в каждой средней школе кружок юных туристов, выделить из числа учителей ответственного организатора туристской работы с учащимися. Во многих школах республики были созданы такие клубы и кружки юных туристов. В начале 1941 г. была объявлена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников по малым рекам и маршрутам боевой славы. В этом приказе была отмечена работа Татарской детской экскурсионно-туристской станции.

Экскурсионно-краеведческая работа исследовательского характера несколько оживилась в 1940 – 1941 гг. во время проведения школьных краеведческих походов в честь 25-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Маршруты походов проходили по территории республики и намечались местными отделами народного образования совместно с хозяйственными и планирующими организациями. Материал, который собирали школьными группами, в ряде случаев имел большое значение для хозяйственного и учебного использования. Такая работа проводилась школами Татарской АССР. Всего по стране за 1940 г. к участию в походах было привлечено 261 тыс. школьников.

В начале 1941 г. была объявлена Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек. Но осуществить ее не удалось, война нарушила все планы.

Парадоксально, но факт, в первые недели войны министр образования В.П.Потемкин обращается через издание «Учительская газета» ко всем работникам народного просвещения организовать для учащихся VII –X классов занятия по военной подготовке и военно-санитарному делу по 7 часов в неделю. Это был настоящий детский туризм.

Известный писатель А.П.Гайдар 30 августа 1941 г. перед отъездом на фронт обратился к пионерам, юным гражданам страны советов: «Этот суровый, грозный год покажет, кто из вас действительно трудолюбив, стоек и мужествен. В этом году вы должны будете не только хорошо учиться, не только крепить дисциплину – эту основу победы в тылу и на фронте, – вы должны будете много работать…. Для победы нужны немалые усилия. Страна о вас всегда заботилась, она вас воспитывала, учила, ласкала. Пришло время и вам – не словами, а делом показать, как вы ее цените, бережете и любите».

15 ноября 1941 г., когда враг подступал к Москве, В.П.Потемкин нацеливал учителей на неминуемую победу, издав приказ «О сборе материалов Великой Отечественной войны» – писем, фотографий, почтовых открыток, различных билетов, плакатов, афиш и других материальных свидетельств войны, вплоть до трофеев. И самыми активными собирателями становятся дети. Несмотря на то, что история детского туризма и краеведения в республике изучена неплохо, данный аспект не получил необходимого освещения.

Положение на фронте было тяжелым и осенью 1941 г. под Казанью начали строить противотанковый оборонительный рубеж – «Казанский обвод». В случае наступления немцев он должен был защитить от врага Казань и близлежащие районы. Как говорится в секретных донесениях того времени, на строительстве противотанковых окопов и рвов под Казанью работало не менее 107 тысяч человек – в основном женщины и молодежь старше 16 лет. 11 февраля 1942 г. «Казанский обвод» был готов.  В рекордно короткий срок в неимоверно трудных условиях татарстанцы построили 331 километр противотанковых препятствий, соорудили 392 командных и командно-наблюдательных пункта, 98 скрытых огневых точек, 419 землянок. На строительстве часто можно было видеть и школьников.

Жители Татарстана, как и всей страны, узнали о нападении фашистской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года. В этот же день был издан Указ Президиума Совета СССР о мобилизации военнообязанных граждан, родившихся с 1905 года по 1918 гг. на территории 14 военных округов, в том числе и Приволжского военного округа, куда входила ТАССР.

17 сентября 1941 г. был издан приказ комитета обороны СССР, названный «Всеобщая воинская подготовка граждан СССР», который вступил в силу 1 октября того же года. Он охватывал мужчин от 16 до 50 лет и предусматривал обязательную военную подготовку без отрыва от работы. Активно участвовали в этой работе Осоавихим, физкультурные организации, общество Красного Креста и Красного Полумесяца ТАССР.

Не обошла она стороной и школьников Татарстана. Постановлением СНК СССР № 1802 от 02 июля 1941 г. было официально разрешено привлекать учащихся VII – X классов к сельскохозяйственным работам в подсобных хозяйствах предприятий, в совхозах и колхозах. Органы народного образования ТАССР провели мобилизацию школьников для выезда в сельские районы. Уже осенью 1941 г. участие школьников в сельскохозяйственных работах приняло массовый характер. На поля вышли учащиеся не только сельских, но и городских школ. Результативность труда учащихся во многом была основана на патриотическом подъёме подростков, высокий уровень которого сохранялся в течение всех военных лет. Приняли активное участие школьники и в развернувшемся по всей стране движении за сбор средств в Фонд обороны Родины (специальный счет был открыт 30. 07. 1941 г.). В сборе средств принимали участие учителя и школьники буквально всех уголков республики. Кроме денежных средств, школьники собирали тёплые вещи, бельё и одежду, книги, канцелярские и почтовые принадлежности, табак и спички и многое другое для отправки воинам действующей армии и в пострадавшие от войны районы. На смену отцам и старшим братьям приходили подростки, окончившие ремесленные, железнодорожные училища, школы ФЗО. На их долю приходилось от 50 до 70 процентов рабочих и служащих.

Краеведческая работа школьников ТАССР в основном велась по поиску минеральных и пищевых ресурсов, остро необходимых в период войны. С этой целью в республике в 1942 г. была создана специальная комиссия Академии наук СССР по мобилизации ресурсов Поволжья и Прикамья на нужды обороны страны. Комиссия, которую возглавлял академик Е.А.Чудаков, объединяла усилия более 300 научных сотрудников и производственников. В ее составе действовало восемь секций. Минерально-сырьевой секцией руководил профессор Казанского университета Л.М. Миропольский.

В Казани школьники трудились на предприятиях без отрыва от обучения. По окончанию учебных занятий учащиеся школ шли работать на производство. Многие из них скоро овладели необходимой квалификацией и даже выполняли нормы взрослых рабочих.

В годы войны спортивная и туристская жизнь детей Татарии не замирала: тренировались и сдавали нормы военизированного комплекса ГТО, участвовали в соревнованиях, а с 1944 г. стали  проводится соревнование в честь Героев Советского Союза.

Да, война остановила детское туристское движение. Это было логично. Однако эти годы показали пользу занятий туризмом: туристы «прекрасно себя чувствовали» в партизанских отрядах, при защите перевалов на Кавказе, да и вообще при всех невзгодах. Все это привело к перестройке работы школ и внешкольных учреждений.

22 сентября 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял Постановление «О работе комсомольских организаций по сбору дикорастущих лекарственных и пищевых растений». Силами комсомольцев и пионеров, главным образом учащимися средних школ, необходимо было организовать сбор лекарственных и пищевых растений: шиповник, корни валерианы, спорыньи, можжевеловых ягод, граната, груши, грибов, а также заготовку собранных населением ягод, сушеных грибов, дикорастущих лекарственных и пищевых растений. Во исполнение Постановления ЦК ВЛКСМ и письма Наркомпроса школы и детские учреждения были привлечены к сбору и сдаче государству дикорастущих плодов, лекарственных растений и грибов. В сборе принимали участие дети с 8-летнего возраста.

В августе-октябре 1941 г. школьники собирали белые грибы, которые потом сушили и сдавали в военные госпиталя для лечебного питания раненых бойцов РККА. На школьников возлагалась нелегкая задача заготовки лекарственных трав и сбор ягод. Собирали мох – сфагнум для госпиталей, используемые в течение всей войны медиками вместо гигроскопической ваты.

24 сентября 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) приняли Постановление «Об уборке урожая сельскохозяйственных культур». Учитывая отставание уборки и возможное наступление ранних заморозков, СНК СССР и ЦК партии разрешили привлечь к уборке урожая и учащихся. Значительную часть трудоспособного населения в селах и деревнях в годы войны составляли дети.

В ноябре 1941 г. Наркомпрос РСФСР издал приказ «Об организации военно-допризывной подготовки учащихся VIII – X классов средних школ». В соответствии с планом данного приказа старшеклассники обучались по 110-и часовой программе. Кроме того, ученикам IX – X классов на физическую подготовку отводилось дополнительно 15 (в IX классах) и 35 (в X классе) часов. Особое внимание в данной программе уделялось физической подготовке учащихся. Упражнения носили преимущественно военно-прикладной характер: ходьба на значительные расстояния, походы, марши, а также бег на выносливость, прыжки, строевая и лыжная подготовка, военно-физкультурные игры. В программу школьных соревнований широко включались военизированные игры: гонки патрулей, сандружиниц, гонки со стрельбой и гранатометанием. При обучении пользовались старыми, давно проверенными правилами элементарной методики: «Учи показом, а поясняй рассказом»; «Показывай так, чтобы видели все, а проверяй усвоение по одному»; «Об умении суди по исполнению, а не по рассказу».

Весной 1942 г. ЦК ВЛКСМ, Наркомпрос, Наркомзем, Наркомат совхозов объявили о Всесоюзном социалистическом соревновании среди школьников и пионеров по сельскохозяйственным работам. В июле 1942 г. в газете «Пионерская правда» были опубликованы условия данного соревнования, предусматривавшие не только выработку наибольшего количества трудодней, но и отличное качество работы, строгую трудовую дисциплину, активное участие в политической и культурно-массовой работе на селе. В этом соревновании наряду с сельскими учащимися приняли участие и городские школьники. Всего на сельскохозяйственных работах приняли участие свыше 656 тыс. учащихся и учителей Татарии. Ими было выработано за 1941 – 1945 гг. более 16 млн. трудодней, т. е. в среднем ежегодно работами по 136 тыс. участников. Первую премию Наркомпроса РСФСР за 1942 г. за хорошую организацию и активное участие в сельскохозяйственных работах получила школа № 49 Казани. В 1943 г. переходящее Красное знамя обкома ВЛКСМ, Наркомпроса и Наркомдела ТАССР завоевал Зубцовский детский дом Тетюшского района, а переходящее Красное знамя Наркомпроса РСФСР было присуждено казанской школе № 85. Работали в любую погоду, чтобы в срок закончить посевную или уборочную. Когда руководство колхоза или совхоза обращалось с просьбой работать в выходной день, работали безотказно. Учащиеся оказывали посильную помощь в ремонте зданий (ферм, кузниц и т.п.), техники (комбайнов, тракторов), пахали землю и ухаживали за животными. Очень часто у детей не было даже соответствующей одежды и обуви. А условия проживания в колхозах и совхозах были ужасающими: «протекала крыша, не было коек, девчонки спали на полу, приходилось спать в сырости, негде было сушить одежду и обувь». Труд детей, когда была, возможность оплачивался. Некоторые колхозы выплачивали зарплату, а иногда выдавали «натурой» – 100 кг капусты на ученика и по 200 кг на каждого учителя, иногда «бригада младших девочек 24 кг белой муки и 6 кг меда. Однако труд учеников и учителей оплачивался не всегда. Но это было для них неважно. Ведь таким образом они помогали фронту!

Постановлением СНК СССР от 21 мая 1942 г. было разрешено принимать на производство подростков, достигших 14-летнего возраста. Подростки принимались на предприятия в качестве учеников с последующим трудоустройством. Сроки обучения устанавливались от одного до трех месяцев. Но трудиться на заводах многие дети зачастую начинали уже в 12 – 13 лет.

Идя навстречу желаниям ряда пионерских организаций о проведении Всесоюзного пионерского воскресника в ознаменование 25-й годовщины Великой Октябрьской революции, ЦК ВЛКСМ постановил провести 8 ноября 1942 г. Всесоюзный воскресник «Пионеры – фронту». В нем участвовало 2,5 млн. пионеров и школьников.

В республике одними из первых в патриотическое движение включились комсомольцы. По их инициативе в 1 ноябре 1941 г. был развернут сбор средств на строительство колонны танков под названием «Комсомолец Татарии». Через четыре месяца общая сумма превысила 1,2 млн. рублей.

Зеленодольские комсомольцы и пионеры в 1942 г. были в числе тех, кто собирал деньги для самолетов У-2, которые затем передали в 930-й комсомольский полк ночных бомбардировщиков. Один из переданных в этот полк самолетов имел надпись на фюзеляже «Зеленодольский комсомолец».

Осенью 1942 г. по инициативе молодежи Сабинского района в сельских районах Татарии широко развернулся сбор средств на танковую колонну «Колхозник Татарии». Всего сельские труженики собрали 100 млн. рублей. 5 мая 1943 г. танковая колонна из 200 «тридцатьчетверок» была передана делегацией ТАССР трем бригадам 10-го танкового корпуса в прифронтовом Старом Осколе. Летом 1943 г. перед Белгородско-Харьковской операцией полку было передано 20 самолетов, в т. ч. уже со знакомыми именами «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии», «Кызыл Татарстан», «Казанский комсомолец», «Зеленодольский комсомолец». Полку так же было передано знамя Татарского обкома комсомола. Есть сведения о том, что церемония передачи именных самолетов У-2ВС лучшим экипажам 930 комсомольского полка ночных бомбардировщиков, построенных на средства комсомольцев и пионеров Татарии, 17 августа 1942 г. проходила на заводском аэродроме в Казани. Всего тогда было передано 6 самолетов и в их числе «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии», «Кызыл Татарстан», «Казанский комсомолец», «Зеленодольский комсомолец». Имя еще одного самолета утеряно. Татарский обком комсомола взял шефство над комсомольским авиаполком и делегации комсомольцев Татарии неоднократно выезжали в полк с подарками, в том числе и с новыми самолетами.

Не остались без внимания семьи фронтовиков. Большую часть заботы о них взяли на себя комсомольцы и тимуровцы. Они помогали этим семьям в ремонте квартир, обработке огородов, заготовке топлива и т.д. Так, тимуровцы средней школы № 39 г. Казани шефствовали почти над 50 солдатскими семьями. Ребята убирали квартиры, носили воду, кололи дрова. На деньги, собранные всей школой и вырученные от сдачи металлолома, для  подшефных семей были приобретены более 10 пальто свыше двух десятков платьев, несколько пар валенок.

Война кардинальным образом изменила работу образовательных учреждений Татарстана. В связи с размещением на территории республики эвакуированных предприятий и госпиталей многие учебные заведения были отданы под оборонные нужды.

29 мая 1942 г. Из письма ЦК ВЛКСМ «О сборе дикорастущих полезных растений».

Начальникам пионерских лагерей, всем учащимся, пионерам и пионеркам.

Дорогие товарищи и друзья!

Рабочие и колхозники, служащие и учащиеся начали сейчас Всесоюзное соревнование, чтобы работать лучше, давать фронту и Красной Армии больше танков, самолетов, пушек, снарядов, патронов и другое вооружение и боеприпасов. Ваши старшие товарищи – комсомольцы и комсомолки на фронте и в тылу вместе со всеми напрягают силы, чтобы поскорей разгромить немецких фашистов.

Можно ли вам в такие дни сидеть, сложа руки и ничего не делать? Конечно, нельзя. Какой пионер, советский школьник будет бездельничать, зная, что на фронте сражаются его отец, мать, брат, сестра, сосед. Пионеры и школьники делают правильно, когда не только учатся, развлекаются, но и работают, помогая этим поскорее разбить немецко – фашистскую армию…. Мы решили посоветовать вам заняться одним, очень важным и нужным для Красной Армии делом – сбором полезных дикорастущих растений.

Юные пионеры – наши друзья и помощники!

Центральный Комитет комсомола призывает вас как следует, без всякой лени взяться за сбор дикорастущих полезных растений. Выходите на сбор ягод, дикорастущих плодов, целебных трав! Организуйте социалистическое соревнование между пионерскими отрядами, звеньями, пионерами и школьниками!

Лучшим отрядам, звеньям присваивайте имя фронтовых, показывайте их на досках Почета, в стенных газетах, боевых листках.

Будьте организаторами работ по сбору дикорастущих полезных растений. Обсудите в каждом лагере, отряде, звене наше письмо, создайте инициативные группы из пионерского актива и юннатов, расскажите пионерам о значении предстоящей работы и заготовок.

Ознакомьте пионеров с произрастающими в вашей местности дикорастущими полезными растениями. Научите пионеров собирать, сушить и заготовлять растительное сырье.

Организуйте массовые походы пионеров на сбор дикорастущих полезных растений.

ЦК ВЛКСМ считает работу по сбору, заготовке и сдаче дикорастущих полезных растений как лучшую помочь фронту со стороны пионеров и школьников.

Возьмитесь за дело по-боевому. За вашу работу тысячи бойцов скажут вам  крепкое фронтовое спасибо.

С комсомольским приветом ЦК ВЛКСМ.

Письмо призывало пионеров сконцентрировать свои усилия на новой форме деятельности – сборе дикорастущих растений, целебных плодов и лекарственных трав. Дети страны Советов, в том числе и школьники ТАССР, достойно откликнулись на призыв старших товарищей.

По итогам соревнования лучшим школьным отрядом республики был признан отряд школы № 86 г. Казани, состоявший из 28 человек – 2 комсомольцев, 26 пионеров. Работая в совхозе Осиники Теньковского района ТАССР под руководством военрука Ф.Г.Епанчевцева, отряд, по мнению секретаря Татарского обкома ВЛКСМ по школам Ф.Абдуллина, выполнил все условия Всесоюзного социалистического соревнования школ на сельскохозяйственных работах. Отряду было вручено переходящее Красное Знамя обкома ВЛКСМ и Наркомпроса ТАССР. В ходе подведения итогов соцсоревнований 1942 г. также была отмечена грамотами работа школьного отряда № 1 школы № 11 г. Казани (в годы войны в школе был эвакогоспиталь, в 2000 годах школа снесена).

Благодаря кропотливой работе местных краеведов и школьников, были изучены минеральные ресурсы республики, выявлены съедобные и лекарственные дикорастущие растения. Основным из важных достижений этой краеведческой работы стало открытие на территории Татарстана промышленных запасов нефти.

Школы Казани переводились на трехсменный режим занятий. Из-за занятости на производстве, мате­риальной необеспеченности, отсутствия одежды и обуви в отдельных районах часть детей оказалась вне школы. Однако принимались различные меры, чтобы обеспечить выполнение закона о всеобуче. Был создан фонд всеобуча, в который от жителей республики поступило более 3,2 млн. рублей. Комсомольцы в ходе декадников ремонтировали школьные здания, заготавливали для школ топливо. Подспорьем в организации питания школьников стали пришкольные участки и животно­водческие хозяйства.

Только по Казани количество школьных помещений сократилось практически в два раза, с 102 до 57. Нормой стал перевод школ на трехсменный режим работы, использование для учебы зданий клубов, домов культуры. Военное время внесло свои коррективы и в учебные планы, и программы школ.

Основной акцент был сделан на усиление патриотической составляющей в их деятельности. Были увеличены часы на изучение военного прошлого России: блестящих военных операций, в существенной мере предопределивших ход истории; биографий знаменитых полководцев; героико-художественных произведений. С первых дней войны учителя и учащиеся Татарстана, как и во всей стране, приняли активное участие в строительстве оборонительных сооружений, участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая в колхозах и совхозах. Активизировалась работа разного рода военно-оборонных и физкультурных кружков, проводились занятия по противовоздушной и химической обороне.

Именно в эти годы в системе образования СССР возродилось много полезного из дореволюционного опыта — для стимулирования учащихся были введены экзамены на аттестат зрелости, учреждены золотая и серебряная медали за успехи в учебе при отличном поведении, а также была восстановлена система обязательных экзаменов (тогда их называли испытаниями) по окончанию учебного года. Преподавание всех предметов в школе в военный период было подчинено задачам военного времени. Учителя-предметники на своих уроках старались рассказывать своим ученикам о положении дел на фронте, о подвигах солдат и офицеров, причем использовали для этого материалы печати и сообщения Совинформбюро, приводили примеры из жизни близких ребятам людей. В середине 1942/1943 учебного года в учебные планы школ был введен предмет «Военное дело», программа которого включала строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, изучение стрелкового оружия, техники рукопашного боя и военно-санитарного дела. Введение военного дела стало одним из аргументов при организации раздельного обучения мальчиков и девочек, согласно постановлению Совнаркома от 16 июля 1943 г., которое просуществовало до 1954 г.

Школьники были заняты не только учебой, они активно участвовали в общественно — политических акциях. Под руководством учителей помогали в сборе средств в фонд обороны страны, шефствовали над инвалидами войны, ранеными и выздоравливающими красноармейцами в госпиталях.  Начиная с 14-летнего возраста, несли трудовую вахту у станков на заводах и фабриках. Особое место занимал сбор металлолома. Дети относились к этому с большим энтузиазмом – ведь все они знали такие цифры: «Если каждый советский пионер сдаст 1 кг черного лома, наша страна получит 250 паровозов «ИС», 1 тысячу тракторов, 1 тысячу автомобилей».

В республику раненые начали прибывать на десятый день войны. В шефской работе активное участие принимали пионеры. Они шефствовали практически над всеми госпиталями. Только за два года войны пионеры республики собрали около 20 т лекарственных растений. Школьники Казани зимой 1943 г. вырастили в домашних условиях и передали в госпитали 500 кг зеленого лука. Тимуровцы собрали для раненых и больных бойцов десятки тысяч кисетов, носовых платков, конвертов и книг.

В газете «Красная Татария» за 1943 год было размещено следующее объявление: «Внимание! Все аптеки Татарского отделения Главаптекуправления принимает в сухом виде в неограниченном количестве следующие растения: кору дубовую, листья крапивы, липовый цвет».

В первой половине 1944 г. трудящиеся Татарской АССР внесли на строительства танковой колонны «Красная Татария» 62 млн. руб. Вскоре боевые машины были переданы 23-му танковому корпусу, которым командовал уроженец Высокогорского района ТАССР генерал-лейтенант Алексей Осипович Ахманов. На деньги, собранные жителями Бугульминского района, был построен четырехмоторный воздушный бомбардировщик «Бугульминский колхозник».

Юные пионеры становились сынами полка, связными у партизан и подпольщиков. Ходили в разведку, воевали с оружием в руках. Об активности ребят можно судить по приказу фон Клюге, командующего 4-й армией: «Всеми средствами следует препятствовать гражданским лицам, двигаться по железнодорожным путям. Особенно нужно остерегаться повсюду мальчишек и девчонок советской организации пионеров».

По призыву газеты «Пионерская правда» устраивались лыжные соревнования, в 1944 г. было принято решение, чтобы все пионеры научились хорошо ходить на лыжах. Этому почину посвящены специальные сборы звеньев, отрядов – и дело пошло.

Самыми трудными были первые два года войны, когда шла массовая эвакуация детских учреждений из прифронтовых районов. Школы, детские сады, детские дома из центра России перебрасывались глубоко в тыл: Среднюю Азию, Казахстан, Сибирь, на Урал. На новых же местах было мало школьных зданий, жилья для учителей, не было возможностей для материального обеспечения и школьников, и учителей. Многие школьные здания были заняты под госпитали, казармы, цехи заводов. В связи с этим занятия в школах проводились в две-три, нередко и в четыре смены со всеми вытекавшими отсюда последствиями.

Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы. Так, произошли изменения в структуре и продолжительности учебного года, в связи с этим потребовались корректировка учебных планов и программ, сокращение каникул, введение новых организационных форм обучения, стали создаваться консультационные пункты, ориентированные на самостоятельную работу учащихся VII – X классов. Для школьников, приступивших к учебным занятиям после перерыва, организовывалось индивидуально-групповое обучение, проводились дополнительные занятия в конце учебного года и в летние каникулы.

Значительное большинство юношей, окончивших среднюю школу, призывалось в действующую армию, поэтому возникла необходимость не только их более серьезной физической подготовки, но и обучения элементам военного дела. В годы войны большое внимание уделялось деятельности пионерской организации и ее символике и ритуалам, что вытекало в значительной степени из идей и практики А.С.Макаренко. Все это усиливало роль комсомольской и пионерской организаций, которые вели политическую работу среди детей, подростков и юношей; организовывали проведение массовых общественно- политических кампаний, вовлекали детей в так называемую общественно полезную работу и т.д. Большую роль в укреплении всей системы народного образования в целом сыграли постановления правительства СССР, а затем и соответствующие приказы Наркомпорсов всех союзных республик об освобождении от платы за обучения ряда категорий учащихся. Напомним что плата за обучение была введена с 1 сентября 1940 г. в VIII, XI и X классах средних школ и в высших учебных заведениях постановлением СНК СССР от 2 октября 1940 г. Теперь же, с самого начала войны (июль 1941 г.) от платы за обучение были освобождены дети рядового и сержантского состава Советской Армии, Военно-Морского Флота и партизан. С сентября 1944 г. освободились от платы за обучение в VIII – X классах средних школ дети офицеров-инвалидов, а также погибших, пропавших без вести, умерших вследствие ранений, увечий, контузий, полученных на фронтах Великой Отечественной войны. Соответствующие постановления и приказы были реализованы во всех союзных республиках.

В годы войны пионеры и школьники республики вместе со всем советским народом решали главную задачу: мобилизацию всех внутренних ресурсов, социального потенциала для обеспечения Великой Победы. Это обстоятельство заставило детские объединения искать и находить новые формы и методы, новые направления деятельности. К ним можно отнести бурное развитие тимуровского движения, сбор денег в фонд обороны, общественно полезный труд. Учащиеся помогали всем, чем могли: собирали лекарственные травы, металлолом, шефствовали над госпиталями, выполняли другие работы. Так, они обслуживали 49 госпиталей Татарии. Учебой в военные годы было охвачено 82,5 процента детей школьного возраста. Таким образом, фронту помогали все – и взрослые и дети. Эта помощь выражалась в различных формах и была очень весомой. Опираясь на нее, бойцы шаг за шагом шли к победе.