Сенсорное восприятие как основа для развития высших психических функций
Сенсорное восприятие как основа для развития
высших психических функций
Зульфия ЕНИКЕЕВА
учитель-логопед детского сада №42
г. Казань
Аннотация: в данной статье рассматривается сенсорное восприятие как основа для развития высших психических функций, а следовательно и как основа для умственного и речевого развития.
В работе логопеда очень важно заниматься не только развитием речи, но и развивать ребёнка всесторонне. Иначе говоря, ребёнку у которого есть проблемы с речью, особенно требуется работа по развитию или коррекции каких-либо психических процессов: это может быть ослабленное внимание, плохая память, нарушение восприятия и так далее, причиной которых могут быть сенсорные нарушения. Иначе говоря, требуется работа по развитию и формированию основы для психологического базиса высших психических функций. Этой основой и являются сенсорные эталоны. Уже ни для кого ни секрет, что правильное сенсорное развитие является основным фундаментом для правильного и всестороннего развития всех психических процессов ребенка и развитие личности в целом.
Если брать все этапы развития, то можно увидеть, что на каждом этапе взросления ребенок проходит необходимую ступень фундаментального развития, в период которого ребенок должен освоить определённые задачи для дальнейшего успешного развития. По завершении прохождения которой, ребенок постепенно переходит на следующую фундаментальную ступень развития. Таким образом ребенок в своем развитии как бы поднимается по «ступенькам» и если один из этапов оказывается неохваченным или плохо освоенным, то проходя следующие ступени развития у ребенка могут возникнуть сложности, так как один из этапов освоен не полностью или не освоен совсем.
В процессе работы становится понятно какие нарушения, помимо речевых, еще имеются у ребёнка. И очень часто и ярко это прослеживается при работе с детьми ОВЗ. В силу своих ограниченных возможностей ребенок не усваивает определенные сенсорные эталоны. Например, при работе с детьми, которые ограничены в движении, чаще всего возникает нарушение пространственных ориентаций, замедленное кинестетическое и кинетическое развитие. Нарушение интеллекта в большинстве случаев сочетается с недостаточным развитием двигательной сферы и т.п.
Чувственное познание окружающего мира становится основой для дальнейшего развития ребенка. И в процессе обучения и познания окружающего предметного мира ребенок должен овладевать сенсорными эталонами, а взрослые должны создавать условия и помогать ребенку, учить наблюдать, рассматривать, ощупывать, обследовать и самое главное сравнивать и находить отличительные признаки и сходства. Конечно необходимо учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности самого ребенка.
Именно поэтому при работе логопеда с ребенком необходимо выделять время для упражнений, которые нацелены на развитие, познание, усвоение и закрепление сенсорных эталонов. Это могут быть как кинезиологические упражнения, так и упражнения на развитие сенсорики. Например, «Волшебный мешочек», «Угадай кто спрятался», «Зашумлённые картинки».
Создание целостного образа предмета возможно только в том случае, если ребенок овладел поисковыми способами ориентирования при выполнении задания. С этой целью ребенку предлагаются упражнения, которые научат его планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию, ощупыванию, обследованию и самое главное сравнению и отличию этих объектов и предметов друг от друга.
Данные упражнения могут проводится в начале занятия группового или индивидуального и использоваться для того чтобы привлечь внимание ребенка, заинтересовать и мотивировать на дальнейшую работу.
Следует отметить, что такую работу стоит проводить с детьми не только дошкольного возраста, но и в школьном возрасте, если обнаруживается недостаточно развитое восприятие сенсорных эталонов. Так как психологическая наука и практика доказали, что знания, получаемые словесным путем и неподкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчётливы и порой фантастичны. Это доказывает, что нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, основой которого и является сенсорное восприятие.
Список использованных источников:
nsportal.ru; infourok.ru
Л.А Метиева, Э.Я. Удалова Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец.(коррекц.) образоват. Учреждений 8 вида/ Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова
– М.; Просвещение, 2009