Семья и семейные ценности

№ 102

Оганна АКОПЯН,

педагог-психолог средней школы №171г. Казани

Цель: показать значение семьи в жизни человека, культивирование в детях бережного отношения к семейным ценностям.

Задачи:

– разобрать понятия «семья», «семейные ценности»;

– привить навыки понимания родных и близких людей и уважительного отношения к ним;

– помочь учащимся осознать роль и значимость семьи и Отечества в жизни каждого человека;

– проанализировать притчи о семье и семейном счастье. Объяснить важность сохранения семейных ценностей: поддержания атмосферы любви, уважения и взаимопомощи в семье;

– сформулировать «золотые правила» счастливой семьи.

Оборудование: текст притчи, заготовки для строительства дома «Счастливая семья», листы для проекта «Моя семья», карандаши, фломастеры, презентация.

Ход урока

Дорогие ребята! Сегодня вся наша страна отмечает День семьи. Как вы понимаете слово «семья»? (Ответы детей.)

– Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

А что такое семейные ценности? (Ответы детей.)

– Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Что же может объединять семью? (Дети, доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, чувство взаимопомощи.)

– Это и есть семейные ценности.

Таким образом, ребята, скажите пожалуйста о чем мы с вами будем говорить? (Дети определяют тему классного часа.)

Да, ребята, мы сегодня будем говорить о самом важном в жизни каждого о семье и семейных ценностях.

Задание 1.

Ребят, я предлагаю построить дом. Но этот дом не простой – он волшебный. (Дети на доске выкладывают элементы дома со словами:

— уважайте мнение всех членов семьи;

— старайтесь понять каждого члена семьи;

— умейте прощать;

— уважайте родственников;

— почитайте родителей;

— будьте внимательны друг к друг;

— доверяйте друг другу;

— с терпением относитесь друг к другу;

— счастливая семья.

Посмотрите, у нас появились золотые  правила счастливой семьи. Таким образом, чтобы семья была счастливой необходимы:

— понимание;

— терпение;

— уважение;

— внимание;

— любовь;

— доверие.

Это и есть семейные ценности. Да, ребята, каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.

Задание 2.

– А теперь, ребята, давайте вспомним мудрую заповедь «Что значит почитать родителей?»

– Почитать (уважать) родителей – значит:

— в детстве их слушаться;

— в молодости – советоваться;

— в зрелом возрасте заботиться.

– Я предлагаю вам на листочках записать.  «За что я благодарен своим родителям?» (ответы зачитываются по желанию детей).

–Вы, ребята, молодцы!

Задание 3.

– А сейчас я предлагаю вам отдохнуть и послушать притчу.

Притча «Ладная семья»

В одном селе жила семья из 100 человек. В ней царила особая атмосфера мира, согласия и взаимопонимания. Никогда здесь ни ссорились, ни ругались. Этот слух дошел до правителя страны. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Приехал владыка в село, нашел главу семьи и спросил о том, как ему удается сохранять гармонию между близкими людьми. Старик взял лист бумаги, долго на нем писал, а потом вручил его правителю. На бумаге было начертано 3 слова: любовь, терпение и прощение. «И это все?» – удивился правитель. На что старик ответил: «Да! Это основа не только хорошей семьи, но и мира в целом…»

Задание 4.

– Следующее задание, которое мы выполним – это проект «Моя семья». (Ученики заполняют заготовленные шаблоны будущего герба, работы собираются и помещаются на ватман.)

— Верхний левый квадрат – фамилия и имя ребенка;

— верхний правый квадрат – изображение семьи;

— нижний левый квадрат – три самые важные ценности семьи; нижний правый квадрат – пожелание своей семье.

Задание 5. Мы с вами сегодня узнали и вспомнили много интересного на тему «Семья». (Далее используется метод «синквейна», который раскрывает понятие «семья». Ученики составляют «синквейн» к слову «семья».)

1. Существительное – одно слово.

2. Прилагательное – два слова.

3. Глаголы – три слова.

4. Фраза.

5. Обобщение, одно слово, ассоциация.

Например,

Семья.

Дружная, крепкая.

Любит, уважает, заботится.

Я люблю свою семью.

Здорово!

Итог урока

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…