Семейный бюджет

(Внеурочное занятие по финансовой грамотности для учащихся 4 класса)

Юлия ЖУКОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №135 г. Казани

 

Цель: формирование первоначальных представлений о семейном бюджете.

Задачи:

– создать условия для формирования у обучающихся представлений о семейном бюджете и его составных частях; формирования вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 1000;

– развивать экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета;

– воспитывать у учащихся экономного отношения к семейному бюджету.

Ход занятия

  1. I. Организационный момент
  2. II. Актуализация опорных знаний

Учитель. Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру. Мне нужно по одному ученику от каждого стола, чтобы собрать слово из рассыпавшихся букв.

– Какое слово у вас получилось? (Деньги)

– Деньги, которыми мы привыкли пользоваться сейчас, появились на самом деле не так давно. Предлагаю посмотреть мультфильм о том, как появились деньги. (Просмотр мультфильма «Появление денег».)

– Посмотрите, что это у меня в руках? (Показать копилку..)

– Кто узнал этот предмет? Расскажите для чего она нужна?

– А какие деньги можно положить в копилку?

– Давайте посмотрим, что лежит в моей копилке.

– Кто знает, как называются эти деньги? (Монеты и банкноты.)

– Монеты и банкноты – это какие деньги? (Наличные.)

– Если существуют наличные деньги, значит есть еще какие? (Безналичные.)

– Безналичные деньги мы не увидим в кошельке или в копилке. Они хранятся на пластиковой карте. Посмотрите вот как выглядят пластиковые карты. (Продемонстрировать карты.)

– Как вы считаете, что удобнее брать с собой: наличные или безналичные деньги?

– А в чем неудобство наличных денег?

– А в чём неудобство пластиковых карт?

III. Подведение к теме занятия

Учитель. У многих из вас сейчас родители находятся на работе. А для чего они ходят на работу?

– А для чего каждой семье могут быть нужны деньги?

– Давайте поиграем в игру. Я буду бросать мяч каждому из вас и спрашивать: «Зачем нам нужны деньги?», а вы будете отвечать.

  1. IV. Изучение нового материала

Учитель. Посмотрите на экран: вы увидите ребус, отгадайте, что это за слово? (Бюджет)

– Сегодня на занятии мы узнаем, что такое бюджет и из чего он может состоять? Предлагаю посмотреть еще один мультфильм, из которого вы узнаете, что же такое бюджет? (Просмотр мультфильма.)

– У каждой семьи есть свой семейный бюджет.Посмотрите на экран и прочитайте, что же это такое?

– Что же делают ваши родители, чтобы пополнить бюджет семьи?

– Те деньги, которые зарабатывают ваши родители, как называют?

– Зарплату люди получают за выполненную работу.

– Кто знает, как называются деньги, которые получают пожилые люди, которые уже не работают?

– Дети не работают, но тоже могут получать различные пособия от государства.

– Ребята, которые закончили школу и поступили в университеты, колледжи и т.п. тоже могут получать деньги за хорошую учебу, эти деньги называются стипендия.

– Итак, давайте вспомним из его состоит семейный бюджет? 

– А сейчас давайте поиграем в игру.

– Скажите, какие есть правила для того, чтобы работать в группе? (Нужно работать дружно, учитывать мнение каждого участника, обязанности распределить между всеми, когда один будет говорить, все другие должны слушать.)

Учитель. До начала игры каждый из вас должен найти свою команду. (Команды объединяются по общей теме.)

1-я группа. Папа, бабушка, брат, дочь, дедушка, мама.

2-я группа. Зарплата, пенсия, пособие, стипендия, премия, гонорар.

3-я группа. Квартплата, бензин, продукты, одежда, лекарство, отдых.

(Когда ребята объединятся группы, нужно послушать какие у них слова и какая у них общая тема.)

Учитель. Итак, у нас получились три группы: «Семья», «Доходы», «Расходы». Это три семьи, давайте дадим каждой семье фамилию, для этого разгадайте загадки, по их отгадкам и будут фамилии.

Загадки

  1. Обычно из кожи

Шьют этот предмет.

То есть в нем монеты,

То их уже нет. (Кошелек)

  1. Без меня нет и рубля,

Хоть и маленькая я.

Наберёшь меня сто штук –

Вот и рубль, милый друг. (Копейка)

  1. В наши дни не встретишь эту

Очень малую монету.

В сказках ты её найдёшь,

Денежка зовётся … (грош).

— Вот у нас и получились семьи Кошелевых, Копейкиных, Грошевых, давайте выполним несколько заданий.

Задание. Каждый член вашей семьи должен выбрать свой источник доходов, записать сумму в таблицу исходя из памятки, на которой написаны различные профессии и зарплаты, которые могут получать работники, также там прописаны суммы пособий, пенсий и стипендии. Рассчитайте сумму месячного дохода вашей семьи. Заполните таблицу.

– А теперь давайте сравним ежемесячные доходы каждой семьи.

– Почему получились разные результаты?

– Какой вывод можно сделать?

Важен ли размер дохода и состав семьи?

Вывод. Чем больше доход, тем выше благосостояние семьи. Можно больше тратить, расходовать…

Важно уметь планировать свои расходы, свой семейный бюджет.

Физкультминутка

– Если доходы вашей семьи растут от того что я говорю – подпрыгиваете, если уменьшаются приседаете.

– Мама в этом месяце получила премиальные деньги.

– Папе задержали зарплату.

– Брату повысили стипендию за отличную учебу.

– Бабушке повысили пенсию.

– Сестре начали выплачивать пособие.

Задание всем. Определите запланированные и незапланированные расходы семьи. Для этого соедините линией вид расхода с нужной корзиной.

 

Оплата детского сада Запланированные

 

Незапланированные

Покупка новой одежды
Оплата жилья Оплата кружка ребёнка
Покупка бензина для машины Оплата продуктов питания
Ремонт одежды (сломалась на куртке молния) Лечение
Поход в кино Подарок на день рождения друга
Оплата телефона Поломка телевизора

 

Задание 1-й семье. Расходы на питание.

Если у вас будет 50 рублей и вам нужно покушать в столовой, что вы сможете купить из предложенного меню. Составьте несколько вариантов.

Меню

Первые блюда

  1. Щи – 15 руб.
  2. Солянка – 10 руб.
  3. Уха – 5 руб.

Вторые блюда

1.Зразы с картофельным пюре – 45 руб.

  1. Тефтели с макаронами – 30 руб.
  2. Говядина с тушёными овощами – 25 руб.

Напитки

  1. Чай черный – 5 руб.
  2. Компот из сухофруктов – 15 руб.
  3. Сок – 10 руб.

Задание 2-й семье. Продуктовый магазин.

Что вы сможете купить в магазине из продуктов, если у вас есть 1000 рублей?

 

Конфеты – 250 руб.

Чипсы – 25 руб.

Мороженое – 50 руб.

Газированные напитки – 50 руб.

Хлеб – 50 руб.

Сахар – 40 руб.

Жевательная резинка – 20 руб.

Семечки – 30 руб.

Масло – 100 руб.

Сок – 100 руб.

Мясо – 250 руб.

Сухарики – 30 руб.

Торт – 250 руб.

Рыба – 150 руб.

Яйцо – 50 руб.

Шоколад – 50 руб.

Картофель – 50 руб.

Молоко – 50 руб.

Орешки – 100 руб.

Печенье – 200 руб.

Крупа (гречневая, пшено) – 60 руб.

Фрукты – 200 руб.

 

VII. Рефлексия

Учитель. У вас на столах лежат различные купюры, а на доске висит наша копилка, если вам понравилось занятие, то положите банкноту, а если вы не все смогли понять на занятии, то положите монету.