Самообразование школьников в процессе обучения
Самообразование школьников в процессе обучения
Лейсан Валиахметова,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
гимназии №184 города Казани
Татьяна Жулина,
учитель математики
высшей квалификационной категории
гимназии №184 города Казани
Аннотация. В статье раскрывается сущность и значение самообразования школьников в процессе обучения. Дается краткий анализ методов и способов повышения эффективности самообразовательной деятельности учащихся.
Ключевые слова: мотивация, познавательный интерес, самообразование.
В современных реалиях первостепенное значение получило такое понятие как самообразование школьников, ведь это одна из форм перманентного обучения – целенаправленного получения и усвоения человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня1. В своей книге «Сам себе МБА» Джош Кауфман приводит цитату писателя-фантаста, биохимика Айзека Азимова о том, что самообразование – это единственный вид образования. А функция школы лишь облегчить это самообразование.
С данным мнением трудно не согласиться. И поэтому в своей педагогической практике мы стараемся сделать многое, чтобы наши ученики были самостоятельными и в жизненных реалиях, и в процессе обучения.
К вопросу самообразования и самостоятельной деятельности учащихся в разное время обращались такие выдающиеся теоретики и практики как Колесова А.М., Водейко Р.И., Гальперин П.Я. и другие исследователи.
Так что же такое самообразование, и что лежит в его основе?
Самообразование считается особой деятельностью человека, которая характеризуется положительной мотивационной активностью, а также характеризуется проявлением собственных волевых качеств индивида. Это высшая форма самовыражения личности, вид творческой деятельности, в процессе которой человек саморазвивается и создает духовные и материальные ценности, обладающие как общественной, так и субъективной значимостью. И очень важно уже со школьной скамьи воспитывать в учащихся данную способность.
Рассмотрим несколько методов, применяемых нами со школьниками начальной школы. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент и основные умения для последующей взрослой жизни.
Желание к самообразованию и самостоятельности формируется у учащихся на основе различных мотивов, среди которых ведущую роль приобретает интерес к определенной области знаний, иными словами, к определенному уроку. Например, учащиеся начальной школы очень любят такие предметы, как изобразительное искусство и физическая культура. И это объяснимо.
1 https://gufo.me › dict › social_dict Большой толковый социологический словарь.
Ведь дети семи-десяти лет еще находятся в том возрасте, когда им нравятся мультипликационные фильмы, у них есть свои любимые герои, которых они с удовольствием изображают и включают в свои виртуальные игры.
Движение необходимо в любом возрасте, но особенно оно важно для маленьких детей. Во время мышечной нагрузки у младшего школьника активизируются все физиологические процессы, стимулируется познавательная активность, появляется хорошее настроение и бодрость за счет выработки эндорфина, а также чувство уверенности в себе.
Намного сложнее дело обстоит с другими предметами. Например, на уроках русского языка, родного языка, математики учителю необходимо с помощью элементов занимательности, игровых технологий вызвать интерес у школьников, заинтересовать их, чтобы в дальнейшем они уже без принуждения познавали новое. Педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы ученику было самому интересно получать новые знания, а не механически выполнять классную или домашнюю работу.
По истечении времени, если ребенок мотивирован и ему интересно, сам того не осознавая, он приобщится к глубокому и устойчивому познанию, произойдет активация процесса самообразования и самовоспитания. При этом учитель должен учитывать возрастные особенности своих учеников. Старшеклассникам интересны темы, связанные с их будущей профессиональной деятельностью, темы любви и дружбы. В начальной школе на уроках ученики с удовольствием узнают о животном мире, любят задания, где есть их любимые герои. Они еще верят в сказки, и это хороший повод для развития у школьников желания учиться самостоятельно.
Таким образом, для включения школьника в процесс самообразования педагог должен выбирать те темы и задания, которые будут соответствовать возрастным интересам учащихся и смогут заинтересовать ученика. Кроме того, учитель должен создавать благоприятную психологическую атмосферу на уроке. В своем наставнике каждый ученик должен увидеть справедливого наставника, которому можно довериться в сложной ситуации. Важно также воспитывать чувство взаимопомощи, чтобы ученики в классе ощущали себя единой командой.
Таким образом, познавательный интерес занимает особое место в самообразовательной деятельности и является определяющим в формировании процесса самообразования школьников в процессе обучения.
Список литературы:
- Айзенберг Н. Я. Педагогические проблемы самообразования // Советская педагогика. 1968. № 11. С. 46.
- Водейко Р. И. Домашние задания старшеклассника. Минск. 1974. 40 с.
- Воспитание у школьников культуры труда: Передовой практический опыт. Экспрессинформация АПН СССР. Вып. 1 / под ред. В. И. Журавлева и др. М. 1977. 34 с.
- Кауфман Д. Сам себе МБА. Москва. Эксмо. 2024, 464 с.
- Колесова А. Научная организация умственного труда учащихся. 1975.32 с.
- Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М. 1974. 102 с.