Самообразование школьников в процессе обучения

Самообразование школьников в процессе обучения

 

Лейсан Валиахметова,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

гимназии №184 города Казани

 

Татьяна Жулина,

учитель математики

высшей квалификационной категории

гимназии №184 города Казани

 

Аннотация. В статье раскрывается сущность и значение самообразования школьников в процессе обучения. Дается краткий анализ методов и способов повышения эффективности самообразовательной деятельности учащихся.

Ключевые слова: мотивация, познавательный интерес, самообразование.

В современных реалиях первостепенное значение получило такое понятие как самообразование школьников, ведь это одна из форм перманентного обучения – целенаправленного получения и усвоения человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни с целью поддержания общественно и индивидуально необходимого уровня1. В своей книге «Сам себе МБА» Джош Кауфман приводит цитату писателя-фантаста, биохимика Айзека Азимова о том, что самообразование – это единственный вид образования. А функция школы лишь облегчить это самообразование.

С данным мнением трудно не согласиться. И поэтому в своей педагогической практике мы стараемся сделать многое, чтобы наши ученики были самостоятельными и в жизненных реалиях, и в процессе обучения.

К вопросу самообразования и самостоятельной деятельности учащихся в разное время обращались такие выдающиеся теоретики и практики как Колесова А.М., Водейко Р.И., Гальперин П.Я. и другие исследователи.

Так что же такое самообразование, и что лежит в его основе?

Самообразование считается особой деятельностью человека, которая характеризуется положительной мотивационной активностью, а также характеризуется проявлением собственных волевых качеств индивида. Это высшая форма самовыражения личности, вид творческой деятельности, в процессе которой человек саморазвивается и создает духовные и материальные ценности, обладающие как общественной, так и субъективной значимостью. И очень важно уже со школьной скамьи воспитывать в учащихся данную способность.

Рассмотрим несколько методов, применяемых нами со школьниками начальной школы. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент и основные умения для последующей взрослой жизни.

Желание к самообразованию и самостоятельности формируется у учащихся на основе различных мотивов, среди которых ведущую роль приобретает интерес к определенной области знаний, иными словами, к определенному уроку.  Например, учащиеся начальной школы очень любят такие предметы, как изобразительное искусство и физическая культура. И это объяснимо.

 

1 https://gufo.me › dict › social_dict Большой толковый социологический словарь.

 

Ведь дети семи-десяти лет еще находятся в том возрасте, когда им нравятся мультипликационные фильмы, у них есть свои любимые герои, которых они с удовольствием изображают и включают в свои виртуальные игры.

Движение необходимо в любом возрасте, но особенно оно важно для маленьких детей. Во время мышечной нагрузки у младшего школьника активизируются все физиологические процессы, стимулируется познавательная активность, появляется хорошее настроение и бодрость за счет выработки эндорфина, а также чувство уверенности в себе.

Намного сложнее дело обстоит с другими предметами. Например, на уроках русского языка, родного языка, математики учителю необходимо с помощью элементов занимательности, игровых технологий вызвать интерес у школьников, заинтересовать их, чтобы в дальнейшем они уже без принуждения познавали новое. Педагог должен так организовать учебный процесс, чтобы ученику было самому интересно получать новые знания, а не механически выполнять классную или домашнюю работу.

По истечении времени, если ребенок мотивирован и ему интересно, сам того не осознавая, он приобщится к глубокому и устойчивому познанию, произойдет активация процесса самообразования и самовоспитания. При этом учитель должен учитывать возрастные особенности своих учеников. Старшеклассникам интересны темы, связанные с их будущей профессиональной деятельностью, темы любви и дружбы. В начальной школе на уроках ученики с удовольствием узнают о животном мире, любят задания, где есть их любимые герои. Они еще верят в сказки, и это хороший повод для развития у школьников желания учиться самостоятельно.

Таким образом, для включения школьника в процесс самообразования педагог должен выбирать те темы и задания, которые будут соответствовать возрастным интересам учащихся и смогут заинтересовать ученика. Кроме того, учитель должен создавать благоприятную психологическую атмосферу на уроке. В своем наставнике каждый ученик должен увидеть справедливого наставника, которому можно довериться в сложной ситуации. Важно также воспитывать чувство взаимопомощи, чтобы ученики в классе ощущали себя единой командой.

Таким образом, познавательный интерес занимает особое место в самообразовательной деятельности и является определяющим в формировании процесса самообразования школьников в процессе обучения.

 

Список литературы:

  1. Айзенберг Н. Я. Педагогические проблемы самообразования // Советская педагогика. 1968. № 11. С. 46.
  2. Водейко Р. И. Домашние задания старшеклассника. Минск. 1974. 40 с.
  3. Воспитание у школьников культуры труда: Передовой практический опыт. Экспрессинформация АПН СССР. Вып. 1 / под ред. В. И. Журавлева и др. М. 1977. 34 с.
  4. Кауфман Д. Сам себе МБА. Москва. Эксмо. 2024, 464 с.
  5. Колесова А. Научная организация умственного труда учащихся. 1975.32 с.
  6. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М. 1974. 102 с.