Русские композиторы-классики
(Урок музыки в 4 классе)
Эльвина САМИГУЛЛИНА,
учитель начальных классов Мелекесской средней школы Тукаевского района
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы проведения урока: групповая, фронтальная.
Цель урока: познакомить с русскими композиторами классиками
Задачи:
образовательные:
– познакомить с биографией и творчеством композиторов;
– раскрыть понятие жанров: опера, романс, балет;
развивающие: развивать музыкальный слух, творческую фантазию, воображение, литературную речь;
воспитательные: воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру детей.
Планируемые результаты: уметь определять изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов.
Оборудование: ноутбук, колонки, фортепиано, видеопроектор, экран, презентация; аудиодорожка классической музыки для физкультминутки; видеофрагмент музыкальной картины «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский-Корсаков; аудиофрагмент романса «Жаворонок» М.И.Глинка; видеофрагмент «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковский; ноты песни «Кабы не было зимы»; видеофрагмент из м/ф «Зима в Простоквашино».
Ход урока
(Музыкальное приветствие. (Здравствуйте, ребята. Здравствуйте!)
Учитель. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?
Дети. Да!
Учитель. Тогда вперед! Чтобы определить тему нашего урока, вам надо быть очень внимательными. Я прочитаю вам одну загадку:
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
Кто песни сочиняет?
Дети. Композитор.
Учитель. Верно! А сейчас посмотрите внимательно на портреты композиторов. Их фамилии и имена прочитает нам Алия.
Педагог. Спасибо. Как вы думаете, ребята, какой из предложенных композиторов тут лишний? И почему? (Дети отвечают, что одна фамилия иностранная.)
Учитель. Правильно, молодцы. Значит на уроке у нас пойдет речь о ком?
Дети. О русских композиторах.
Учитель. Верно! Тема нашего урока – «Русские композиторы-классики». Ребята, скажите, пожалуйста, что мы с вами будем делать на уроке? (Цель) А чтобы достичь эту цель, что мы должны с вами сделать? (Задачи.) Как вы думаете, ребята, что означает слово «классика»? (Ответы детей.)
Учитель. То есть классикой называют такие произведения искусства, которые, независимо от того, когда они были написаны, являются лучшими, ценными получили общее признание и продолжают волновать многие поколения детей. Сейчас, ребята, я предлагаю нам создать интеллект-карту. У каждой группы будет свой определенный композитор, которого по итогу нужно будет презентовать и рассказать другим группам. В центре у вас у каждого помещен изучаемый нами композитор, а от него располагаются расходящиеся лучи, вот на них вы будете вписывать ключевые слова-ассоциации. Сейчас я вам даю информацию о композиторе для изучения и материалы для создания ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ. (Дети изучают биографию композиторов. Пишут требуемую информацию.)
Учитель. Ребята, скажите мне, пожалуйста, когда нам нужно узнать значение слова мы куда можем обратиться?
Дети. К словарю.
Учитель. Верно, давайте обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова и найдем там значение этих жанров. (Каждая группа ищет значение своего жанра. Читают.)
Учитель. А сейчас я предлагаю вам выбрать из конверта верное определение, которое подходит для вашего жанра и разместить на интеллект-карте.
– Пришло время знакомиться с нашими композиторами-классиками. Сейчас каждая группа будет выходить и знакомить нас своим композитором. Предоставляю слово 1-й группе. (Выходят 2 человека с группы и презентуют классу про композитора Н.А.Римского-Корсакова.)
Учитель. Спасибо, садитесь на свои места.
– А сейчас давайте вспомним произведение А. С.Пушкина «Сказка о царе Салтане». Рассерженный Шмель, готовясь ужалить Бабариху, совершает свой знаменитый полет.
– Сейчас мы с вами послушаем музыкальную картину «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане», которую написал Н.А.Римский-Корсаков (Смотрят видеофрагмент «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» в исполнении симфонического оркестра.)
Музыкальный разбор произведения
Учитель. Какой характер музыки?
Дети. Характер музыки стремительный
Учитель. Звук этого полета создается мелодией флейты, столь стремительный, что у нас действительно остается впечатление грозного шмелиного жужжания. Все согласны?
Дети. Да!
Учитель. Сейчас я предоставляю слово 2 команде.
(Выходят 2 человека с группы и презентуют классу про своего композитора М.И.Глинки)
Учитель. Спасибо, садитесь на свои места. Сейчас мы с вами познакомимся с романсом М.И.Глинки, которое называется «Жаворонок». Давайте внимательно послушаем романс. (Слушание)
Музыкальный разбор произведения
Учитель. Ребята, какое настроение у этого романса?
Дети. Грустное, печальное.
Учитель. Да! Вы заметили, как выразительные интонации мелодии и аккомпанемента, то есть фортепиано, помогают словам песни передавать настроение жаворонка?
Дети. Да.
Учитель. И так почему же наш Жаворонок грустит и поет такую грустную песню?
Дети. Потому что жаворонок должен улететь, прощаться с родиной, оставляя в памяти картины родной природы и воспоминания счастливого детства.
Учитель. Молодцы, все верно. А сейчас, ребята, попрошу вас встать. Немного отдохнем.
Физкультминутка под классическую музыку
Учитель. Молодцы, ребята, присаживайтесь. И сейчас я предоставляю слово 3 группе. (Выходят два человека с группы и презентуют классу про своего композитора П.И.Чайковского.)
Учитель. Спасибо. Ребята, присаживайтесь. А вы были когда-нибудь в музыкальном театре оперы и балета? (Дети отвечают.)
Учитель. Сейчас я вам предлагаю отправиться виртуально в музыкальный театр, в котором мы с вами посмотрим «Вальс цветов». Этот вальс исполняют 36 балерин и столько же танцовщиков, одетых в цветы – все они празднуют свадьбу главной героини Мари и принца Щелкунчика.
СЛАЙД. (Смотрят видеофрагмент «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.)
Музыкальный разбор произведения
Учитель. Какое чувство у вас вызывает это произведение?
Дети. Нежный, торжественный, праздничный вальс.
Учитель. Согласна с вами. Музыка вальса ассоциируется с праздником; музыка легкая, нежная, воздушная, как цветы. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир русских-композиторов классиков. Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник к нам приближается?
Дети. Новый год!
Учитель. Да, прекрасный и всеми любимый праздник. Сейчас мы с вами разучим песню «Кабы не было зимы», написал эту песню советский и российский композитор Евгений Крылатов. С его творчеством мы продолжим знакомиться на дальнейших уроках музыки. Сейчас Я для вас ее исполню. (Слушание «Кабы не было зимы». Показ песни педагогом.)
Учитель. Дети, вы, наверное, все узнали эту песню. В каком мультфильме эта песня исполняется?
Дети. Зима в Простоквашино.
СЛАЙД. (Просмотр видеофрагмента из мультфильма «Зима в Простоквашино».)
Учитель. Молодцы! какая по характеру эта песня?
Дети. Песня по характеру весёлая, бодрая.
Учитель. Чтобы ее начать разучивать, нам нужно подготовить наш голос к пению и распеться. Ребята, встаньте, пожалуйста. Распевка исполняется так: «Я пою, хорошо пою» (показ учителем). Пойте громко, не стесняйтесь, ротики открываем широко. (Распевка «Я пою, хорошо пою».)
Учитель. Хорошо, мы готовы разучивать песню. Сядьте, пожалуйста, на свои места. На столах у вас лежат белые листочки с текстом, возьмите их. Песню, мы будем разучивать так: 1-ю строчку исполняю я, вторую – вы. Третью – снова я, четвертую – вы. Всем понятно?
Дети. Да.
Учитель. Сейчас мы с вами медленно разучим под фортепиано 1-й куплет. А дальше попробуем под фонограмму. (Разучивание песни «Кабы не было зимы».)
Учитель. Молодцы, ребята, у вас отлично получается. Итак, давайте еще раз вспомним, с какими композиторами мы сегодня с вами познакомились на уроке? Нназывают фамилии.)
– А сейчас для вас задание: соотнесите портрет композитора с его произведением, с которыми мы сегодня познакомились на уроке. (Задание на сайте Interacty.me)
Учитель. Молодцы, вы верно справились с заданиями!
Рефлексия
Учитель. Ребята, как звучала наша сегодняшняя тема?
Дети. Русские композиторы-классики.
Учитель. Какую цель мы поставили?
Дети. Познакомиться с русскими композиторами-классиками.
Учитель. Что мы делали, чтобы достичь эту цель?
Дети. Изучали биографию композиторов, слушали их произведения, создавали интеллект-карту.
Учитель. Как вы думаете, мы реализовали то, что хотели?
Дети. Да!
Учитель. Если вам сегодня все было понятно на уроке, то прикрепите на нотный стан красную нотку, если у вас остались вопросы по теме – то голубую ноту”. (Прикрепляют цветные ноты на нотный стан.)
Учитель. Присаживайтесь на свои места. Заберите, пожалуйста, домашнее задание, которое лежит у вас на желтых листочках. И текст песни. Спасибо большое за урок, ребята. Вы были активными. Мне с вами очень приятно было работать. До свидания!