Роль зимних экологических экскурсий в экологическом воспитании учащихся

№171

Габдельбар ХАЗЕЕВ,

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РТ

В последние годы отмечается ухудшение экологической обстановки и влияние техногенных факторов на природную среду, что привело к возникновению новых или обострению ранее существовавших экологических проблем. Поэтому развитие современной экологии оказывает влияние на научные познания окружающей среды с целью ее улучшения.

Экологическое образование и воспитание представляет собой непрерывный процесс, направленный на формирование системы научных и практических ориентацией поведения, обеспечивающих ответственные отношения к окружающей природной среде. Особенно большое внимание уделяется вопросам экологического воспитания на уроках естественнонаучного направления.

Успехи врешении экологических проблем (мировых. национальных, региональных) зависят от всеобщей экологической грамотности, культуры населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной ситуации.

Именно экологическое образование и воспитание в школе обладает возможностью целенаправленной, координированной с систематической передачи информации, что позволяет обеспечить необходимое и осмысленное соотношение между теоретическим экологическим знанием и практическим природоохранным действием, заложить основы экологической культуры личности. Важно научить школьников осознавать экологические проблемы своей местности, своего района, республики и ответственно относиться к окружающей природе и ее богатствам в течение всей жизни.

Эффективность экологического воспитания в школе повышается при использовании нетрадиционных форм занятий: экологические вечера, ролевые игры, конференции, КВН, изготовление и установка кормушек для зимующих птиц, экологические экскурсии и т.д.

Значительную роль могут сыграть зимние экологические экскурсии в труднодоступные места природы (болота, озера. рек), посвященные изучению многообразия и особенностям экологии животных, особенно птиц. По непонятным причинам исчезают городские воробьи, меньше ворон, голубей, синичек и др., по данным института экологии и эволюции в России в т.ч. в Татарстане, катастрофически снизилась численность 11 видов уток, гусей, куликов и др.

Целесообразно проводить серию экологических экскурсий, совмещая уроки географии, биологии ифизкультуры на р. Казанку, р. Волгу (островам); озера: Нижний, Средний, Верхний Кабаны, Глубокое, Лебяжье и Юдинское; в лесопарки «Лебяжье» и «Лес» с целью изучения источников загрязнения и показателей степени загрязненности.

Особый интерес вызывают зимние экологические экскурсии, посвященные определенной тематике и позволяющие учащимся набрать краеведческий материал для экологических исследований. например, с декабря по март выполняются работы по следующей тематике:

– обилие зимующих видов животных, их распределение и количество по различным участкам ландшафта;

– влияние степени антропогенного загрязнения среды обитания на видовой состав и численность зимующих птиц;

– значение зимующих птиц;

– охрана зимующих птиц и животных;

– помощь им со стороны человека и т.д.

Экологические экскурсии со школьниками позволяют рассмотреть взаимодействие человека с окружающей его природой, влияние хозяйственной деятельности на состояние среды обитания человека и животных. Общение с природой заставляет задуматься о своем месте, месте человека как вида. наблюдая за изменением в природе, как следствие и влияние антропогенного фактора, предлагаются свои варианты решения той или иной реально возникающей экологической ситуации.

Экологические экскурсии способствуют развитию неравнодушной, ответственной личности, выработке природоохранных навыков.