Роль учителя в жизни ученика

№ 130

(Пожелания и рекомендации начинающим педагогам)

Лариса БУС,

преподаватель детской музыкально-хоровой школы №3 г. Казани

Каждый человек, будучи уже взрослым, хорошо помнит свое детство, с кем жил, где учился, что интересовало в детстве и подростковом возрасте, что читал, о чем думал, и самое главное – какие люди его окружали. А именно – какие учителя, наставники были в детстве каждого ребенка. И как воспитатели-учителя взаимодействовали и влияли, направляли и двигали, на что ориентировали и чем увлекали ребенка.

Вспомните, к примеру, себя, подумайте и поразмышляйте. И вот и у Вас с уст сходит одно имя, затем другое и вспоминается всё лучшее, и, к сожалению, худшее тоже всплывает в памяти.

Но, к счастью, каждый хочет помнить больше добра и тепла, любви и взаимопонимания со стороны его учителей-наставников. И эти воспоминания детства душа каждого человека хранит всю жизнь, ибо ребенка и его сознание формирует окружение. Нравственные, социальные основы жизнедеятельности формируют склад и характер каждого ребенка в его будущем.  Все ценности, духовные и нравственные, и все основы воспитания очень влияют на ребенка. Мы, педагоги, должны быть для своих учеников примером и показателем духовно-нравственного отношения к жизни, помощникам и друзьям. Ведь каждый учитель, выбирая профессию, связанную с воспитанием ребенка, должен осознавать своё место и своё имя в становлении ученика. Каждый педагог обязан быть, прежде всего, человеком с открытой душой и сердцем для своих учеников, научиться понимать ребенка и уважать его как личность. И всё, что педагог будет вкладывать в ученика, должно проходить через призму человеческих и духовных качеств, через доверительные отношения с обеих сторон.

Если любишь и уважаешь себя, то не имеешь права не любить и не уважать маленького кроху, который впитывает как губка всё, чему его учат. С каждым ребенком-учеником мы, педагоги, растем сами. Посадив зерно – получаем урожай. И так, начиная учить ребенка с 6-7 лет, мы на протяжении 7-9 лет обучения проживаем его жизнь вместе с ним. А ведь ребенок-ученик – это непрочитанная книга! Начинаешь заниматься с ребенком, учить его, и не знаешь, что будет к концу обучения и общения за эти годы. Как и читая книгу, с первых страниц мы не знаем еще ее конца. Но, читая главу за главой, с интересом воспринимаешь суть и события содержания, переживаем и размышляем, узнаем новое и вместе с героями книги проходим большой путь. Вся суть этого сравнения в том, что проходя с ребенком-учеником весь путь его обучения и формирования, педагог получает богатый опыт познания. Педагог обогащает внутренний мир ученика и познает сам истины души маленького человека. И каждый ученик буквально из маленького зернышка вырастает в личность со своими способностями и чувствами, со своей индивидуальностью и со своим характером. И вот какая великолепная библиотека собрана за годы работы учителя. Сколько прочитанных книг и какое внутреннее обогащение получает учитель за свою жизнь! А своим опытом нужно уметь делиться: и с коллегами, и с родителями учеников и с самими детьми. Это и есть основы человеческих отношений, человеческого бытия.

Обучая ученика, педагог проходит все этапы развития и становления ребенка, как физиологические, так и психологические. Педагог видит и наблюдает рост и возможности своего ученика, грамотно его направляет. И каждый ученик, получая знания от учителя, приобретает свой опыт полученных знаний и умений, приобретает навыки, которые будет реализовывать. А именно – в игре на публике, в выступлениях на зачетах и экзаменах, разного уровня концертах, да и просто в окружении сверстников.  Ребенок-инструменталист (пианист, скрипач и т.д.) обретает исполнительскую специфику своего педагога, копируя ее или просто обогащаясь внутренне и внешне этими данными. Манера ученика в исполнительстве копировать своего учителя идет на подсознательном уровне. И вот, уже видны штрихи учителя, его индивидуальные манеры игры, его «почерк».

Всё это замечательно, интересно и поучительно. Но что же всё-таки с душевными качествами происходит у учителя и ученика? Только понимая ребенка, тонко чувствуя его, педагог осознает свою нужность и незаменимость, так же как и ученик в своём детском восприятии мира словно чувствует педагога, его настроение, его отношение к себе. И когда эти чувства совпадают, а именно взаимодействуют, идет глубокое понимание между учителем и учеником. И это истинное счастье для учителя и ребенка. Такой «тандем» просто идеален, в нем созидать и творить есть огромное желание с двух сторон. А если ещё и родители ученика заинтересованы в этом и понимают своего ребенка и учителя – то это огромное счастье. Такое трио приобретает высшую степень совершенствования человеческих отношений, а без них обучение иногда ограниченно. Именно из-за этого недопонимания и бывает лишено возможности развиваться. Ни с какой стороны недосказанности и недопонимания при обучении ребенка преподавателем не должно иметь место быть. Человеческие, дружеские взаимоотношения обогащают внутренний мир ребенка и обогащают опыт преподавателя. А родители в таких взаимоотношениях только должны быть заинтересованы. Ведь любимый ребенок вырастает счастливым только в окружении любви и понимания его взрослыми, т.е. его каждодневного окружения. А преподаватели – это наставники по жизни.

Педагог, обмениваясь своим опытом общения со сверстниками в его детские годы, передаёт своему ученику этот опыт общения и манеры поведения с такими же детьми, как и он сам. Ведь когда-то каждый взрослый был ребенком, а педагог преподнесет ученику умело и грамотно в процессе обучения всё то, чему сам научен, сформирует основные понятия в сознании его души и ответит на его вопросы.

Педагоги, не воспитывайте детей, если сами не сумели себя воспитать! Начиная с себя, показывайте ребенку-ученику то, к чему сами пришли и чего сами достигли, чему сами обучились – тому научите. Но делаете это с особым вниманием и терпением, увлекайте грамотно, умейте заинтересовать. Воспитайте в себе творца и вместе с учеником творите и учитесь. Делитесь своим опытом и знаниями, вкладывайте душу в ребенка, и Вы увидите, и почувствуете, как становитесь богаты духовно и как умеете быть любимыми и любить. А счастливому и любимому человеку жить в мире и гармонии с окружающими – настоящее удовольствие и достоинство, и смысл существования.

Мы, педагоги-инструменталисты, проводим уроки и общаемся в музыкальной школе со своими учениками по 2-3 раза в неделю. В отличие от педагогов, ведущих групповые занятия, у нас есть преимущество. По 45 минут идет занятие, да еще и 10-15 свободных минут между уроками, в которые у нас есть возможность пообщаться с ребенком лично. Ведь дети испытывают даже в семьях недостаток внимания к себе, потому как родители заняты повседневными заботами, работой. Конечно же, есть прекрасные родители, успевающие уделять достаточное внимание детям, умеющие грамотно воспитывать, тонко чувствующие своих детей. А есть родители, которым в детстве самим не хватало внимания и грамотного воспитания. И такие родители просто сами не умеют воспитывать, направлять, у них нет должного подхода и интуиции к воспитанию ребенка. Мы, учителя, должны восполнять воспитательный процесс, то есть брать функции воспитания на себя, это и есть основы профессии учителя.

В системе дополнительного образования я работаю свыше 25 лет, преподаю фортепиано. И знаю, что педагоги-инструменталисты должны быть очень внимательными к своим ученикам, потому что в музыкальной школе мы для своих учеников являемся классными руководителями, соответственно мы должны хорошо контактировать как с учениками, так и с их родителями.

Так чем же мы можем помогать ребенку-ученику, кроме того, что обучаем его играть на инструменте? Вот некоторые рекомендации и пожелания к начинающим педагогам:

1. Быть ученику другом, помощником.

2. Уделять от урока 5 минут для простого общения с ребенком.

3. Чувствовать и видеть с каким настроением пришел ребенок.

4. Разговорить ученика: узнать как прошел день в школе, в чем у него были трудности, что получается/не получается, как ребенок общается со сверстниками.

5. Понять внутреннее состояние ребенка на данный момент и весь урок построить так, чтобы отвлечь его от каких-то проблем.

6. Завлечь ребенка-ученика совместной работой с педагогом.

7. Грамотно, качественно провести урок.

8. Во время урока не забывайте лишний раз пошутить, так как чувство юмора благодатно влияет на всех.

9. В конце урока, в перерыве, не забудьте еще 3-5 минут пообщаться с ребенком. Запомните, от Вас ребенок никогда не должен уходить в подавленном состоянии!

10. Вы должны сделать всё так, чтобы ученику хотелось вернуться к Вам на следующее занятие, чтобы он ждал урока с Вами!

И в заключение своей работы о важнейшей роли учителя в жизни ученика, свои мысли мне захотелось зарифмовать.

Вы себя хорошо понимаете?

Вы чутью своему доверяете?

Если нет, то начните, сумеете.

Покопайтесь, помучьтесь, познаете.

И ребенку, пришедшему, крохе,

Объяснять будет легче, доступнее.

Окружающий мир и все знания

Для него будут яркими, ясными.

Пусть уроки, и ваше общение

Для ребенка останутся в памяти

Как прекрасное, очень понятное.

Ваше творчество с музыкой связано!

А без музыки – как без воздуха –

Невозможно ни жить, ни чувствовать.

Благородным и благодатным

Сердца, души детей наполняем МЫ!