Роль нестандартных задач по математике в развитии творческих способностей младших школьников 

Ольга ЕРЕМЕЕВА,

кандидат педагогических наук, доцент Елабужского института КФУ

Зиля МАРДАНОВА,

студент Елабужского института КФУ

Современные ФГОС НОО подчеркивают значимость развития способностей учащихся в области математики. В педагогическом процессе всегда существенное место уделялось развитию математических знаний младших школьников.

Вся система образования нацелена на развитие в ученике самостоятельности, индивидуальности и творческого начала в целом. Решить все это помогают в определенной степени математические способности, знания и навыки детей.

Математика в начальной школе является таким предметом, который в более полной мере способствует становлению универсальных учебных действий школьников.

Если педагог стремится на уроках математики не только научить младшего школьника считать, складывать и решать задачи, а мыслить более креативно, для этого необходимо применять нестандартные приемы работы на уроке [1, с. 120].

В.А.Зайцева понимает под нестандартными математическими задачами и заданиями реализацию процессов мышления школьника, через применение разных операций, понятий, конструкций математического содержания.

Сами по себе нестандартные математические задачи не входят в курс учебного предмета и на данные типы заданий не имеется конкретных и точных положений по решению.

Все это подчеркивает то обстоятельство, что нестандартные математические задачи носят на практике исследовательский характер.

Цель нестандартных математических задач, научить ребенка мыслить оригинально, нестандартно, а также развитие смекалки и сообразительности.

Данные типы задач помогают на практике углубить имеющиеся знания младших школьников, искать свои новые алгоритмы действий по решению заданий.

Для выполнения всех указанных функций нестандартные математические задания должны быть понятны детям и вызывать интерес по содержанию. Сюда можно отнести

– задачи комбинаторного содержания;

– логические задачи;

– задачи на взвешивание;

– перебор вариантов отношений;

– вливание, переливание, упорядочивание разных элементов и др.

Нестандартные задачи могут также иметь временные, пространственные и функциональные отношения [2, с. 8].

Для развития творческих способностей младших школьников можно применять на практике следующие нестандартные задачи:

– задачи на сравнение, синтез, анализ, обобщение;

– задачи, направленные на преобразование процесса, нахождение искомого и др.;

– задачи на умозаключение, классификацию, аналогию, построение схем;

– задачи на словесные рассуждения, построение графиков, таблиц и др.

Младшим школьникам нравится решать следующие творческие задачи математического содержания:

– задачи в стихах;

– магические квадраты;

– головоломки;

– логические цепочки;

– геометрические задачи;

– задачи с применением счетных палочек, спичек;

– задачи на вместимость и др.

Педагог должен понимать, что нет конкретной определенной методики, которая помогает обучить детей решать на практике самостоятельно нестандартные математические задачи.

Младший школьник должен владеть необходимыми приемами, средствами и способами решения данных заданий, т.е. сами нестандартные задачи должны располагаться в диапазоне имеющихся знаний детей, их опыта работы.

Для развития творческих способностей детей математические нестандартные задачи следует предварительно отбирать, если требуется менять их содержание (упрощать), обучать детей делить задачу на части, решать ее разными способами, например с конца.

Для примера несколько аналогичных задач дети решают вместе с педагогом совместно.

Рассмотрим содержание нестандартной математической задачи. Бант разрезали на три части, они все равны. Длина банта 12 м, скажите сколько разрезов пришлось сделать?

Здесь дети, прочитав задачу могут сделать неверный вывод, нужно 12 разделить на три (получится 4, а у нас отрезки имеют 3 м по длине).

Учитель начальных классов предлагает сделать чертеж учащимся в тетрадях.

Отметив линию в 12 клеточек, школьники делают засечки (три равные части) и убеждаются, что разрезов будет два, а не четыре как они изначально предположили [4, с. 69].

Для решения подобного задания не требуются арифметические способности, здесь важно мышление, творческий подход к ситуации. В данном случае решить задачу помогла схема, чертеж или рисунок.

Часто младшие школьники не могут решить задачу в связи с тем, что не совсем понимают ее содержание. Здесь учитель должен объяснить то, что требуется сделать более доступным для детей языком.

Поэтому важное правило при решении нестандартных математических задач, это движение от простого типа заданий к более усложненным вариантам действий. Так младшие школьники учатся определять для себя свой путь решения задач.

Хороший результат на практике также дает сочетание разных видов нестандартных математических задач.

Важно правильно мотивировать и стимулировать младшего школьника к решению задач нестандартного содержания, переход от одного уровня к следующему должен быть плавным, постепенным.

Развитию творческих способностей младших школьников содействует также учет педагогом индивидуальных особенностей детей при подборе математических задач нестандартного содержания.

Мотивируют детей к решению нестандартных задач по математике разные сказочные персонажи, которые упоминаются в задании и условии задачи:

– кот Леопольд;

– Незнайка;

– Белоснежка и гномики и др. [3, с. 80].

Также сами рисунки, оборудование, наглядный материал, схемы к задаче, также должны быть яркими, красочными, живыми и интересными для детей.

Учитель должен перед решением настроить детей на то, что они не должны бояться проявлять фантазию, креативность, самостоятельность, инициативу в работе.

Таким образом, если педагог стремится на уроках математики не только научить младшего школьника считать, складывать и решать задачи, а мыслить более креативно, для этого необходимо применять нестандартные приемы работы на уроке.

В.А.Зайцева понимает под нестандартными математическими задачами и заданиями реализацию процессов мышления школьника, через применение разных операций, понятий, конструкций математического содержания.

Сами по себе нестандартные математические задачи не входят в курс учебного предмета и на данные типы заданий не имеется конкретных и точных положений по решению.

Младшим школьникам нравится решать следующие творческие задачи математического содержания: задачи в стихах; магические квадраты; головоломки; логические цепочки; геометрические задачи; задачи с применением счетных палочек, спичек и др. [6, с. 44].

Библиографический список

  1. Зимина, Е.А. Диагностика творческих умений и навыков детей / Е.А. Зимина. – М.: Авангард, 2020. – 321 с.
  2. Изотова, А. М. Работа в начальной школе / А.М.Изотова. – М.: Синергия, 2021. – 258 с.
  3. Истомин, К. В. Организация условий для развития творческой деятельности школьника на уроках математики / К.В.Истомин. – Самара: Сила, 2019. — 154 с.
  4. Казанцева, А.М. Педагогика сотрудничества и взаимодействия / А.М.Казанцева. – М.: Звезда, 2021. – 123 с.
  5. Кропоткина, Е.А. Творческая деятельность в начальном звене обучения / Е.А.Кропоткина. – Воронеж: Димитровград, 2019. -–135 с.
  6. Лехина, А.И. Активизация самостоятельной познавательной деятельности младших школьников / А.И.Лехина. – Омск: Моралес, 2019. – 288 с.