Роль наставничества в современной школе
Роль наставничества в современной школе
Резеда САЛАХОВА
учитель начальных классов.
МБОУ «Среднебалтаевская основная общеобразовательная
школа»
Апастовского района РТ
Чтобы стать наставником, не нужно показывать свои грамоты и регалии. Надо начать с того, чем вы можете поделиться, чем богат ваш опыт и потенциал. В данной статье я хочу поделиться своим опытом организации наставничества в нашей школе. Я согласна с тем, что наибольшей эффективности в работе может достичь только тот коллектив, который сам растит свои педагогические кадры.
На сегодняшний день в нашей школе педагогов с небольшим опытом работы (до 3 лет) – 2 человека. С ними работают учителя с опытом работы более 20 лет. Я работаю с молодым специалистом, которая пришла к нам после колледжа.
Наибольшие сложности у начинающего учителя вызвали вопросы:
– планирования современного урока;
– дисциплины и организации порядка на уроке;
– работы со школьной документацией;
– организации работы с родителями обучающихся;
– классного руководства.
Данные проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные базовые знания, он даже может хорошо знать содержание программы, но ему не хватает еще знаний по методике образования, по многим организационным вопросам взаимодействия с учащимися, т.е. у него еще не сформированы профессиональные компетенции. Поэтому для успешной адаптации молодых и малоопытных учителей в школе необходимо осуществлять их системное методическое сопровождение в нескольких формах:
– консультации;
– творческая группа;
– наставничество;
– мастер-классы;
– педсоветы, педагогические конференции, семинары.
Остановимся на наставничестве. Самое простое определение понятия наставничества – технология, используемая для того, чтобы передать опыт, навыки, знания от более к менее опытному. Наставничество имеет очень давние корни в разных культурах, его формы выявляют в первых общественных формациях и в наше время (приготовление к инициации, племенное/семейное старчество, менторство, коучинг и мн. др.) Термин ведут из греческих мифологических произведений. Именно в них появляется фигура Телемаха, который был сыном Одиссея. А воспитывал его уважаемый в то время за мудрость и знания советник Ментор. От имени этого человека происходят понятия «ментор», «наставник». Древние философы определяли основные характеристики такой персоны и ее деятельности. Так, Сократ подчеркивал, что задачей наставника является пробуждение, развитие душевных сил воспитанника. Платон утверждал, что ментор должен заниматься ребенком с раннего возраста, а сам быть при этом зрелым, умудренным жизненным опытом человеком.
Утверждение К.Д.Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.
Профессиональный рост – это уверенность в своём будущем, гарантия от слишком быстрого профессионального выгорания.
Роль наставника в отношениях
– с одаренными детьми: тьютор, ментор, руководитель.
– с командами, проектными/рабочими группами: тьютор, координатор, модератор.
– с молодыми специалистами: куратор, помощник, эксперт.
Форма наставничества – это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.
Разработчиками программы выделено для общеобразовательных организаций 4 формы наставничества, это:
«ученик – ученик»
«учитель – учитель»
«студент – ученик»
«работодатель – ученик»
Педагогическое наставничество сегодня, когда учитель обязан постоянно развиваться, привносить в работу творчество и проявлять полную самоотдачу, нужно рассматривать как перспективное направление образовательного процесса. Именно такой подход позволит демонстрировать в школе высокие профессиональные навыки, современные технологии воспитания и образования.
Одним из первых затруднений, с которым столкнулся молодой специалист, стало составление рабочих программ по предметам, которые обеспечивают достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
С этой целью совместно были подробно изучены программы по учебным предметам, даны рекомендации, оказана практическая помощь в составлении рабочей программы. Упор в процессе работы делался на соблюдение требований к рабочей программе, определение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения конкретного учебного предмета и на разработку тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся. Здесь моей целью было донести до начинающего педагога необходимость тщательного подхода к составлению рабочей программы, так как она является индивидуальным инструментом учителя, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для своего класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего современным требованиям.
Следующим этапом стал сам процесс обучения, который начинается с проектирования урока, соответствующего принципам ФГОС.
С целью решения данной проблемы были проведены консультации, в ходе которых молодой специалист был ознакомлен с особенностями современного урока, акцент был сделан на то, чтобы необходимый образовательный результат получить, необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а ученик – активный участник образовательного процесса, деятель.
В процессе работы было организовано взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, которые потом подробно анализировались. Совместно с молодым педагогом были разработаны отдельные уроки.
Результат проведенной работы не заставил себя долго ждать: уже к концу первой четверти учебного года у Раили Рафаэловны сформировался свой стиль ведения урока, способствующий формированию у школьников умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения. Использование современных технологий позволило сделать свои уроки эмоционально насыщенными, запоминающимися.
Проанализировав то, в чем нужна помощь молодому специалисту, мы совместно составили дорожную карту.
Молодому учителю были даны рекомендации по составлению технологических карт с дидактической и методической структурами урока, а также возможные варианты деятельности учителя и обучающихся.
Одним из направлений совместной работы педагога-наставника с подопечным является совместное создание методических материалов, что позволяет объяснить как, с какой целью они создаются, научить создавать разные по сложности, в соответствии с уровнем подготовки учащихся, их работоспособности.
С целью проведения качественной работы в области наставничества и получения желаемых результатов был разработан индивидуальный маршрут, который определял направления работы по сопровождению молодого учителя. Кроме того, в нем прослеживалась работа с молодым специалистом по индивидуальному профессионально-педагогическому маршруту, составление портфолио достижений педагога, организация и проведение образовательного процесса, воспитательной работы, индивидуальное консультирование наставником молодого специалиста.
В школу необходимо привлекать молодых педагогов, способных в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для них условиях практической деятельности. В этой связи молодому специалисту следует:
– систематически знакомиться с опытом своих коллег, посещать их занятия, прислушиваться к их советам, учиться у них методике преподавания учебного предмета, методике воздействия на учащихся с целью пробуждения у них интереса к знаниям;
– систематически изучать методическую и научную литературу, следить за педагогическими находками и поисками педагогов-новаторов, посещая библиотеки, составляя картотеку работ по изучаемой педагогической проблеме. Каждый раз следует пересматривать свои записи и заметки, тщательно анализируя тенденции развития общеобразовательной школы для внесения коррективов в сою педагогическую деятельность;
– совершенствовать свои знания и умения по преподаваемой учебной дисциплине: принимать участие в научно-практических конференциях, выступать с докладами об опыте своей работы, обсуждать в педагогическом коллективе возникшие проблемы учебно-воспитательной работы, организовывать встречи с коллегами других образовательных учреждений и обмениваться опытом работы.
Подводя итоги, можно сказать, что работа с молодыми специалистами помогает коллективу педагогов согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции. Начинающие педагоги способны привнести новые идеи и взгляды на процесс обучения, развитие детей, инициировать «свежие» идеи по вопросам работы учреждения, педагогического коллектива.
Таким образом, знания и практические умения, которые получили молодые педагоги – это залог творчества и успехов их обучающихся.
Приложение 1
Памятка молодому учителю
— Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно — недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени. — Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих. — Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: «Кто не выполнил домашнее задание?» — это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины. — Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок. — Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.
— Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над, чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку. — Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия. — Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного. — Удерживайтесь от излишних замечаний. — При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
- Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
Да Нет Частично
2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?___________
- В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
в календарно-тематическом планировании
в проведении уроков
в проведении внеклассных мероприятий
в общении с коллегами, администрацией
в общении с учащимися, их родителями
другое (допишите) ______________________
- Представляет ли для вас трудность:
формулировать цели урока
выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока
мотивировать деятельность учащихся
формулировать вопросы проблемного характера
создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении
подготавливать для учащихся задания различной степени трудности
активизировать учащихся в обучении
организовывать сотрудничество между учащимися
организовывать само и взаимоконтроль учащихся
развивать творческие способности учащихся
другое (допишите)_____________
- Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
самообразованию
практико-ориентированному семинару
курсам повышения квалификации
мастер-классам
творческим лабораториям
индивидуальной помощи со стороны наставника
школе молодого специалиста
другое (допишите)_________
- Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то, в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
типы уроков, методика их подготовки и проведения
методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся
учет и оценка знаний учащихся
психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов
урегулирование конфликтных ситуаций
формы работы с родителями
формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися
другое (допишите) ____________________