Роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения
Роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения
Адиля ЗАКИРОВА,
Гульнара ПЛЯШЕВА
Высокогорского
детского сада «Бәләкәч»
Аннотация: В данной статье рассматривается роль мышления и особенности интеллектуального развития дошкольников в процессе обучения. Исследуются ключевые аспекты формирования познавательных процессов, среди которых внимание, память, восприятие и воображение. Подчеркивается значимость раннего возраста для развития когнитивных навыков, а также влияние педагогических методов и среды на интеллектуальное развитие ребенка.
Ключевые слова: Дошкольники, мышление, интеллектуальное развитие, обучение, познавательные процессы, педагогические методы, раннее детство.
Актуальность исследования обусловлена важностью раннего развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. В современных условиях, когда образовательные стандарты и требования к подготовке детей к школе становятся все более высокими, необходим тщательный анализ процессов, способствующих развитию мышления. Понимание этих процессов поможет педагогам эффективно организовывать образовательный процесс, а родителям – поддерживать детей в их развитии.
Интеллектуальное развитие дошкольников представляет собой сложный и многогранный процесс, в котором важную роль играет мышление. В этом возрасте дети проявляют активное любопытство, осваивают новые знания и формируют свои первые умения. Мышление становится движущей силой в обучении, позволяя детям находить связи между предметами, сравнивать и обобщать информацию.
Существует несколько типов мышления, которые активно развиваются в дошкольном возрасте: наглядно-образное, вербальное, логическое. Каждый из этих типов играет свою роль в формировании общего интеллекта ребенка. Например, наглядно-образное мышление помогает детям воспринимать и запоминать информацию через визуальные образы, тогда как логическое мышление способствует анализу и синтезу знаний.
Педагогические методы, используемые в обучении, должны удовлетворять индивидуальным потребностям и интересам детей. Игровая деятельность, практические занятия и творческие проекты могут значительно повысить уровень вовлеченности ребенка в процесс обучения и способствовать развитию его мышления. Кроме того, важно учитывать и факторы окружающей среды, такие как семья, социальные взаимодействия и культурные аспекты, которые также влияют на интеллектуальное развитие.
В дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.
В этом возрасте ребенок часто рассуждает, задает много вопросов. Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоения знаний. Эту особенность (любознательность малыша) необходимо использовать для развития и обучения ребенка.
Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:
- обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
- наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
- абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
- понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.
Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.
Η.Η.Поддьяков выделил особый тип мышления ребенка – детское экспериментирование, которое представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлено на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Детское экспериментирование не задается взрослым, а осуществляется самим ребенком. В процессе экспериментирования дошкольник получает новую, часто неожиданную для него информацию, что способствует изменению самих действий и представлений ребенка об объекте. Преобразования объекта приводят к обнаружению ребенком его новых свойств, которые, в свою очередь, позволяют осуществлять новые преобразования более сложного уровня. Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных готовых способов действия, но и создание новых (в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование активизирует поиски новых действий и развивает смелость и гибкость детского мышления. Самостоятельное экспериментирование дает дошкольнику возможность попробовать различные варианты действия, преодолевать скованность детского мышления готовыми схемами. Мыслительная деятельность развивается не только от незнания к знанию, но и в обратном направлении – от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Роль взрослого в процессе при этом сводится к созданию специальных объектов или ситуаций, стимулирующих познавательную активность ребенка и способствующих детскому экспериментированию.
Таким образом, мышление и интеллектуальное развитие дошкольников играют ключевую роль в процессе обучения. Эффективная организация образовательного процесса, основанная на понимании особенностей развития мышления, может значительно улучшить качество обучения и подготовить детей к дальнейшей учебной деятельности. Педагоги и родители должны работать совместно, чтобы создать условия для оптимального развития интеллектуальных способностей у детей.