Роль ментальной арифметики в образовательном процессе

№ 181

Лейсан САДЕЕВА,

учитель математики и информатики средней школы №82 им. Р.Г.Хасановой г. Казани

Что же такое ментальная арифметика- модное направление или инструмент развития интеллекта и воспитания всесторонне одаренной личности. Большинство людей считают, что эта методика направлена на развитие быстрого устного счета. Действительно это так, но это не главный плюс занятий по ментальной арифметике. Помимо этого в процессе обучения у ребенка будут развиваться, и формироваться много других качеств, которые пригодятся ему в повседневной жизни.

Учителя и родители чаще всего встречаются с такими проблемами, как  рассеянность учащихся, невнимательность и несобранность, которое приводит к низкому уровню успеваемости. Часто бывает, что они медленно выполняют задания, отвлекаются на посторонние предметы. Им тяжело запомнить большое количество информации. Эти проблемы помогут решить занятия по ментальной арифметике. Ментальная арифметика является одной из самых молодых и перспективных методик детского образования. Она способна развить умственные способности ребенка настолько, что любые арифметические задачи станут для него простыми.

История ментальной арифметики берёт своё начало в Древней Греции и Месопотамии (около 5 000 тысяч лет назад). Именно тогда появился невероятный способ, который стимулирует развитие обоих полушарий головного мозга, позволяет развить память, внимание и устный счет до невероятных результатов.

В основе методики лежат древние счеты- абакус. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать. Позже японцами он был не раз усовершенствован, и сегодня мы пользуемся технической доработкой абакуса – калькулятором. Но калькулятор не развивает интеллект и не заставляет человека думать. А вот абакус устроен таким образом, что умение считать на нем тренирует мозг, развивает творческие способности и интеллект.

Основными целями этой уникальной методики является гармоничное развитие обоих полушарий мозга за счёт мысленной визуализации арифметических вычислений на счётах «абакус», развитие воображения и логического мышления, слуха и наблюдательности, творческого мышления и фотографической памяти. 

Ученые доказали, что успеха добиваются те люди, у которых гармонично развиты оба полушария головного мозга. Согласно общеизвестному мнению, правое полушарие человеческого мозга ответственно за образное и нестандартное мышление, восприятие, фантазию и творчество, а левое – за логическое мышление и речь. Поэтому гармоничная и одновременная работа двух полушарий создает идеальные условия для развития ребенка. Когда ребенок считает ментально, он представляет абакус в своем воображении и мысленно перемещает косточки. В процессе решения примеров, левое полушарие отвечает за восприятие числа, а правое-за представление в уме. Тем самым в процесс включаются оба полушария, и в конечном у ребенка формируется привычка использовать весь потенциал.

Данная методика предназначена для детей от 4 до 12 лет. Так как в этом возрасте происходит самое активное развитие мозга у человека, усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. Стимуляция работы мозга такого рода способствует более легкому и продуктивному дальнейшему обучению.

Вся программа по освоению ментальной арифметики построена на двух этапах. Первый этап включает в себя овладение техникой счета на косточках с одновременным применением обеих рук. Второй этап предполагает переход учеников к счету в уме. Устный счет – это основа математики. И калькуляторы никогда не заменят ребенку умения принять логическое решение на основе вычислений в уме. Поэтому ментальная арифметика – не только поддержка школьных занятий математикой, но и мощный тренажер логического мышления.

Умение сосредоточиться – один из самых важных навыков для занятий математикой и учебы в целом. И ментальная арифметика активно способствует развитию этого навыка.

Чтобы процесс изучения ментальному счету был интересным и увлекательным, на занятиях проводятся различные практические задания и игры, для развития памяти и концентрации внимания.

К ним относятся:

– кинезиологические упражнения, которые стимулируют полушария головного мозга и настраивают ученика на учебную деятельность («Колечко», «Стол/Стул», «Лезгинка», «Замок», «Кулак-ребро-ладонь» и т.д.);

– рисование двумя руками одновременно;

– таблицы «Шульте»;

 Игры Brain Fitness («Ice-breaker», «Abakus-Code», «Сено-солома», «2 города и имя»,«Фрукты-овощи»);

– Арифметика Dance;

– Головоломки и лабиринты.

Данные методические разработки можно применять не только на занятиях по ментальной арифметике, но и в образовательном процессе для поддержания интереса ребенка к обучению.

Таким образом, ментальная арифметика создает прочную базу для самореализации. Благодаря данной методике воображение и абстрактное мышление развиваются и помогают ребенку осваивать другие точные и естественно-научные дисциплины: физику, геометрию, черчение, химию, биологию. А также раскрываются самые разнообразные творческие и интеллектуальные способности. Ребёнок учится проявлять инициативу и лидерские качества, ставить цели и достигать их.

Несмотря на то, что ментальная арифметика является довольно новой программой обучения устному счету, за это время она стала популярной и показала высокие результаты. Большинство педагогов и родителей замечают пользу от таких занятий.