Родные просторы
Родные просторы
(Урок русской литературы по творчеству И.С.Соколова–Микитова
в 5 классе)
Гульсина ИДРИСОВА
учитель родного (русского) языка и литературы
многопрофильной школы №181г. Казани
Цель. познакомить детей с новым произведением русского, советского писателя, путешественника, журналиста Ивана Соколова–Микитова; совершенствовать умение работать с текстом; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, умение вести дискуссию, работать в группе; воспитывать любовь к природе, умение видеть ее красоту в любое время года.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, экран, учебник «Родная русская литература», 5 класс, авторы – Александрова О.М., Аристова М.А., Беляева Н.В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н., Мухаметшина Р.Ф.
Планируемые результаты: знание основных фактов биографии и творчества И.С.Соколова–Микитова, развитие интереса к произведениям о природе, умения замечать красоту леса в любое время года.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Работа по теме урока
а) Вступительное слово учителя.
– Ребята, мы с вами начинаем изучать очень интересный раздел в учебнике – «Родные просторы». Как вы понимаете это словосочетание? Что входит в понятие родные просторы?
Ответы учащихся. Родные просторы – это родной дом, улица, город или деревня, в котором мы живем, близкие нам люди, семья.
– Все, что вы перечислили – это больше входит в понятие Родина, Отчизна. И вы больше раскрыли понятие родные. Подумайте еще. Сделайте акцент на слове просторы.
Ответы учащихся. Просторы – от слова широко, вольно, просторно, бескрайне. А бескрайними являются степи, широкими – поля, глубокими –озера и реки, величавыми – горы, непроходимыми – леса, безбрежными –моря, бездонными – океаны.
– Верно, ребята. Все, что вы сказали – это и есть родные просторы. Они радуют глаз, успокаивают душу, являются источником вдохновения художников, музыкантов, поэтов и писателей. А.П.Чехов, классик русской литературы пишет: «Леса украшают землю…Они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение. А вот что говорит на эту тему М.Л.Леонов, русский писатель, поэт, издатель и журналист: «Леса – это не только украшение земли, её великолепный и удивительный наряд…Но и величайшие источники здоровья и вдохновения.
– Сегодня мы познакомимся с писателем, журналистом и путешественником Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитиным, автором книг для детей, рассказов о природе, о путешествиях, многие из которых основаны на воспоминаниях детства, когда отец брал его с собой на охоту. Почему он писал о природе, как думаете?
Ответы учащихся. Наверное, он часто бывал на природе, любил её, хорошо знал, был наблюдательным, умел замечать изменения, детали.
– Верно, ребята, ваши предположения правильные. Для И.С.Соколов-Микитова природа – исток не только удивительного понимания, но и характерного для любого народа ощущения единения, кровного родства с ней. (Презентация.)
б) Актуализация знаний.
– От кого И.С.Соколов-Микитов получил особую чуткость и любовь к природе?
– Кем был его отец?
– В цикл какого произведения вошли его рассказы «Береза», «Дуб», «Ива», «Рябина», «Сосна»?
3.Знакомство с произведением.
(Читает учитель.) Зимою и летом, весной и осенью хорош лес. Как вы думаете, чем же хорош лес в эти времена года?
а) Обсуждение вопроса к отрывку.
Ответы учащихся. Ну, летом лес ещё хорош, я согласна: грибы, ягоды, свежий воздух. Хорош, может и зимой: белый снег повсюду, тишина. Но ведь ни души! Как будто мертв… Осенью так вообще сыро, тёмно, мрачновато…
– Это, ребята, на первый взгляд так. Потому что мы ещё не научились видеть, подмечать детали того, что лес в любое время года хорош, красив по-своему и полон жизни. Прочитайте рассказ до конца и найдите ответ на вопрос сами.
б) Краткий пересказ рассказа.
в) Работа по содержанию рассказа.
– Какие приметы леса, характерные для каждого времени года, выделяет автор? Знакомы ли они вам? Что нового узнали?
– Приведите примеры из текста, которые подтверждают слова автора: «Зимою и летом, весною и осенью хорош лес». Согласны ли вы с этим мнением. Аргументируйте свой ответ.
– С помощью каких выразительных средств писатель рисует русский лес? Какие краски и звуки помогает нам, читателям представить картину лесной жизни?
– А сейчас мы разделимся на 4 группы. Каждая из групп должна рассказать об одном времени года, опираясь на текст и используя свои наблюдения. Включите в свой рассказ цитаты из текста.
- Подведение итогов.
– Автор рассказа «Русский лес» является добрым, мудрым учителем, который учит нас не только тому, что лес для нас является материальным богатством, но и духовным, в первую очередь. Ведь любовь к природе и знания о ней воспитывают чувства патриотизма, человечности, доброты, развивают чувство прекрасного.
- Домашнее задание.
а) Перечитать произведение. Поразмышлять над прочитанным.
б) Нарисовать лес в любимое время года.