Религия древних египтян
№ 96
Гульназ ГАЛИМОВА,
учитель истории и обществознания первой квалификационной категории Тюнтерской средней школы
Цель:
познакомить учащихся с верованиями, зародившимися еще в первобытные времена;
дать представление об особенностях религиозного мировоззрения, появление которых стало возможным только в классовом обществе;
продолжить воспитание у детей интереса к религии Древнего Египта;
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок – экскурсия
Методы: Диалогический
Оборудование: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая; под ред. А.А.Искандерова. – М.: Просвещение, 2015.
Ход урока
- I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Проверка подготовленности учащихся к уроку
II.Актуализация
Повторение изученного материала
1.Составьте и запишите предложения со следующим набором слов:
Нил, Северо – Восточная Африка, плодородный ил, разлив, Средиземное море, дельта, Египет.
2. Установите в какой последовательности по течению Нила располагались:
Дельта, Ливийская пустыня, средиземное море, Мемфис.
- III. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя: Ученые считают, что 40 тыс. лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени, т.е. современного типа. Ученые назвали его «человеком разумным». Люди того времени жили родовыми общинами, совместно трудились, именно в это же время они начинают хоронить умерших. Подумайте, о чем свидетельствует данный факт? Является ли понятие «религиозные верования» для вас новым? Что такое религия? Как вы думаете, а зачем мы с вами изучаем это явление?
Да, ребята сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.
Египетская религия и мир египетских богов – это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, “… египтяне – самые богобоязненные из всех людей…” Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.
Словарная работа.
Политеизм, так называется вера во многих богов.
– Вспомните, как изображают богов в Месопотамии? Других цивилизациях? Наше время? (Богам придавали облик и пропорции человека).
– Посмотрите на изображение египетских богов. Что для них характерно? (Совмещение черт человека и животного).
Чтобы познакомиться с ними поближе, ямы с вами будем путешествовать. Первый остров у нас « пантеон египетских богов». Здесь нас встречает экскурсовод.
Экскурсовод. Дорогие ребята! Мы находимся в пантеоне богов Древнего Египта. Чтобы туда зайти нам надо билеты. Для этого нам надо выполнить задания.
Египет – так называется страна, которая располагалась…(С – В Африке)
Какие два моря омывают Египетское государство? (Средиземное и Красное моря)
Первой столицей Египта был город…(Мемфис)
Царей древнего Египта называли… (Фараон)
Когда образовалось единое государство? (3 тыс. лет до н.э.)
Самые крупные завоевания совершил фараон… (Тутмос ІІІ) около…(1,5 тыс.) лет до н.э.
Войсками фараонов были завоеваны в Африке… (Нубия) богатая золотом, в Азии богатые залежами медной руды… (Синайский) полуостров и страны (Палестина, Сирия, Финикия)
У Египетских воинов наконечники копий, топорики и клинки изготавливались из… (бронзы). Так называется сплав… (меди + олова)
Хорошо. Продолжаем нашу экскурсию, позвольте представить вам всемогущих властителей этой страны (указывает на изображение богов). Боги Египта высокомерны и горды. Простой смертный обязан испытывать перед ними чувство трепета и глубочайшего почтения.
Лишь только жрецы – служители богов, лучше всех умели разговаривать с ними. Честь входить внутрь храма принадлежала только главному жрецу. Внутри храма боги бесстрастно восседают на великолепных тронах, свысока взирая на суету быстротечного времени. Их главная задача – следить за соблюдением законов мироздания.
Первый и самый главный бог – Ра, Амон или Амон-Ра – бог Солнца, глава богов, владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего сущего, возникший из водного хаоса, победивший мрак. Он создал мир людей (из своих слез), а также многих богов. Один из них – человек, медленно плывущий по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск.
Апоп – бог тьмы. Изображался свирепым змеем. Бог света и тьмы сражаются всю ночь. Когда повержен змей (тьма), снова наступает день, т.к. начинает блистать корона бога солнца.
Геб – бог земли, в виде человека с головой змеи, т.к. змея – самое “земляное” животное.
Богиня неба Нут. Космическая небесная корова
Жена Геба. Ежедневно рожала бога Солнца. Образ: женщина с выступающими руками, указывающая путь к солнцу.
Тот – бог мудрости. Наиболее почитаем египтянами, т.к. научил людей письму и счету (человек с головой ибиса).
Бастет – богиня веселья и домашнего очага (женщина с головой кошки).
Боги держат в руках знак жизни – анж, означающий неизменный восход Солнца после заката.
Из огромного числа египетских богов я познакомил вас лишь с некоторыми, наиболее значимыми и почитаемыми. Их имена не раз встретятся в мифах этой великой страны.
2 остров « Копим знание»
Работа с иллюстрациями.
-Как вы думаете, почему египтяне придавали богам черты животных? Ученики работают с иллюстрациями, изображающими египетских богов. Выдвигают версии о том, почему многие боги изображались в образе животных? Делают вывод о том, почему древние египтяне поклонялись священным животным.( Причина этого явления восходит к первобытным временам, когда люди поклонялись тотему – зверю, покровителю племени.)
Словарная работа
Тотемизм – так называется форма первобытной религии, означающая связь между людьми и животными. Тотемизм в Египте превратился в культ животных.
3 остров « Театральные способности»
Учитель. Давайте, прочитав текст § 10, п. 24, познакомимся с древнеегипетской мифологией и попытаемся определить, какие явления природы и общественной жизни отражены в ней.
1.Смена дня и ночи (Боги Амон-Ра и Апоп).
2.Земля и звездное небо (Боги Геб и Нут).
3.Возникновение письменности (Бог Тот).
4.Смена времен года (Миф об Осирисе и Исиде).
Осирис – бог умирающей и возрождающейся природы, царь загробного мира. Научил людей возделывать землю, строить города, выпекать хлеб.
Исида, верная и преданная супруга Осириса. Непревзойденная целительница и заклинательница болезней. Образ: женщина с крыльями.
Познакомимся с содержанием и попробуем кратко инсценировать.
Инсценирование мифа об Осирисе и Исиде. Вывод о том что, древнеегипетские боги являлись олицетворением не только сил природы, но и нравственных качеств людей.
4 остров «Суд Осириса»
Гор – сын Осириса и Исиды (человек с головой сокола). В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства). “Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона”.
на стр. 52 – рисунок “Суд Осириса”, на стр. 53 – клятва, которую давал умерший. Прочитайте текст и рассмотрите рисунок.
Работа с иллюстрацией «Суд Осириса». Анализируют клятву на суде Осириса.
Кто же, по верованиям египтян, мог попасть в “страну мертвых”? Почему все стремились попасть в эту страну? (В “стране мертвых” существует полное изобилие: плодородные поля, полноводные каналы, пшеница в рост человека, много еды и напитков. Но для существования в царстве мертвых нужно кроме пищи, тело – мумия – забальзамированный труп обернутый во много слоев полосками льняной ткани, жилье – гроб – саркофаг).
Приходят к выводу о том, что древний египтянин должен был быть добрым по отношению к людям и животным, почитать богов, не обижать людей и т.д.
Религия оказывала положительное влияние на людей.
Египтяне верили во множество богов
Египтяне верили в жизнь после смерти.
Древние египтяне верили, что людьми и природой управляют могущественные бо
IV.Закрепления
Выполнение теста. Взаимопроверка по эталону
V.Рефлексия
1. Какую цель ставили?
Удалось ли ее достичь?
Какими способами?
Понравился ли урок?
Что вызвало затруднения?
С каким настроением ты отправишься на следующий урок?
VI.Домашнее задание
Д/з. Параграф 10 – прочитать, ответить на вопросы.
По желанию: подготовить кроссворд, сообщение или рисунок о боге, информация о котором больше всего заинтересовала
VII. Итог урока
Подведение итогов урока, выставление и комментирование отметок