Реальность и волшебство в литературных сказках

Реальность и волшебство в литературных сказках

(На примере произведений В.Г. Сутеева. Событийная сторона сказок)

 

Венера Давлетова

учитель начальн ых классов высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия г. Азнакаево»

Азнакаевского муниципального района РТ

Тип урока: Урок формирования новых знаний в 1 классе

Цель урока:

Формировать навыки анализа событийной стороны сказок и умение различать реальность и волшебство в литературных произведениях.

Оборудование урока:

Печатные пособия: карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы; рабочий лист, рисунки солнышка и облака, смайликов для рефлексии. Технические средства: настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран. Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация.

Структура урока:

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Целеполагание, постановка проблемы

4.Изучение нового материала

5.Первичное закрепление знаний

6.Самостоятельная работа и проверка по эталону

7.Рефлексия

Используемые технологии: системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, здоровье-сберегающие технологии.

 

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

– Ребята, желаю вам сегодня раскрыть свою индивидуальность. Проявить себя творчески. Получить положительные эмоции.

– Вы готовы начать урок?

Учащиеся настраиваются на работу, произносят слова: «Я всё могу. У меня всё получится!».

  1. Актуализация знаний

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказками.

– Давайте подумаем, что такое сказка? (Это рассказ о волшебных, вымышленных историях)

– На какие группы мы можем разделить сказки? (волшебные, бытовые, о животных)

– А кто придумывает сказки? (народ или автор)

– Мы сегодня познакомимся с авторской сказкой Владимира Сутеева.

– Владимир Григорьевич Сутеев родился 22 июня 1903 года в Москве в семье врача. С раннего детства проявлял интерес к искусству и литературе. Учился в Московском художественном училище, где развивал свои художественные навыки и увлечение рисованием.

В.Сутеев стал известным мультипликатором, работая в области анимации и создавая множество короткометражных мультфильмов. Его творческий путь был неразрывно связан с детской литературой: он писал сказки и рассказы для детей, которые быстро завоевали популярность благодаря своей яркой и доступной форме.

Одним из уникальных аспектов творчества В.Сутеева было то, что он сам рисовал иллюстрации к своим произведениям. Это позволило ему создать целостные и гармоничные образы, которые идеально дополняли его текст. Его стиль отличался простотой и выразительностью, что делало его работы привлекательными для детей.

Интересным фактом является то, что он обладал редким талантом: мог рисовать как правой, так и левой рукой одновременно. Это удивительное умение позволяло ему одновременно писать и рисовать, что значительно ускоряло процесс создания его произведений.

В.Сутеев оставил значительное наследие в детской литературе и анимации. Его сказки, такие как «Под грибом», «Кто сказал «Мяу»?», «Лесные приключения» и многие другие, до сих пор любимы детьми и их родителями. Его работы учат добру, дружбе и взаимопомощи, оставаясь актуальными и по сей день.

Сутеев скончался в 1993 году, но его творчество продолжает жить, вдохновляя новые поколения художников и писателей.

– С произведением какого автора мы сегодня познакомимся? (Владимира Григорьевича Сутеева)

  1. Целеполагание, постановка проблемы

– А название сказки вы определите сами, разгадав ребус. (Под грибом)

,,,                                                          ОМ

 

 

 

– Ребята, подумайте пожалуйста, о чём пойдёт речь в этой сказке? (Ответы детей.)

– Мы вместе узнали название сказки В. Сутеева.

– А теперь пришло время узнать, что же произошло в этой сказке.

4.Изучение нового материала

Чтение сказки по ролям, хорошо читающими заранее подготовленными учениками. (Каждый одевает маску своего героя)

– Ребята, нам ваши одноклассники прочитают сказку В. Сутеева «Под грибом». А вы внимательно послушайте её и запомните героев сказки. У вас на столах слова с названиями персонажей сказки. Расположите их по ходу сказки, кто за кем идёт.

  1. Первичное закрепление знаний

– Ребята, а вы догадались почему все смогли уместиться под грибом? (Гриб за время дождя вырос.)

– А могли ли события, описанные в сказке произойти в реальной жизни?

– Что в этой сказке вымысел, а что могло произойти на самом деле?

– Какую похожую сказку мы читали на прошлых уроках? (Рукавичка)

–В чём схожесть и различие этих сказок? (Разные герои, разный конец, в этой сказке лиса хотела съесть зайца)

Обсуждение событий сказки.

– Как начинается сказка?

– Кто за кем просит помощи у муравья? (Бабочка, мышка, воробей, заяц.)

– Какие слова они использовали в своих просьбах? Прочитайте.

– Какие «волшебные» слова ещё можно было использовать?

(Ответы могут варьироваться, например: «спасибо», «помогите», «пожалуйста», «будьте добры» и т.д.)

– Кто последним спрятался под грибом? (Заяц.)

– Прочитайте слова Зайца.

– Кого искала лиса во время дождя? (Зайца.)

– Что ей ответили остальные?

(Они сказали, что не видели, где ему тут спрятаться).

– А сейчас мы поиграем в игру «Репортаж с места событий». (Выбираем детей, которые будут персонажами сказки и отвечать на вопросы).

– Перед вами герои нашей сказки, они будут отвечать на вопросы, а вы будете репортёрами, вы будете задавать им вопросы по сказке, о их самочувствии во время дождя.

6.Физкультминутка

Ребята выполняют мультзарядку с животными.

7.Самостоятельная работа и проверка по эталону

Анализ прочитанного произведения, работа с рабочими листами.

Содержание заданий на рабочем листе.

  1. К какому жанру относится это произведение.

Рассказ

Сказка

Стихотворение

  1. Напишите фамилию автора? __________________________
  2. Перечисли героев сказки. ___________________________
  3. Какая пословица подходит к сказке?

 Вместе тесно, а врозь скучно.

 В тесноте да не в обиде.

 В доме и стены помогают.

Где хозяев в доме много, там и толку никакого.

  1. Пронумеруй события, о которых рассказывается в этой сказке, по порядку. Номер 1 уже поставлен.

– Заяц спрятался под грибом от лисы.

  1. Муравей увидел гриб и спрятался под ним от дождя.

– Вслед за бабочкой прибежала мышка.

– Потом прискакал воробей.

– Бабочка подползла к муравью и попросила убежища.

– Лиса искала зайца.

– Дождь закончился все радуются.

  1. Нарисуйте своих героев сказки, которые могли бы жить под грибом.

 

 

 

 

 

Фронтальный опрос.

– О чём эта сказка? (О животных)

– Как называются такие сказки? (Авторские)

– Скажите, а чему нас учит нас эта сказка? (Эта сказка учит нас быть добрыми, помогать в беде, выручать друг друга из трудных ситуаций.)

– Каким, по-вашему, должен быть настоящий друг? (Ответы детей.)

– Какая поговорка встретилась нам в сказке. (В тесноте, да не в обиде)

Выполнение теста.

– На ваших партах есть белые листочки, переверните их. Там даны вопросы.

– Я буду читать вопрос, а вы будете ставить рядом с вопросом +, если ответ правильный и –, если ответ не правильный.

  1. Сказка «Под грибом» – русская народная сказка. (–)
  2. Сказку «Под грибом» написал Евгений Чарушин. (–).
  3. Сказка «Под грибом» похожа на сказку «Теремок». (+).
  4. Сказка «Под грибом» – авторская сказка. (+).
  5. Муравей остался под дождём. (+).
  6. Муравей пустил под грибок стрекозу. (–).
  7. Под грибом спряталась лягушка. (–).
  8. Из этой сказки мы узнали, как вести себя во время дождя. (–)
  9. Эта сказка учит взаимовыручке. (+).

– Проверьте ваши работы по слайду. Внимание на экран.

8.Рефлексия.

Работа в паре.

– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны качества настоящего друга. Прочитайте их. Выберите качество, присущее героям сказки «Под грибом» и закрасьте его любым цветным карандашом. Можно покрасить только один прямоугольник.

взаимовыручка

верность

мужество

– Какое качество вы выбрали? (Взаимовыручка)

– Почему, вы выбрали это качество? (Ответы детей)

– Были ли у вас затруднения, кто вам помог? (Ответы детей)

– Ребята, у вас на столах есть смайлики. Найдите их.

– Кто выполнил все задания сегодняшнего урока без ошибок, выберите улыбающийся смайлик. У кого возникли небольшие затруднения, выберите грустный смайлик.

– Прикрепите улыбающийся смайлик на солнышко, а грустный смайлик на облачко.

– Садитесь на свои места.

– С какой сказкой мы познакомились на уроке?

– Кто автор этой сказки? (Сутеев)

– Какова главная мысль сказки? (В тесноте да не в обиде)

– Ребята, посмотрите на наше солнышко, его озарили ваши улыбки. Вы сегодня хорошо поработали, спасибо за урок.

– Я приготовила вам раскраски. Раскрасьте их дома, а на следующем уроке мы соберём книгу по сказке Сутеева «Под грибом» с вашими иллюстрациями.