Реальность и волшебство в литературных сказках
Реальность и волшебство в литературных сказках
(На примере произведений В.Г. Сутеева. Событийная сторона сказок)
Венера Давлетова
учитель начальн ых классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Гимназия г. Азнакаево»
Азнакаевского муниципального района РТ
Тип урока: Урок формирования новых знаний в 1 классе
Цель урока:
Формировать навыки анализа событийной стороны сказок и умение различать реальность и волшебство в литературных произведениях.
Оборудование урока:
Печатные пособия: карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы; рабочий лист, рисунки солнышка и облака, смайликов для рефлексии. Технические средства: настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок; компьютер; мультимедийный проектор, экспозиционный экран. Экранно-звуковые пособия: мультимедийная презентация.
Структура урока:
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент
2.Актуализация знаний
3.Целеполагание, постановка проблемы
4.Изучение нового материала
5.Первичное закрепление знаний
6.Самостоятельная работа и проверка по эталону
7.Рефлексия
Используемые технологии: системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные, здоровье-сберегающие технологии.
Ход урока
- Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
– Ребята, желаю вам сегодня раскрыть свою индивидуальность. Проявить себя творчески. Получить положительные эмоции.
– Вы готовы начать урок?
Учащиеся настраиваются на работу, произносят слова: «Я всё могу. У меня всё получится!».
- Актуализация знаний
– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказками.
– Давайте подумаем, что такое сказка? (Это рассказ о волшебных, вымышленных историях)
– На какие группы мы можем разделить сказки? (волшебные, бытовые, о животных)
– А кто придумывает сказки? (народ или автор)
– Мы сегодня познакомимся с авторской сказкой Владимира Сутеева.
– Владимир Григорьевич Сутеев родился 22 июня 1903 года в Москве в семье врача. С раннего детства проявлял интерес к искусству и литературе. Учился в Московском художественном училище, где развивал свои художественные навыки и увлечение рисованием.
В.Сутеев стал известным мультипликатором, работая в области анимации и создавая множество короткометражных мультфильмов. Его творческий путь был неразрывно связан с детской литературой: он писал сказки и рассказы для детей, которые быстро завоевали популярность благодаря своей яркой и доступной форме.
Одним из уникальных аспектов творчества В.Сутеева было то, что он сам рисовал иллюстрации к своим произведениям. Это позволило ему создать целостные и гармоничные образы, которые идеально дополняли его текст. Его стиль отличался простотой и выразительностью, что делало его работы привлекательными для детей.
Интересным фактом является то, что он обладал редким талантом: мог рисовать как правой, так и левой рукой одновременно. Это удивительное умение позволяло ему одновременно писать и рисовать, что значительно ускоряло процесс создания его произведений.
В.Сутеев оставил значительное наследие в детской литературе и анимации. Его сказки, такие как «Под грибом», «Кто сказал «Мяу»?», «Лесные приключения» и многие другие, до сих пор любимы детьми и их родителями. Его работы учат добру, дружбе и взаимопомощи, оставаясь актуальными и по сей день.
Сутеев скончался в 1993 году, но его творчество продолжает жить, вдохновляя новые поколения художников и писателей.
– С произведением какого автора мы сегодня познакомимся? (Владимира Григорьевича Сутеева)
- Целеполагание, постановка проблемы
– А название сказки вы определите сами, разгадав ребус. (Под грибом)
,,, ОМ
– Ребята, подумайте пожалуйста, о чём пойдёт речь в этой сказке? (Ответы детей.)
– Мы вместе узнали название сказки В. Сутеева.
– А теперь пришло время узнать, что же произошло в этой сказке.
4.Изучение нового материала
Чтение сказки по ролям, хорошо читающими заранее подготовленными учениками. (Каждый одевает маску своего героя)
– Ребята, нам ваши одноклассники прочитают сказку В. Сутеева «Под грибом». А вы внимательно послушайте её и запомните героев сказки. У вас на столах слова с названиями персонажей сказки. Расположите их по ходу сказки, кто за кем идёт.
- Первичное закрепление знаний
– Ребята, а вы догадались почему все смогли уместиться под грибом? (Гриб за время дождя вырос.)
– А могли ли события, описанные в сказке произойти в реальной жизни?
– Что в этой сказке вымысел, а что могло произойти на самом деле?
– Какую похожую сказку мы читали на прошлых уроках? (Рукавичка)
–В чём схожесть и различие этих сказок? (Разные герои, разный конец, в этой сказке лиса хотела съесть зайца)
Обсуждение событий сказки.
– Как начинается сказка?
– Кто за кем просит помощи у муравья? (Бабочка, мышка, воробей, заяц.)
– Какие слова они использовали в своих просьбах? Прочитайте.
– Какие «волшебные» слова ещё можно было использовать?
(Ответы могут варьироваться, например: «спасибо», «помогите», «пожалуйста», «будьте добры» и т.д.)
– Кто последним спрятался под грибом? (Заяц.)
– Прочитайте слова Зайца.
– Кого искала лиса во время дождя? (Зайца.)
– Что ей ответили остальные?
(Они сказали, что не видели, где ему тут спрятаться).
– А сейчас мы поиграем в игру «Репортаж с места событий». (Выбираем детей, которые будут персонажами сказки и отвечать на вопросы).
– Перед вами герои нашей сказки, они будут отвечать на вопросы, а вы будете репортёрами, вы будете задавать им вопросы по сказке, о их самочувствии во время дождя.
6.Физкультминутка
Ребята выполняют мультзарядку с животными.
7.Самостоятельная работа и проверка по эталону
Анализ прочитанного произведения, работа с рабочими листами.
Содержание заданий на рабочем листе.
- К какому жанру относится это произведение.
Рассказ
Сказка
Стихотворение
- Напишите фамилию автора? __________________________
- Перечисли героев сказки. ___________________________
- Какая пословица подходит к сказке?
Вместе тесно, а врозь скучно.
В тесноте да не в обиде.
В доме и стены помогают.
Где хозяев в доме много, там и толку никакого.
- Пронумеруй события, о которых рассказывается в этой сказке, по порядку. Номер 1 уже поставлен.
– Заяц спрятался под грибом от лисы.
- Муравей увидел гриб и спрятался под ним от дождя.
– Вслед за бабочкой прибежала мышка.
– Потом прискакал воробей.
– Бабочка подползла к муравью и попросила убежища.
– Лиса искала зайца.
– Дождь закончился все радуются.
- Нарисуйте своих героев сказки, которые могли бы жить под грибом.
Фронтальный опрос.
– О чём эта сказка? (О животных)
– Как называются такие сказки? (Авторские)
– Скажите, а чему нас учит нас эта сказка? (Эта сказка учит нас быть добрыми, помогать в беде, выручать друг друга из трудных ситуаций.)
– Каким, по-вашему, должен быть настоящий друг? (Ответы детей.)
– Какая поговорка встретилась нам в сказке. (В тесноте, да не в обиде)
Выполнение теста.
– На ваших партах есть белые листочки, переверните их. Там даны вопросы.
– Я буду читать вопрос, а вы будете ставить рядом с вопросом +, если ответ правильный и –, если ответ не правильный.
- Сказка «Под грибом» – русская народная сказка. (–)
- Сказку «Под грибом» написал Евгений Чарушин. (–).
- Сказка «Под грибом» похожа на сказку «Теремок». (+).
- Сказка «Под грибом» – авторская сказка. (+).
- Муравей остался под дождём. (+).
- Муравей пустил под грибок стрекозу. (–).
- Под грибом спряталась лягушка. (–).
- Из этой сказки мы узнали, как вести себя во время дождя. (–)
- Эта сказка учит взаимовыручке. (+).
– Проверьте ваши работы по слайду. Внимание на экран.
8.Рефлексия.
Работа в паре.
– Ребята, сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах лежат карточки, на которых написаны качества настоящего друга. Прочитайте их. Выберите качество, присущее героям сказки «Под грибом» и закрасьте его любым цветным карандашом. Можно покрасить только один прямоугольник.
взаимовыручка
верность
мужество
– Какое качество вы выбрали? (Взаимовыручка)
– Почему, вы выбрали это качество? (Ответы детей)
– Были ли у вас затруднения, кто вам помог? (Ответы детей)
– Ребята, у вас на столах есть смайлики. Найдите их.
– Кто выполнил все задания сегодняшнего урока без ошибок, выберите улыбающийся смайлик. У кого возникли небольшие затруднения, выберите грустный смайлик.
– Прикрепите улыбающийся смайлик на солнышко, а грустный смайлик на облачко.
– Садитесь на свои места.
– С какой сказкой мы познакомились на уроке?
– Кто автор этой сказки? (Сутеев)
– Какова главная мысль сказки? (В тесноте да не в обиде)
– Ребята, посмотрите на наше солнышко, его озарили ваши улыбки. Вы сегодня хорошо поработали, спасибо за урок.
– Я приготовила вам раскраски. Раскрасьте их дома, а на следующем уроке мы соберём книгу по сказке Сутеева «Под грибом» с вашими иллюстрациями.