Реализация фантастических идей Ф.Амирхана (по повести «Фатхулла хазрет»)

№65

Залира УЛЬДАНОВА,

учитель татарского языка и литературы Тихоновской основной школы Альметьевского района

 

Фантастика в литературных произведениях – один из самых захватывающих и интересных, привлекательных жанров. Считается, что для придумывания необычных сюжетов в ней активно используются около 40 приемов. Сюжет фантастических произведений всегда заманчив. Читатель  хочет узнать, что будет дальше. Известно, что у авторов-фантастов не только развито воображение, но что они обладают еще особым даром предвидения. Писатели, написавшие хоть раз в жизни талантливые фантастические произведения, обрекли себя на вековую славу и бессмертие своего творчества. Через многие десятилетия по сюжету их произведений снимаются художественные, научные фильмы. В своих сюжетах писатели-фантасты предлагают ученым идеи, которые намного опережают время, в котором они живут. Таких примеров очень много. Ведь уже многое из того, что они описывали, стало реальностью, и успешно применяются в повседневной жизни человека. Видимо, они догадывались, что многие их фантазии воплотятся в жизнь теми, кто придет после них. И они этого страстно желали! Великий талант мечтателя и романтика позволял писателям фантастического жанра видеть сквозь пелену веков, чудесное будущее, полное всего необычного.

В своей статье хочу рассказать о талантливом татарском писателе-фантасте Фатихе Амирхане. Да, по моему мнению и глубокому убеждению, о татарском фантасте Фатихе Амирхане! По моим наблюдениям, слово «фантастика» по отношению к творчеству неповторимого Ф.Амирхана используется чаще всего лишь как приложение к словам «сатира, сатирик». Например, Л.Климович пишет: «Особое место в творческом наследстве Ф.Амирхана занимает сатирико-фантастическая повесть «Фатхулла хазрет», в которой писатель обнажает контрасты современной ему социальной действительности, стремится предугадать черты морального облика человека будущего. Обращение к фантастике, в связи с успехами науки и техники и кризисом схоластического религиозного мировоззрения, симптоматично для всех литератур – восточной и западной. Оно давало возможность изображать назревшие социальные противоречия, воплотив их в картине общества, созданного воображением фантаста» [2].  Повесть «по праву считается самым лучшим сатирическим произведением татарской литературы. В этом произведении чётко проявлено всё мастерство и новаторство Ф.Амирхана. Творчество писателя многогранно и многоемко. Ф.Амирхану, обладавшему редким талантом художника, мыслителя, публициста, сатирика, историка-философа, были под силу самые сложные творческие задачи, которые он и решал со свойственными ему энергией и изяществом»[1]. «Эстетический идеал Ф.Амирхана выражается в различных художественных формах. Среди них значительное место занимает форма фантастического отображения перспективы жизни народа. Прием сновидения в этом плане так же удачно использован писателем («Сон накануне праздника жертвоприношения»). Фантастическое смещение эпох и событий дали ему большие возможности для контрастного изображения настоящего и будущего народа. («Фатхулла хазрет» Мышление таких героев ограничено. Они обычно показываются в семейно-бытовой сфере. Приемом саморазоблачения оголяются их недостатки и пороки. В сатирических произведениях Ф.Амирхан прибегает к острым противопоставлениям двух поколений, что характерно не только для его творчества, но и для всей просветительской литературы» [6], – отметил Р.Амирханов. в своей научной диссертации. Выдающийся татарский писатель Ф.Бурнаш считал Ф.Амирхана ханом и султаном в области смеха. («Бу Фатыйх «мыскыл» бабында һәм әмир, һәм хан хәзер») [4]. Таким образом, человека высокой культуры и эрудиции, славного сына татар Фатиха Амирхана ученые не называют фантастом.

Хочу поделиться своими размышлениями после нового прочтения и переосмысления сатирическо-фантастической повести Ф.Амирхана «Фатхулла хазрет». Повесть написана великим мастером слова в 1909 г. и стала новым рубежом в творческой биографии Ф.Амирхана. Можно смело утверждать, что он своей сатирическо-фантастической повестью «Фатхулла хазрет» совершил революцию в истории татарской литературы. Это произведение поразило меня своим сюжетным новаторством и фантастическим содержанием. Еще в XX в. эта повесть воспринималась мною, как было принято считать, сатирическим произведением, но очень оригинальным! Да, и фантастическим, но размытым… А когда два-три года назад еще раз прочла повесть, все стало на свои места! Поразительно, что мой любимый писатель Ф.Амирхан еще в начале XX в. предсказывает будущее, которое будет происходить почти век спустя, свидетелями которого мы с вами и являемся.

Интересной была реакция хазрета, очнувшегося через 42 года после смерти, на происходящее в 1950 г. Безусловно, то, что доктору Ахмету удалось пробудить отца, является свидетельством большого подъема в развитии науки 2-й половины XX в. Сколько существует человечество, столько и живет желание жить вечно или хотя бы больше ста лет. Пределом мечтаний являются грезы по оживлению умерших людей, используя прогрессивные методы медицины. Именно такие смелые желания нашли отражение в повести Ф.Амирхана. Своей новизной повесть «Фатхулла хазрет» у читателей вызывает разные противоречивые мысли. Мне кажется, что вечная или долгая жизнь для людей может обернуться наказанием, а не благом.

«В номере 12764 газеты «Татары», в разделе «Из университетов» сообщалось, что на восьмой день месяца зульхиджа, в день тарвия, профессор Муслимов оживит труп муллы Фатхуллы Рахматуллина, умершего 42 года назад. В связи с этим событием газета давала краткое жизнеописание Фатхуллы хазрета. Из этих сведений явствовало, что Фатхулла хазрет умер в 1908 г. в одном из приходов Казани; … искал покровительства живых идолов, именуемых ишанами, которые в тогдашнем татарском обществе были в большом почете, глубоко чтил их и был ярым гонителем лучших представителей татарской интеллигенции». [3. С. 136] Вот как описывает писатель оживление  покойника. «Наступил день тарвия месяца зульхиджа 1950 г. Ординарный профессор медицины Казанского университета Муслимов подошел к трупу и довольно долго пускал в нос и глаза мертвеца какое-то лекарство, а студенты по его указанию сгибали и разгибали конечности покойника». [3. С. 137–138] «Не прошло и часа, как покойник чихнул. Спустя немного он снова чихнул и возгласил: «Аллах! Благослави,боже!». Еще через час Фатхулла хазрет открыл глаза, осторожно приподнялся и сел». [3. С. 138] Автор описывает, как Фатхуллу хазрета врач лечит гипнозом. В наше время лечение гипнозом широко распространено.

«Фатхулла хазрет был поражен, увидя в доме молодых девушек, не скрывающих своих лиц от мужчин». [3. С. 141] В современном обществе мы являемся свидетелями того, что женщины и мужчины  равноправны.

Попав в новый мир, Фатхулла хазрет думает, что он находится в раю. «По воздуху летали люди на крыльях; по земле шагали стройные мужчины, женщины, девушки в маленьких калфаках на волосах. Вдали виднелось озеро Кабан, по которому сновали быстроходные пароходики; витрины больших магазинов заполняли дорогие товары. Напротив окна возвышалось громадное здание университета с устремленной ввысь башней… Если это рай, то почему здесь люди ходят в шляпах и в русской одежде. Но он не понимал, почему все говорят, употребляя много русских слов и в доме нет мусульманского убранства… Конечно, это рай! Какова, однако, премудрость аллаха – и в раю, оказывается, есть полицая! (Башню обсерватории университета Фатхула хазрет принял за полицейский участок.)». [3. С. 143] Все технические и архитектурные, административные новшества герой повести воспринимает не как реальное, а как мифическое. А в XXI в. никого не удивишь самолетами и вертолетами, быстроходными пароходами. Высотные здания в нашей стране появились только при Сталине, т. е. только после смерти Ф.Амирхана, а слово «полиция» недавно вошло в обиход. И русские слова с завидной активностью употребляются в татарской речи.  Современные люди носят европейскую одежду.

Сильной стороной повести являются и другие фантастические сюжеты. Автор описывает воздушный корабль, куда вмещается 600 – 700 человек. В настоящее время есть реактивные самолеты – лайнеры, которые являются доказательством гениальности мысли писателя. В повести люди также летают на воздушных лодках, которые высаживают пассажиров на балкон дома или театра. «В комнату вошли два молодых человека с приставными крыльями за спинами. Молодые люди, к крайнему удивлению Фатхуллы хазрета, усадили его в корзину, с обеих сторон прикрепили ее к своим приставным крыльям и полетели по воздуху». [3. С. 148] «Глазам Фатхуллы хазрета представилась необычная картина: все небо было усеяно множеством воздушных лодок, девушками и юношами, летавшими на приставных крыльях» [3. С. 168]

За всеми этими мечтами о полете, возможно, кроется желание молодого  парня, в 21 год оставшегося инвалидом, бросить вызов физической неподвижности. Ведь у будущего известного писателя ноги были парализованы, 18 лет Ф.Амирхан был прикован к инвалидной коляске.

Другой пример – библиотека расположена в 20-этажном здании, которое занимает весь квартал. Автор верил, что люди будущего начнут жить в хороших условиях и будут образованными. Теперь в Объединенных Арабских Эмиратах (в г. Дубае), есть небоскреб «Бурдж-Халифа» – самое высокое сооружение в мире, высота 828 метров, 163 этажа.

Что бы ни увидел Фатхулла хазрет, ему все было в диковинку. «…Увидев вывески магазинов, принимавшие в течение часа все 60 оттенков, он выкрикивал: «Гляди! Гляди! Только сейчас был красный, теперь стал голубой!». А у витрины ювелирного магазина громко заахал: «Милостивый аллах, здесь, верно, собраны все сокровища Каруна Аль-Рашида!» [3. С. 150] Оживший герой, «детище» мудрейшего писателя Ф.Амирхана, еще в начале XX века говорил о неоновых лампах и рекламе. Полагаю, что Ф.Амирхан не был осведемлен открытием француза Ж.Клода.

«В 1898 году шотландский химик Уильям Рамзай совместно с М.Трейвером открыл НЕОН (N6) – инертный газ, содержащийся в воздухе в микроскопических количествах». [7] Жорж Клод тоже в самом конце XIX в. стал под низким давлением заполнять инертными газами запаянные стеклянные сосуды. «Наполненные неоном трубки под действием электрических разрядов светились ярким красным светом! Аргон давал голубое свечение». [7]  В 1911 году у Клода появился патент на неоновую рекламу. В начале 20-х г. XX в. мир настиг рекламный бум. Неоновые вывески поспели как раз вовремя. В 1919 г. засветилась красно-голубым светом Парижская опера. В этом же цветовом сочетании в 1923 г. первая рекламная вывеска появляется в США для рекламы автомобилей». А в Советском Союзе «впервые практически применил газосветную трубку в целях рекламы московский инженер-светотехник А.Селезнев. В 1931 г. им была изготовлена неоновая вывеска «САД» для городского парка им. Прямикова недалеко от Таганской площади» [7], а в 1932 г. – для кинотеатров «Палас» и «Центральный», аргоновая реклама для гостиницы «Гранд-отель» в Москве. Первое появление в СССР современных неоновых вывесок относится к концу 80-х гг. Тогда в Москве, на крыше одного из домов на Пушкинской площади, была размещена крупная установка «Соса-Соlа». И она, и другие крупные вывески были иностранного производства. В начале 90-х гг. XX в. Россию с опозданием в 70 лет настиг-таки «рекламный бум», как на заре столетия он настиг мир». [7]. А татарский писатель об этом написал уже в 1909 г., а в голове у него эта научная мысль, возможно, созрела раньше.

Внуки Фатхуллы хазрета разговаривают по телефону и видят того, с кем они разговаривают. Писатель предвидел, что люди изобретут в середине XX в. «телефонное зеркало». Вот так описывает автор, как зазвенел видеотелефон в комнате, где находился только Фатхулла «…увидел перед собой на стекле, вделанном в стену, молодого человека, стоявшего с беспечным видом. (Стеклом этим было изобретенное в середине XX в. телефонное зеркало, оно показывало в рост говорящего по телефону). Только молодой человек угроз не слышал, ибо звукопередатчик телефона в комнате Фатхуллы не был включен». [3. С. 174] Это тогда Ф.Амирхан фантазировал, но в 1-й половине XX в. после смерти писателя появились видеотелефоны. «Видеотелефон (видеотелефонная связь) – техническое устройство связи, при котором обеспечивается двухсторонняя передача звука и изображения с видео-камер, установленных на каждой стороне. С помощью видеотелефона абоненты не только слышат, но и видят друг друга в реальном времени».[8] 9 апреля 1930 г. в Нью-Йорке состоялся первый в мире сеанс связи по видеотелефону с приемом изображения с обеих сторон. Первый в мире публичный видеотелефон 8 дюймов был разработан в Германии Г.Шубертом и представлен во время олимпиады 1936 года. В 1964 г. фирмой Toshiba был создан первый в истории видеотелефон, который подключался к обычным телефонным линиям. Он видео передавать не умел, только-фото. С 11 июня 2004 г. в Италии введены в общее пользование первые в мире общедоступные видеотелефоны, которые можно подключать к обычной телефонной линии. Новый аппарат был снабжен видеоэкраном и миниатюрной видеокамерой, установленной над экраном. «6 октября 2005 г. компания «МегаФон» продемонстрировал первый в России видеозвонок между двумя абонентами, использующими мобильные телефоны с поддержкой технологии видеосвязи». [8] Сегодня принципы, заложенные в видеотелефоне, используются многими пользователями по всему миру для видеосвязи с использованием недорогой веб-камеры в персональных компьютерах.

«К лесу катился поток автомобилей…».[3. С.158] Ф.Амирхан сквозь столетие смог предвидеть развитие автопрома, даже автомобильные пробки, которые стали обычным явлением и на Западе, и в России.

«Мечеть…была выстроена по специальному проекту татарского архитектора, отличалась добротностью постройки, простотой архитектуры и вмещала до 200 тыс. человек. В середине XX в. мечеть была уголком отдыха от мирской суеты, и в минуты, когда люди, утомленные сутолокой и тревогами жизни, искали отдохновения, порыв искреннего чувства приводил их сюда». [3. С. 158] «Внутренний вид мечети был непривычен хазрету»…[3. С. 159] «…Но тут установленная на минарете машина таким же приятным голосом, как и утром, произнесла три раза: «Намаз». [3. С. 160] Теперь с уверенностью можно сказать, что огромные мечети имеются. И в мечеть ходят не только верующие люди. А «машина на минарете» есть не что иное, как магнитофон.

Конечно, Т.Эдисон идею фонографа запатентовал  уже в 1878 г.. Но рожденный в Казани в 1886 году Ф.Амирхан, вряд ли смог об этом читать в научных журналах, хотя известно, что он выписывал и читал различные журналы. Благодаря  пытливому уму круг интересов у него был обширный. «Принцип, на котором работают современные  магнитофоны, был предложен впервые Вольдемаром Поульсеном-служащим копенгагенской телефонной станции». [11] В сороковые годы прошлого столетия молодой инженер чикагской лаборатории «Камрас разработал покрытия для пленок, позволявшее вести запись и воспроизведение на более низких скоростях..» [11] «Выпуск первого в СССР серийного бытового магнитофона «Днепр» начался в 1949 г. в Киеве». [12]

Сбылись мечта и пророчество талантливого татарского сына Ф.Амирхана. В наши дни в мечеть охотно ходит и молодежь. «Из мечети вернулась Лейля.

– Папа, тебе, кажется, не удалось прослушать проповедь до конца? – обратилась она к отцу и протянула ему книгу. – Я подождала, пока проповедь нашего муллы отпечатали. Вот она». Ведь внучка Фатхуллы хазрета говорит о ксерокопии. Это – то в 1909 г.! [3. С. 164] А вот как это было. »Первое ксерографическое изображение удалось получить Честеру Карлсону в Нью-Йорке 22 октября 1938 г..» [6] «В 1953 году В.Фридкин, только что окончивший Московский университет, создал первый советский копировальный аппарат, а впоследствии развил теорию ксерографии». [6]

Ф.Амирхан в своих фантазиях будущую жизнь видел с развитой и продвинутой мехициной, счастливой,  технически оснащенной, культурной и образованной. «Когда Фатхулла успокоился, сын сказал: «Новый алфавит нам удалось принять после долгих усилий. Теперь даже османские турки поняли, что арабский алфавит не подходит для тюрко-монгольских языков, и также приняли уйгурский алфавит с поправками ». [3. С.165] Автор предвидел и смену алфавита у татар. В тот период, когда писалась повесть, татары пользовались арабским алфавитом, как и 1000 лет тому назад. В 1927 г. татарская письменность перешла на латиницу, в 1939 г. – на кириллицу. А турки перешли на латиницу в 1928 г.

В повести писатель пишет об электрических лифтах. «…Затем все вошли внутрь и направились к вместительной кабине подъемной машины. …теперь, значит, стали делать подымающиеся полы? – заметил он сыну…» [3. С. 186] «Электрический лифт был запатентован в США в 1861 г. Совершенствование лифтов было тесно взаимосвязано с высотным строительством. Без высоких зданий лифты были никому не нужны. В России до 2-й половины XX в. высотное строительство было не так популярно. Лишь после Великой Отечественной войны в Москве были возведены семь так называемых «сталинских высоток». Однако это можно назвать единичным прорывом…» [10] «В конце 1940-х годов в СССР было освоено серийное производство типовых конструкций лифтов общего назначения и скоростных лифтов». [10]

И дальше Ф.Амирхан продолжает удивлять и очаровать своей тонкой интуицией о перспективах жизни, последующей после смены их поколения. «…близ него негромко прозвенел звонок. Звук доносился из нагрудного кармана Ахмета. Ахмет вынул оттуда какой-то предмет, похожий на зеркальце, стал смотреть на него. Через минуту, к изумлению хазрета, зеркальце заговорило человеческим голосом. Перепуганный Фатхулла увидел в зеркальце изображение Лейли». [3. С. 222] Ахмет объяснил отцу, что это не зеркало, а зеркальный беспроволочный телефон. В наш быт сотовые телефоны вошли лишь в конце XX – начале XXI вв. Вот в этом я вижу гениальность Ф.Амирхана и приравниваю его к писателям-фантастам.

Свою статью хочу закончить словами Дж.Валиди. «В траурные мартовские дни 1926 г. он писал: «Ф.Амирхан стоял в кратком по времени, но бесконечно ценном и чрезвычайно важном по значимости центре поколения не только в истории татарской литературы, но и татарского общества в целом. Он был из тех, кто вывел это поколение из избы под названием «медресе», совершил первые пробные полеты в небе татарской литературы… Ушедшего сегодня от нас Ф.Амирхана, если позволите, я бы поставил рядом с Г.Гейне… Время еще определит его подлинное место в истории литературы». [1]

Источники

1 Амирханов Р.У. Творчество, обращенное в будущее (Фатых Амирхан) (1886 – 1926) tataroved.ru/institut/novhist/

2. Амирхан Ф. Избранное. – М.: Художественная литература, 1975. – С. 13. 3.

3. Амирхан Ф. На перепутье. – Казань: ТКИ, 1979 г. С. 136 – 231. [3. С. 136, 137, 138, 141, 143, 148, 150, 158, 159, 160, 164, 168, 174, 186].

[4]. Әмирхан Ф. Сайланма әсәрләр: дүрт  томда. – Казан: Татар, кит. нәшр., 1984. – Т. 1. – Б. 465.

5. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/satiricheskoe-tvorchestvo-fatykha-amirkhana-epokha-i-geroi#ixzz3PP70vUhW С. 8, 333.

6. Фридкин В. Самый первый ксерокс //Наука и жизнь. – №10. – 2002.

7. www.spr-neon.ru/istoriya-neona/lifeCity.com.ua

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/Видеотелефон

9. ru.wikipedia.org/wiki/Лифт

10. Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова АН РТ «27» марта 2010 г.

11. han-samoilenko.narod.ru/…

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/Магнитофон.