Развитие эмоционального интеллекта младшего школьника во внеурочной деятельности

 

Людмила ГАЙНУТДИНОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №102 им. М.С.Устиновой г. Казани

Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию и управлению своих и чужих эмоций. В структуре эмоционального интеллекта выделяют два компонента:

внутриличностный (способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими);

межличностный (способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими).

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

– может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;

– может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;

– понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт. Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

– может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего, приглушать чрезмерно сильные эмоции;

– может контролировать внешнее выражение эмоций;

– может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

По мнению В.В.Давыдова, младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка. Кризисом семи лет открывается младший школьный возраст. Во время кризиса происходят важные изменения в психологическом виде ребёнка, меняется его социальная роль, а также его отношения в обществе.  Происходят и существенные преобразования  в эмоциональной сфере.

Именно в данном возрасте ребёнок поступает в школу, где получает новые знания, формируются морально-нравственные ценности, развивается воображение, творческое мышление, появляются интересы и склонности, формируются различные потребности ребёнка. Главным для ребёнка становится потребность в проявлении себя в обществе.

Расширение кругозора ребенка, а так же развитие его логического мышления, ещё не является успехом в его будущей адаптации и успешности в жизни. Необходимо не забывать о развитие эмоционального интеллекта. Как считает Е.И.Изотова, ребёнку так же важно овладеть рядом способностей эмоционального интеллекта, а именно распознавать и контролировать свои чувства, уметь сознательно изменять свои эмоции, используя их для пользы себе и окружающим. А так же к способностям эмоционального интеллекта она относит важное умение находить общие точки соприкосновения с другими людьми, определять и признавать чувства других людей, научиться сопереживать им.

В первую очередь эмоциональный интеллект формируется благодаря жизненным ситуациям, в которые попадает ребенок, как в школе, так и за ее пределами. Данные ситуации приносят ребёнку ряд разнообразных чувств. Важность таких ситуаций, в том, что ребёнок учится определять различные чувства, что поможет ему сделать вывод об окружающей ситуации и подготовит его к  соответствующей эмоциональной реакции.

Целенаправленное развитие эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста на сегодняшний день возможно благодаря введению стандартов второго поколения и их отличительной особенностью – внеурочной деятельностью, которая подразумевает в себе возможность включения и проведения методов работы, о которых вы узнаете далее.

Внеурочная деятельность важная часть школьной программы, направленная на развитие нравственности учащихся. Так же она способствует успешности в обучении учащихся, является механизмом движения в их познавательной деятельности и креативности.

Основными и эффективными методами по развитию эмоционального интеллекта являются: разнообразные виды арт-терапии, психогимнастика, дискуссионные методы, игра.

Рассмотрим перечисленные методы.

Арт-терапия – это вид воздействия на эмоции. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно выразить и исследовать самые разные эмоции.

Виды арт-терапии

Рисуночная терапия, основанная на изобразительном искусстве. Э.Крамер выделяет четыре типа изображений, значимых для формирования эмоционального поведения школьника:

каракули – бесформенные и хаотические линии, примитивные незавершенные формы;

схемы и полусхемы, представляющие собой стереотипные изображения;

пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности школьника, его позиции по отношению к миру;

художественные образы, обладающие эмоциональной ценностью и обеспечивающие переживания школьника без дополнительных разъяснений.

Библиотерапия – это литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений.

Музыкотерапия – метод, который дает возможность активизировать чувства школьника, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.

Драматерапия – метод, использующий разнообразные формы драматического самовыражения: сценические, ролевые, актерские, импровизационные техники. Учитель фокусирует внимание на том, каким образом школьники взаимодействуют друг с другом. При этом подразумевается, что только во взаимодействии-диалоге школьник может реально осознать значимость своей личности и свое влияние на другого человека.

Танцевальная терапия для школьников заключается в том, чтобы школьник мог выразить свои эмоции через танец, показать свое настроение, ощущения. Прежде всего, танцевальная терапия способствует развитию мышц, позволяя школьнику тратить энергию, которой у него просто в избытке.

Сказкотерапия – это один из методов психологической работы по развитию личности. Формы работы над сказкой возможны, разнообразны, так как любое явление возможно записать в виде волшебной истории.

Следующий метод развития эмоционального интеллекта – психогимнастика. Метод использует жизненные ситуации, темы, в которых отражаются проблемы или конфликты, и предполагают обыгрывание данных ситуаций или тем с помощью движений, мимики, пантомимы. Таким образом, подопечный делится своими переживаниями, эмоциональным состоянием.

Дискуссионные методы предполагают, что в их основе лежит дискуссия. В дискуссиях ребенок может познать себя, а так же раскрыть свои способности, расширяются взгляды на возникшую ситуацию, происходит поиск выхода из нее, ребёнок получает поддержку окружающих.

Игра – форма, основанная на условном моделировании деятельности и направленная на развитие и формирование эмоционального интеллекта.

Таким образом, делая вывод о выше сказанном, можно сказать что, развитие эмоционального интеллекта младшего школьника является важной задачей на пути становления личности человека.