Развитие выносливости в волейболе
№ 177
Алмаз ФАЙЗУЛЛИН,
преподаватель физической культуры высшей квалификационной категории Атнинского сельскохозяйственного техникума им. Г.Тукая
Высокий уровень развития современного волейбола как вида спорта делает его одним из эффективных средств всестороннего физического развития. Известно, что совершенный волейбол предъявляет высокие требования функциональному состоянию организма, к физическим качествам человека. В данной статье мне бы хотелось рассказать о выносливости и рассмотреть методы развития выносливости у волейболистов.
Выносливость – это способность организма противостоять утомлению, или способность к длительной двигательной деятельности без снижения ее эффективности. Игра в волейбол с переменной интенсивностью при длительной (от 1,5 до 3 часов) быстрой и почти непрерывной реакции на изменяющуюся обстановку предъявляет высокие требования к выносливости как к одному из важнейших физических качеств, необходимых для эффективного ведения игры. Мерилом выносливости является время, в течение которого спортсмен способен поддерживать заданную интенсивность. Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Поэтому воспитание общей выносливости выражается, прежде всего, в повышении производительности сердца и систем внешнего дыхания.
Наиболее эффективны для воспитания этого качества упражнения, где участвует большое количество мышечных групп: плавание, гребля, езда на велосипеде, лыжные гонки, спортивные игры, специальные и основные упражнения волейболиста.
Современный волейбол подразумевает сохранение высокой игровой активности спортсменов на протяжении довольно длительного времени (до 2 –2,5 часов в игровом дне). За игру волейболист совершает до 200 ударов, а показатель кислородного долга, характеризующий уровень тяжести выполненной работы, равен 70 – 80% от максимума. Такой вид деятельности предъявляет высокие требования, как к общей, так и к специальной выносливости волейболистов.
Общая выносливость – базовое физическое качество, высокий уровень которого способствует проявлению, как специальных физических качеств, так и эффективности технико-тактических действий. Уровень развития общей выносливости определяется функциональными возможностями сердечно- сосудистой, дыхательной и нервной систем, уровнем обменных процессов, координацией деятельности различных органов и систем.
Физиологической основной общей выносливости являются аэробные возможности организма спортсмена. Чем большее количество кислорода может потребить спортсмен за единицу времени, тем большее количество энергии он может выработать, следовательно, произвести и большую работу. Аэробная производительность зависит, в основном, от деятельности систем дыхания и кровообращения, поэтому развитие общей выносливости выражается, прежде всего, в повышении производительности сердца и систем внешнего дыхания. Обоснована возможность и необходимость развития общей выносливости у детей в возрасте – 15 лет. Рост выносливости у 11 – 12-летних спортсменов составляет 24,8%, у 12 – 13-летних – 16,1%, у 17 – 18-летних – 23,3%. В пубертатном периоде отмечается снижение темпа роста этих показателей.
Для развития общей выносливости необходимо продолжительное воздействие нагрузки на организм. В волейболе для этой цели чаще всего используется кроссовой бег, бег на относительно длинные дистанции, плавание, лыжный бег, спортивные игры и др.
Для развития выносливости на тренировках мы применяем следующие методы:
1. Равномерный метод. Он заключается в том, что продолжительная нагрузка (не менее 20 мин.) дается в сравнительно равномерном умеренном режиме при частоте пульса 150 ударов в мин. Для такой формы работы рекомендуется кроссовой бег, бег на лыжах, плавание и др.
2. Повторно-переменный метод. Он характеризуется планомерным изменением скорости выполнения упражнения в сторону увеличения настолько, чтобы возник кислородный долг (кратковременный), который должен быть погашен при дальнейшем выполнении упражнения в умеренном темпе и в произвольных паузах отдыха. До повышения интенсивности упражнения выполняют при пульсе 140 – 160 уд./мин, после – 180 уд./мин. Например, для воспитания общей выносливости рекомендуются:
– бег 2 км (после каждых 300 м ускорение 30 – 50 м);
– плавание на 500 м (после каждых 90 м ускорение 10 – 15 м);
– упражнения в приеме подач двух спортсменов в течение 20 мин. (после каждых 2 мин. работы челночный бег 30 м).
3. Интервальный метод – многократное повторение кратковременных «порций» работы при постоянной продолжительности и пауз отдыха. Упражнения выполнять с максимальной интенсивностью.
4. Круговой метод – последовательное выполнение на станциях упражнений направленных на развитие силы, быстроты, ловкости в различных сочетаниях.
5. Соревновательный метод. Игры уменьшенными составами (4х4; 4х3; 3х5 и т.д.), совершенствование групповых и командных взаимодействий в нападении и защите без длительных пауз отдыха способствует развитию выносливости.
И в конце хочется сказать, что разнообразие двигательных навыков и игровых движений, отличающихся не только по интенсивности усилий, но и по координационной структуре, способствует развитию всех физических качеств человека – силы, выносливости, прыгучести, быстроты, ловкости, гибкости в гармоничных сочетаниях.