Развитие у учащихся коммуникативной и языковой компетенции на уроках татарского языка и литературы

Развитие у учащихся коммуникативной и языковой компетенции на уроках татарского языка и литературы

 

Эндже АХМЕТВАЛИЕВА,

учитель татарского языка и литературы

 Высокогорской средней

школы 3

 

Аннотация: В данной статье исследуется процесс развития коммуникативной и языковой компетенции учащихся на уроках татарского языка и литературы. Рассматриваются методы и техники, способствующие эффективному усвоению языка, а также важноcть интеграции культурных аспектов в обучение. Показано, как использование различных педагогических подходов помогает учащимся развивать навыки общения и самовыражения на татарском языке, а также повышает их интерес к литературе и культуре своего народа.

Ключевые слова: Коммуникативная компетенция, языковая компетенция, уроки татарского языка, литература, методы обучения, культурные аспекты, интеграция языка и культуры.

 

Развитие коммуникативной и языковой компетенции у учащихся на уроках татарского языка и литературы является одной из актуальных задач современной образовательной системы. В условиях глобализации и мультикультурности важно не только обладать знанием языка, но также уметь эффективно коммуницировать и понимать культурные особенности своего народа.

Коммуникативная компетенция включает в себя умение выражать мысли, слушать собеседника, задавать вопросы и вести диалог. Это важные навыки для взаимодействия в любых сферах жизни. Языковая компетенция же охватывает грамматические, лексические и фонетические аспекты языка, которые являются основой для успешного общения.

На уроках татарского языка и литературы учителям необходимо применять разнообразные методы и приемы, способствующие развитию этих компетенций. Например, использование интерактивных технологий, ролевых игр, дискуссий и литературных проектов помогает учащимся не только осваивать язык, но и углублять свои знания о культуре и традициях татарского народа.

Кроме того, важным аспектом является интеграция культурных компонентов в учебный процесс. Чтение произведений татарских авторов, анализ их творчества и обсуждение исторического контекста способствуют формированию у учащихся глубокой связи с родным языком и литературой, что в свою очередь стимулирует их желание учиться и расширять свои горизонты.

Процесс преподавания татарского языка и литературы в школе носит не только образовательный характер, но и направлен на воспитание успешной личности, ориентированной на общечеловеческие и национальные ценности.

На уроках татарского языка и литературы, также на внеклассных мероприятиях мною ведется работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливаю подрастающее поколение к жизни, труду, учу детей, любить Родину, уметь трудиться, быть чуткими и заботливыми по отношению к людям и животным.

Что надо, чтобы стать интересным детям и увлечь их своим предметом? Прежде всего, нужно до тонкостей разобраться в том, что несешь им, понять их мир, пропустить через себя и найти в ребячьих сердцах все лучшее. Надо любить свою профессию, постоянно работать над повышением своего профессионального уровня. А чтобы быть творческой личностью, необходимо постоянно изучать опыт других и анализировать свои достижения и неудачи. Кроме этого, я должна обладать мастерством изобретателя, талантом артиста, аргументированностью оратора.

Важнейшей характеристикой коммуникативного обучения для меня является использование связного текста в качестве дидактической единицы учебного материала.

На основе связных текстов мои ученики наблюдают факты языка, усваивают готовые выражения, формируют навыки порождения текста.

Опора на текст помогает мне объединить процессы формирования языковой и коммуникативной компетенции. В учебной деятельности придаю значение общению с учеником. Через общение презентую новую информацию; через общение учащиеся усваивают новый материал.

Главным средством общения на моих уроках является специальная система ситуативных упражнений:

– коммуникативные целевые установки, требующие от учащихся умения выражать согласие, поддерживать сказанное, присоединиться к сказанному, дополнять собеседника (согласитесь, продолжите сказанное);

– установки, формирующие у учащихся умение выражать свое отношение к явлениям, событиям, фактам (выразите радость, огорчение, сомнение, удивление);

– установки, требующие уточнения, выяснения предмета разговора (поправьте меня, объясните, возразите мне).

При этом внимание учащихся направляю не только на содержание высказывания, но и на то, что соотносится с их жизненным опытом, с окружающей их действительностью. Все это стимулирует учеников не только на речевую, но и на познавательную деятельность.

Речевая ситуация побуждает учащихся к высказыванию, вызывает потребность в общении.

Таким образом, развитие коммуникативной и языковой компетенции учащихся на уроках татарского языка и литературы имеет огромное значение для формирования всесторонне развитой личности. Эффективные методы обучения, направленные на активное вовлечение учащихся в процесс коммуникации и глубокое понимание языка, способствуют не только улучшению языковых навыков, но и укреплению культурной идентичности. Применение разнообразных подходов в обучении позволяет создать динамичную и мотивирующую среду, в которой учащиеся могут раскрыть свой потенциал и стать активными участниками общения на родном языке.