Развитие творческого потенциала воспитанников с ОВЗ через изобразительную деятельность

№ 162

Альфия СУЛТАНБЕКОВА,

воспитатель Уруссинской школы-интерната для детей с ОВЗ Ютазинского района

Педагогическая деятельность, какие бы области она ни включала, всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.

Сократ сравнивал педагога с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель педагога – выявить задатки каждого ученика. Педагог постоянно находится в сложной, но интересной ситуации, в процессе настоящего общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

Для наших школьников педагог не только носитель знаний, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд и внеурочную деятельность.

Школьная жизнь — это жизнь, которая не стоит на месте. И современный педагог- это педагог, который идет в ногу со временем. Для меня, как для воспитателя, который работает с детьми с ОВЗ, творчество – это не только, как вид деятельности; творчество — как способ познания окружающей действительности; творчество – как индивидуальный подход к каждому ребенку; творчество – как способ выражения чувств и эмоций; творчество – как метод выхода из критических ситуаций и, наконец, творчество — как метод исследования и коррекции личности ребенка. Возможно, тот факт, что я ставлю творческий процесс во главу угла и обуславливает мой интерес к изобразительной деятельности. Направление в моей работе с детьми- коррекция развития личности детей средствами изобразительного искусства.

На мой взгляд, формирование именно творческой личности – одна из наиболее важных задач для современной педагогической теории и практики.   А изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ проявляют большой интерес к художественной деятельности: любят рисовать, лепить, конструировать и делать поделки.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для эмоционально-эстетического и волевого развития детей, для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики и речи.

Занятия по направлению творческого развития нравятся детям больше всего. Дети с удовольствием занимаются на таких занятиях.

На занятиях я использую различные формы работы: индивидуальную, парную и коллективную.  Мы стараемся двигаться от простого к сложному. Есть дети, которым очень тяжело дается делать что- то своими руками- это из-за медлительности или это в меру своих физических возможностей. Таким детям подбираю индивидуальные задания или они работают в парах. Но они всегда стараются и с удовольствием выполняют работу. Даже неусидчивые дети с большим интересом работают.

Провожу занятия с детьми по принципу:

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Вовлеки – и я научусь!

А также принципу: «Будь всегда занят!», тогда не останется времени для баловства.

За последний период дети освоили новые технологии, такие как            флокирование, торцевание(тычкование), нетрадиционная роспись на камнях и листьях, начали осваивать технику папье- маше.

Нередко на занятиях с детьми требуется постоянная смена деятельности, они не могут долгое время заниматься одним и тем же делом. Поэтому я провожу и интегрированные, комплексные занятия, куда включаю творческие элементы работы. Так предлагаю детям задания, в которых они сами являются создателем нового продукта: «Сочиним и нарисуем сказку», «Изобретем машину времени», «Придумаем новый вид шоколада» и др. Большое внимание уделяю рефлексии, анализу работ в конце занятия, где дети сами могут видеть результат своей работы.

Так использую очень эффективный (на мой взгляд) метод оценивания работы детей с помощью подсчета карточек- фишек и награждения детей наклейками и звездами- это все наглядно, чтобы каждый видел, как он работает и мог стремиться к высшему результату. А ситуация успеха, похвала вызывают положительные эмоции у детей.

Очень важно, что на занятиях дети усваивают определенные необходимые в жизни умения и навыки, понимают, что для создания рисунка, аппликации или поделки необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, преодолеть трудности. Творчество каждого из них носит личностный характер, оно индивидуально и неповторимо. В процессе занятий у детей развиваются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, добиваться положительного результата, помогать товарищу, быть более самостоятельными. И пусть у детей не всегда получается все сделать красиво и правильно, как нам хотелось бы, я всегда говорю детям, что творцом может стать каждый… Каждому человеку под силу внести в мир что-то интересное, дополняющее его. Но если человек сам не скажет: «Да, у меня это получится. Я буду творить, несмотря ни на что!», — у него ничего не выйдет. То есть нужно только захотеть!

В завершении хочется сказать, мы, взрослые, должны быть для детей и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. В наших силах сделать так, чтобы дети в нашем быстроменяющемся мире, мире гаджетов, новых технологий почувствовали себя способными творить прекрасное. В наших силах сделать так, чтобы детские воспоминания оставили в сердцах наших учеников и воспитанников не холодное чувство пустоты, а запомнились, как «прекрасное далёко»!