Развитие творческих способностей учащихся начальной школы в рамках ФГОС

№ 189

Элина МИХАЙЛОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории гимназии №36 г. Казани

По мнению замечательного педагога В.А.Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие познавательной активности, творчества – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает весь этап развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, уверенность в себе.

Большую возможность для раннего развития творческой активности личности дает проектная деятельность.

Работая над проектом ребята делятся на группы. Группы, в которых оказываются ученики, представляют собой творческие лаборатории, где дети занимаются исследовательской работой, спорят, делают открытия. Нет ни одного безучастного, каждый занят поиском решения. Во время групповой работы не может быть тишины, в классе стоит рабочий шум. В определенное время подается сигнал, и один из участников группы докладывает о результатах работы.

Но при использовании групповой формы организации учебного процесса, возникают следующие противоречия. С одной стороны, ученик получает возможность изучать учебный материал в присущем ему темпе, имея «ассортимент» уровней сложности и способов предоставления информации. С другой стороны, учитель не всегда взаимодействует с учеником непосредственно. Но при этом он должен быть уверен, что учебная информация попадает к ученику, в нужной последовательности, без искажения.

Это противоречие решается с помощью использования системы «карточек-посредников», на каждой из которых представлена единица учебной информации вместе с информацией управляющей.

Карточка становится посредником между учеником и учителем. Например, выбирается небольшая тема. Весь ее материал разбивается на логические завершенные разделы, и каждый оформляется в виде отдельной карточки.    Группа сильных учеников, закончивших работу раньше других, может выполнить дополнительное задание, консультировать других, помочь учителю и т. п.

Работа над темой проекта – познавательная и предметная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Разрабатывая обоснование проекта, ученики не только привлекают все свои знания и жизненный опыт, но и учатся четко, красиво и правильно выражать свои мысли (работа по развитию речи), учатся принимать решения, осуществлять интеллектуальный поиск.

Примеры тем: «С чего начинается Родина?», «Моя семья», «Страна – Россия, Республика – Татарстан». Творческий проект является итоговой работой учащихся. Примеры проектов: спектакль, викторина, конкурс, газета, книга, выставка рисунков, макет.

Тема связана с различными учебными дисциплинами. Если детей увлекает работа над темой, то использование ее деталей на уроках позволит повысить мотивацию обучения. Например, готовясь к уроку окружающего мира, мы с ребятами выпустили маленькие энциклопедии с разделами «Комнатные растения», «Красная книга», «Лекарственные растения», к определенным темам подготовили кроссворды, викторины, плакаты, сообщения. Эта работа постепенно формирует у учащихся устойчивый интерес к поиску знаний как черту характера.

Еще А.Я.Герд утверждал: «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений, опытов, при помощи постепенно расширяющихся выводов и обобщений». Только таким путем могут быть с пользой переданы знания детям. Так, например, при прохождении темы «Свойства льда и снега» дети сравнивают свойства снега и льда опытным путем. И видят, что снег белый и непрозрачный, скатывается в комок, снег рыхлый и быстро тает, превращается в воду.

Лед бесцветный, хрупкий, т. к. при ударе рассыпается на мелкие кусочки. Лед плавает, он легче воды. Как и снег, лед тает, только медленнее, и превращается в воду. Ребята делают выводы.

На уроке литературного чтения придумывают сказки «Жила-была льдинка», «Путешествие снежинки».

На уроке ИЗО дети рисуют круговорот воды в природе. Опыты, выводы, обсуждения, приведенные детьми, запоминаются надолго. Каждый день в классе появляется что-то новое, интересное. (Это – выставки работ детей, новые книги, игры и др.)

Таким образом, работа над проектом позволяет развивать творческие способности ребенка.