Развитие речи старших дошкольников

Раиса ГАРАЕВА,

воспитатель детского сада №12 «Росинка» г. Азнакаево

Цель: создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.

Задачи:

– преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения;

– в игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Многие  дети дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:

– короткие связные высказывания;

– непоследовательность при передачи содержания знакомого текста;

– уровень информативности высказывания очень низкий и т.д.

Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога, задавая детям образцы правильной литературной речи. (Предложить педагогам разделиться на две команды.)

Задание 1. Вопросы к педагогам (по выбранным билетам).

  1. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (Диалог)
  2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (Монолог)
  3. Какие умения развиваются в диалоге? (Выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.)
  4. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (Пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание.)
  5. Назовите структуру повествования. (Завязка, кульминации, развязка.)
  6. Рассказ, сюжет, которого развертывается во времени. (Рассказ повествование)
  7. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (Описание)
  8. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (Средняя группа)
  9. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (Прием отраженной речи – педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее.)
  10. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине. (Образец воспитателя)
  11. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (Вопросы педагога)
  12. Какой должна быть речь педагога? (Грамотной, эмоционально насыщенной, образной, и т.д.)

Задание 2. Переведите пословицы на русский язык.

– Сын леопарда – тоже леопард. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

– Верблюда под мостом не спрячешь. (Шила в мешке не утаишь.)

– Бойся тихой реки, а не шумной. (В тихом омуте черти водятся.)

– Молчаливый рот – золотой рот. (Слова – серебро, а молчание – золото.)

– Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет.)

–Ошпаренный петух от дождя убегает. (Обжегшись на молоке, дует на воду.)

Задание 3. Словесная карусель.

Командам дается карточка, в которой на одной стороне написано три слова, к которым надо подобрать по три синонима. На другой стороне написаны пять слов, к которым надо подобрать антонимы.

Синонимы

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

Задание 4. Составьте пословицы и поговорки из набора слов.

Язык, голова, болтает, отвечает, а. (Язык болтает, а голова отвечает.)

Порознь, а, вместе, хорошо, петь, говорить. (Петь хорошо вместе, а говорить порознь.)

Книга, не, манит, к, себе, а, пряник. (Книга не пряник, а к себе манит.)

Ум, без, крыльев, птица, без, как, книги. (Ум без книги, как птица без крыльев.)

Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет.)

Дурак, а, умный, любит, учить, учиться. (Умный любит учиться, а дурак – учить.)

Зайца, зубы, носят, волка, хвост, бережет, лису, ноги, кормят. (Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.)

За, день, плетень, не, привяжешь, уходит. (Уходит день – не привяжешь за плетень.)

Не, капусту, шинкуют, языком. (Языком капусту не шинкуют.)

Бранятся, тешатся, только, милые. (Милые бранятся, только тешатся.)

Задание 5. Современная реклама.

Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.

– Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”)

– Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки)

– Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н.Толстого)

– Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского)

– Отмою все! («Мойдодыр» из произведения К.И.Чуковского)

– Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)

Задание 6. «Подскажите слово». Добавив слово, продолжить диалог.

Кошка мяукает, а воробей…

Соль в солонке, а масло…

У лошади хвост лошадиный, а у собаки..

У ребенка рука, а у куклы …

Медведь спит в берлоге, а волк…

У кошки котята, а у слонихи…

У собаки щенята, а у жирафа…..

Корова мычит, а собака…

Цыпленок желтый, а курица…

Курица кудахчет, а утка…

Заяц пушистый, а слон…

У коровы рога, а у козленка…

У голубя перья, а у лисы…

Воробей маленький, а орел…

У зайчихи зайчонок, а у индейки …

Клест – зимующая птица, а лебедь…

Олень – рогатый, а волк…

Воробей чирикает, а ворона…

Сокол летает, а страус…

У белки дупло, а у лисы…

Задание 7. Подобрать схожее по звучанию слово и произнести его в быстром темпе.

Спички – синички,

Врач – мяч,

Значок – крючок,

Ключи – кирпичи,

Стол – пол,

Халат – салат,

Елка – иголка,

Белка – стрелка,

Зайцы – пальцы,

Яйцо – крыльцо,

Огурец – продавец,

Дворец – певец,

Пирог – творог,

Ворона – корона,

Топор – забор,

Нора – дыра.

Воспитатель. Педагоги, спасибо вам большое за активное участие. Надеюсь такие приемы вы тоже будете использовать в своей работе.