Развитие речи детей через театрализованную деятельность

№42

Татьяна САФИУЛЛИНА,

воспитатель первой квалификационной категории детского сада №252 г. Казани

В настоящее время проблема развития речи детей представляется особенно актуальной, что обусловлено рядом причин: во-первых, низкой коммуникативной активностью современных детей: все их общение сводится к взаимодействию с детьми и педагогом, а вечерами родители стараются обеспечить себе тишину, усадив детей за новомодные гаджеты. Как следствие, ребенок утрачивает мотивацию общения сначала в семье, а затем уже и в условиях детского сада. Во-вторых, неверным пониманием содержания развития речи родителями. Для многих родителей развитие речи дошкольника сводится к обеспечению правильного звукопроизношения и расширения словарного запаса за счет увеличения числа общеупотребительных слов. При этом грамматической и интонационной стороне речи родители, как правило, уделяют мало внимания. Также вне зоны внимания родителей оказывается богатство и красота речи ребенка. А это уже представляет серьезную угрозу для его дальнейшего школьного обучения. Все выше перечисленное указывает на актуальность развития речи современного ребенка, поиска новых и модернизации уже имеющихся методов и приемов развития речи. В связи с этим их выбор становится одной из главных задач воспитателя. При этом в его основе должны лежать возрастные, индивидуально-психологические особенности детей, причем как группы в целом, так и каждого отдельно взятого ребенка, ведь занятия по развитию речи проводятся как индивидуально, так и фронтально. С этой точки зрения одним из наиболее эффективных методов речевого развития является театрализованная деятельность. По мнению С.Н.Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Театрализованная деятельность, будучи одной из форм игровой деятельности детей, оказывает положительное воздействие на развитие всех психических процессов, явлений и феноменов. В частности, М.В.Охлопкова говорит о том, что значение театрализованной деятельности для развития творческого воображения дошкольников заключается в том, что эта деятельность позволяет прямо ставить перед детьми творческую задачу, давать ребенку задание создать новый образ, сделать это самостоятельно. Спецификой детского художественного творчества является то, что ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое в себе. В педагогической и психологической литературе встречаются разные названия театральной деятельности: театрально-игровая деятельность, театрально- игровое творчество, театрализованные игры, театрализованные представления, театральная самостоятельная деятельность, театрализованная деятельность и т.д.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи дошкольников: совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Но если с теоретическими аспектами развития речи детей через театрализованную деятельность проблем не возникает, то его практические аспекты вызывают много вопросов. Для их частичного разрешения считаю нужным поделиться своим опытом развития речи детей через театрализованную деятельность:

1. Мною театрализованная деятельность с целью развития речи дошкольников используется регулярно, причем в непосредственной образовательной деятельности по всем образовательным областям. Например, знакомя детей с басней И.С. Крылова «Стрекоза и Муравей», я не просто читаю детям ее содержание, акцентировав их внимание на соответствующих нравственных моментах произведения, а я стремлюсь сделать так, чтобы детям удалось на себе прочувствовать происходящее, а это можно сделать только в театрализованной деятельности. Поэтому готовясь к этому занятию, я тщательно подбираю детям-главным героям элементы сценического образа, чтобы им легче было вживаться в роль. А затем при разыгрывании произведения сначала даю детям свободу его театрализованного воплощения, а после того, как дети проявят индивидуальность, мягко координируя их действия: корректирую интонацию и громкость голоса, обращаю внимание на произнесение средств выразительности речи, помогаю детям определиться с позой и жестами, чтобы содержание их высказывания было лучше воспринято слушателями.

2. Развитие речи детей через театрализованную деятельность используется мною и в режимных моментах и в период свободной деятельности детей. Например, если у кого-то из моих воспитанников день рождения, я не ограничиваюсь хороводом и напеванием песенки «Каравай», а стараюсь превратить групповое поздравление именинника в настоящий праздник с приглашенными гостями (игрушками, персонажами сказок и мультфильмов в масках и т.п.). Каждый раз это импровизация, но она массовая, что учит детей проявлению красоты и выразительности речи в нестандартных и торжественных коммуникативных ситуациях. Сама находясь в костюме персонажа, я, соблюдая особенности поведения своего героя, учу детей правильно формулировать пожелания, проявлять вербально свое положительное отношение к одногруппнику.

3. Развитие речи детей через театрализованную деятельность используется мною и в работе с родителями. На утренниках, мастер-классах, тематических вечерах для родителей дети, обыгрывающие ту или иную ситуацию, педагогический момент, сам становятся непосредственными участниками этого взаимодействия, что оптимизирует отношения не только между мной и родителями, но также и между родителями и детьми.

Таким образом, театрализованная деятельность является оптимальным контекстом процесса развития речи детей, поскольку она может быть использована в непосредственной деятельности в разных образовательных областях, в режимных моментах, а также в мероприятиях по работе с родителями, когда в театрализованной деятельности оказываются задействованными не только дети, но и их родители. Поэтому молодым педагогам и своим уже опытным коллегам я бы рекомендовала использовать для развития речи театрализованную деятельность.

Литература

1. Охлопкова М. В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. В. Охлопкова // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 48-52.

2. Томчикова С. Н. Подготовка студентов к творческому развитию дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: Учебное методическое пособие / С.Н.Томчикова. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 90 с.