Развитие речевой активности через экологическое воспитание
№43
Светлана МАКСИМОВА,
старший воспитатель детского сада № 33 г. Казани
Программное содержание. Развивать у детей творческое воображение, продолжать учить дифференцировать звуки «ж – ш», закреплять умение отгадывать загадки, продолжать совершенствовать двигательные умения и навыки (в том числе умение легко ходить и бегать), продолжать работу над правильным дыханием.
Предварительная работа. Подготовка и проведение выставки книг в книжном уголке: «Три медведя», «Зимовье», «Колобок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка», «Кот, петух, и лиса», «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Золушка», «Муха-цокотуха», татарские сказки «Лиса и цапля», «Бес, медведь и портной», «Водяная», «Шурале», «Соловей»; конверты с заданиями, «ковер-самолет», шнурочки, скамейки, обручи, «Волшебный фонарик».
Ход деятельности
Воспитатель. Дорогие друзья, ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и отправится в волшебный лес – «Лес сказок». Вы согласны? (Ответы детей.) Предлагаю вам удобно устроиться на ковре, кому как удобно, закрыть глаза и (звучит завораживающая музыка) полететь на ковре-самолете.
Предлагаю вам пофантазировать, рассказать над чем мы пролетаем, что видим внизу. (Дети высказывают предположения, воспитатель поддерживает разговор в зависимости от рассказа детей.)
Вы так здорово описали все, что хотели бы увидеть. И мы прилетели с вами на сказочную поляну. Что вы видите на поляне? (Ответы детей.)
(На поляне стоит дерево.)
Воспитатель. Посмотрите, на поляне растет волшебное дерево. Давайте посмотрим, в чем состоит его волшебство.
(Дети находят на дереве волшебный конверт, в котором задание: «Спойте так, как поет в лесу ветерок».)
Как вы это будете делать? (Ответы детей.)
Воспитатель. Для этого надо сделать глубокий вдох и на выдохе произнести «шшшшшш». Сначала воспитатель предлагает каждому ребенку сделать самостоятельно, имитируя легкий ветерок, а потом всем вместе – сильный ветерок.
(Далее воспитатель предлагает детям показать, как ветер раскачивает ветви деревьев.)
Подул несильный, слабый ветерок – закачались только верхушки деревьев (дети делают соответствующие движения руками), а когда подул сильный ветер, стали раскачиваться стволы деревьев (дети имитируют, производя наклоны в стороны, руки вверху).
Воспитатель. И вдруг сильный ветер потревожил жука: жук возмущенно зажужжал.
(Воспитатель предлагает детям показать как жужжит жук: вдох, на выдохе – дети произносят «жжжжжжж». Воспитатель предлагает каждому ребенку превратиться в жука и с имитировать жужжание.)
Воспитатель. Опять подул сильный ветер «шшшшшш», жук упал на спинку и пытается перевернуться. (Воспитатель предлагает детям показать, как жук делает движения лапками, лежа на спине. Далее воспитатель предлагает с имитировать легкий ветерок «шшшш», который поможет жуку перевернуться. Путешествие продолжается, дети находят на волшебном дереве второй конверт.)
Воспитатель. А что в нем? (Воспитатель выслушивает предположения детей.)
Воспитатель. А в конверте – загадки.
(Воспитатель обращается к детям с вопросом: «Любят ли они отгадывать загадки?»)
(Ответы детей.)
Воспитатель. Тогда отгадывайте.
На горе шумит, под горой молчит.
Дети. Лес.
Воспитатель. А как вы думаете, почему так происходит? (Ответы детей.)
(Воспитатель задает наводящие вопросы, если дети не могут сразу сказать, что на горе всегда ветрено, деревья раскачиваются и шумят, а под горой ветра нет – тихо.)
Воспитатель. Вот вам вторая загадка: «Посреди деревьев кузнецы куют. Кто это?». (Дятлы)
– Серый, зубастый, по полю рыщет, телят да ягнят ищет. (Волк)
– Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
– Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост – пушистая краса, а зовут ее … (Лиса).
(Загадывая загадки, воспитатель обсуждает их: почему дятлы сидят на деревьях и стучат клювом по стволу, что они там ищут и т.п.; почему дерево весной веселит – потому что расцветает, становится красивым, летом холодит – потому что в жаркий день под деревом тень, осенью питает – дает плоды, зимой согревает – потому что в деревне из него заготавливают дрова, которые потом кладут в печь – поэтому согревает и т.д.)
Воспитатель предлагает детям показать, как по полю рыщет волк. Дети под музыку изображают волка. Потом предлагает показать как двигается лиса: бесшумно, плавно, легко.
Далее дети находят третий конверт с заданием. А задание такое: в конверте лежат картинки, на них изображены животные. Нам с вами необходимо найти картинки с изображением тех животных, в названиях которых есть звуки «ж» и «ш».
Воспитатель дает возможность каждому ребенку выбрать картинку, затем каждый ребенок называет, того, кто изображен на картинке, и есть ли в названии тот или иной звук. Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомые чистоговорки с этими звуками:
Жа-Жа-Жа, я нашел в лесу ежа.
Жу-Жу-Жу, молока даю ежу.
Ша-Ша-Ша, у меня лапша.
Шу-Шу-Шу, я флажком машу.
Ши-Ши-Ши, все мы очень хороши.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что скороговорки необходимо произносить на выдохе.
Дети делают вдох и на выдохе произносят первую часть чистоговорки, опять делают вдох и на выдохе – вторую часть чистоговорки.
Воспитатель предлагает детям игру на внимание.
Воспитатель. Я прочту вам стихи, а вы скажете, какие звуки вы услышали.
1. Жу-Жу-Жу, я на веточке сижу,
Я на веточке сижу и звук «ж» твержу.
Знаю твердо букву эту, я жужжу зимой и летом.
Дети. Звук «ж», буква «ж».
2. Мышонку шепче мышю:
«Ты что шумишь, шуршишь?»
Мышонок шепчет мыше:
«Шуршать я буду тише».
Дети. Звук «ш», буква «ш».
Воспитатель. Вы успешно справились со всеми заданиями. Молодцы! И сказочный лес вот-вот откроет нам свои тайны. Нужно только дружно произнести волшебные слова и зажечь волшебный фонарик. А волшебные слова такие: «Огонек, свети, свети, помоги нам в лес пройти…
В глубине леса выставка сказок, но на пути к ней необходимо преодолеть несколько препятствий. Проползти под веточками (натянутый шнурочек), перепрыгнуть через ручеек, пройти по поваленным деревьям и спрыгнуть с них (две паралельные скамейки).
(Воспитатель спрашивает у детей, кто хочет первым пройти через препятствия и рассказать всем как правильно это сделать: Когда идем – голову не опускаем, спинку держим прямо, проползти под веточками необходимо, так, чтобы не задеть их, прогнуть спинку.)
Воспитатель. Вот мы и добрались до сказок.
(Воспитатель дает возможность детям рассмотреть сказки, высказаться о них. Предлагает отгадать загадки про них):
- Сидит в корзине девочка у мишки за спиной, он сам того не ведая, несет ее домой. («Маша и медведь»)
- Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченой карете, поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь. И лишь только полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. («Золушка»)
- В этой книжке именины, много было там гостей. И на этих именинах появился вдруг злодей. Погубить хотел хозяйку, и чуть-чуть не погубил, но коварному злодею кто-то смелый отомстил. («Муха-цокотуха»)
Воспитатель предлагает детям найти те сказки, на которые она не загадала загадки, и просит детей дома с родителями придумать загадку об этих сказках.
Воспитатель предлагает детям возвращаться в детский сад, потому что темнеет, и предлагает подуть волшебным ветерком «шшшш», который вернет их в детский сад.
По возвращении из волшебного путешествия необходимо провести в режимный момент беседу по безопасному поведению в лесу, дома.