Развитие певческих навыков дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий

№ 150

Эльза НУРУЛЛИНА,

музыкальный руководитель детского сада № 280 г. Казани

Дошкольный возраст –сензитивный период для становления и развития вокальныхданных ребенка. Ведь именно в пении заключен большой потенциал, способствующий гармоничному развитиюдетей.

При вокальной работе совершенствуютсямузыкальные способности: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма.

Хоровое пение способствует формированию коллектива, обогащает позитивными эмоциями, гарантирует сохранность здоровья.

Отечественные физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов обосновали взаимосвязь между певческой деятельностью и изменениями общего состояния организма. Правильное пение улучшает процессы   кровообращения, обмена веществ, дыхания, нервной системы; способствует развитию голосовых связок, устранению дефектов речи.

Пение активизирует высшие психические функции (восприятие, воображение, память, мышление, речь), умственные способности, расширяет кругозор.Занятия вокалом способствуют духовному обогащению. В пении ребенок реализует свои эстетические потребности, знакомые и любимые произведения он может исполнять по своему желанию и инициативе в любое время.

Для того чтобы развить вокальные навыки у детей, требуется планомерная кропотливая работа по определенной системе.

В основе работы по развитию певческих навыков лежат идеи детского музыкального воспитания К. Орфа, В.В. Емельянова, А.Н. Стрельниковой, а также методические рекомендации Т.М. Орловой, С.М. Бекиной и других современных педагогов.

В процессе обучения детей вокалу применяются следующие образовательные  технологии:

личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, игровые технологии, исследовательская деятельность, информационно-коммункативные и др.

Но наиболееприменяемыми и эффективными являются здоровьесберегающие технологии:

это валеологические песенки-распевки, дыхательная гимнастика, игровой массаж, артикуляционная гимнастика,  фонопедические упражнения, пальчиковые игры, речевые игры.

Благополучие нашего общества в будущем зависит от состояния здоровья детей.Ведь именно в дошкольном возрасте интенсивно развиваются все органы и системы человека.

В соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта следует ориентировать педагогическую деятельность на укреплениездоровья дошкольников. Эту задачу решают здоровьесберегающие технологии.

Цель здоровьесберегающих технологий:

Создание благоприятных условий посредством здоровьесберегающих технологий для разностороннего формирования и развития певческих умений и навыков детей; укрепление их физического здоровья;

Отличительная особенность заявленной работы заключается вшироком примененииздоровьесберегающих технологий для развития вокальных навыков дошкольников. При этом  музыкально-оздоровительная технология преподносится детям в увлекательной формев виде игры.

Моя задача, как педагога-музыканта, состоит в изучении направлений здоровьесберегающих технологий, пополнении багажа знаний, в активном внедренииигровых упражнений в музыкальные занятия для развития певческих навыков детей и укрепления их здоровья.

Рассмотрим каждое направление музыкально-оздоровительной работы подробнее.

Валеологические песенки

Это несложные мажорные попевки, которые вселяют бодрость, повышают тонус, помогаютподготовить голосовой аппарат к пению

Цель распевания – подготовка, укрепление голосовых связок, упражнение в правильном пении мелодических оборотов.

«Здоровалка»

Я здороваюсь везде –

Дома и на улице.

Даже «Здравствуй» говорю

Я соседской курице (Дети показывают «крылышки»)

Здравствуй, солнце золотое! (Показывают «солнце»)

Здравствуй, небо голубое! (Показывают «небо»)

Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают «ветерок»)

Здравствуй, маленький дубок! (Показывают «дубок»)

Здравствуй, Утро! (Жест вправо)

Здравствуй, День! (Жест влево)

Нам здороваться не лень! (Разводят обе руки в стороны)

Дыхательная гимнастика

Дыхание при пении –один из основных его элементов. Оно отвечает за силу звука, его качество и отсутствие призвуков в виде хрипа или сиплости.

Цель дыхательных упражнений при обучении вокалу:

— Формировать правильное певческое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).

— Тренировать силу вдоха и выдоха, его продолжительность

При обучении пению в детском саду применяют упражнения дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой,с художественной подтекстовкой. Например:

«Кошка» (приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь ее немножко –

Сразу замурлычет… (кошка)

Основной комплекс гимнастики А.Н. Стрельниковой включает 12 упражнений.

При выполнении следует соблюдать следующие правила:

Вдох — короткий и резкий. Как хлопок. Выполняется с закрытым ртом, но губы должны сомкнуться непроизвольно.

Выдох — свободный (происходит как бы сам собой). Выполняется через рот.

На вдохе нельзя поднимать плечи, вдох «в живот».

Все упражнения выполняются в темпе марша.

Кроме гимнастики Стрельниковой, можно выполнять традиционные упражнения. Например, следующее:

«Воздушный шар»

Надуваем, дети, шарик  (Прижимают ладони друг к другу и дуют в ни

Он становится большой (Оставляя пальцы прижатыми, отводят ладони)

Вдруг шар лопнул (Резко прижимают ладони)

Воздух вышел ш-ш-ш (После короткого энергичного вдоха делают продолжительный озвученный выдох)

Стал он тонкий и худой ( Протягивают вперед прижатые ладони)

Принципы работы над дыханием:

-постепенное и индивидуальное повышение нагрузок под наблюдением педагога

— использование сначала гласных звуков, затем слогов, слов, фраз для увеличения продолжительности выдоха.

-упражненияделаются под счетили под музыку.

Игровой массаж

Цель – повышение защитных свойств всего организма, улучшение общего состояния.

«Кошкин дом» (массаж друг друг)

Дети располагаются парами по всему залу.

Тили-бом, тили-бом (Стучим кучками по спине)

Загорелся кошкин дом (Хлопаем ладошками)

Идет дым столбом (Рисуем спирали – дым)

Кошка выскочила (Шлепаем ладошками по спине)

Глаза выпучила

Бежит курочка с ведром («Бегаем» пальцами)

Заливает кошкин дом (Гладим сверху вниз)

А лошадка – с фонарем (Стучим кулачками)

А собачка – с помелом (Гладим вправо, влево)

Серый заюшка – с листом (Стучим ребром ладони)

Раз! Раз! Раз! Раз! (Хлопаем в ладоши)

И огонь погас (Гладим сверху вниз) [4, с.109]

Артикуляционная гимнастика

Цель: выработка определенных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению звуков, объединение простых движений в сложные.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения:- статические – это отработка определённых положений губ, языка.

— динамические – этотренировка подвижности и переключаемости органов артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика продуктивно стимулирует речевой аппарат, помогает ослабить напряжение  артикуляционных мышц, разминаетязык, губы, щеки, челюсти, улучшает артикуляционную моторику, дикцию.

Примеры упражнений:

«Хоботок» (статическое упражнение)

Я слегка прикрою рот,

Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель:вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ.Описание:вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в этом положении под счёт от 1 до 5-10.

Чередование «Хоботок» – «Улыбка» –«Домик открывается» (Динамическое упражнение)

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: Упражнять в подвижности губ, переключая позиции

Описание:Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у — и»,«и – у — а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

Фонопедические упражнения

Это сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком

Цель — развитие носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимуляция гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. [4, с.13]

«Лягушка»

На лесной опушке – ква-ква (Глиссандо вверх, вниз)

Прыгала лягушка – ква-ква

То увидит комара – з-з-з-з (Произносим высоко)

То мохнатого шмеля – ж-ж-ж-ж (Произносим низко, держа руки на груди)

То камыш под камень спрячет (Штро-бас)

Потеряет и заплачет (Имитируем плач)

Ах, ты, рева! Ай-ай-ай! (Звуки проговариваем утрированно)

Лучше с нами поиграй

Пальчиковые игры

Это увлекательные упражнениядля пальчиков и ладошек, инсценировка с их помощью небольших стихотворений, историй.

Цель: развитие мелкой моторики рук,освоение выразительности и ритмичности речи.

Произносить тексты пальчиковых игр следует эмоционально, делая паузы, выделяя отдельные слова, а движения выполнять одновременно с текстом или в паузах.

Пальчиковая игра «Ёлочка»

Перед нами елочка! (Дети поднимают руки, образуя макушку елки)

Шишечки (Показывают кулачки)

Иголочки (Показывают указательные пальцы)

Шарики (Соединяют большой и указательный пальцы – «шарик»)

Фонарики (Вращают кисти рук «фонарики»

Зайчики (Показывают «ушки»)

И свечки (Прижимают ладони друг к другу)

Звезды (Ладони прижимают друг к другу, раздвигают пальцы)

Человечки (Ставят средний и указательный пальцы на колени)

Речевые упражнения

Основой речевых игр является детский фольклор.

Цель: развитие эмоциональной речи детей, укрепление голосового аппарата, подготовка к овладению  всеми выразительными средствами музыки.

Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. [4, с.132] К речевым играм добавляются звучащие жесты, движение, музыкальные инструменты,

«Мишка» (с движениями)

Шел мишка к броду (Ходьба на месте)

Бу-у-лтых в воду (Сесть на стул)

Уж он мок, мок, мок (Постепенно ложимся на колени)

Уж он кис, кис, кис (Чуть пошевелиться)

Вымок, выкис (Поднять голову)

Вылез (Выпрямить спину)

Высох (Потрясти рукой)

Встал на колоду – (Встать на ноги)

Бу-у-лтых в воду! Все сначала, ускоряя темп.

Выводы

Целенаправленное планомерное применение здоровьесберегающих технологий при обучении детей пению дало хорошие результаты:

— повысился  интерес детей к изучаемому материалу;

— песни в исполнении детей стали звучать выразительнее, качественнее:- голоса детей приобрели естественное звучание, укрепился и расширился диапазон певческого голоса

— усовершенствовалась чистота интонации, четкость дикции, звукообразование,

— дети научились петь, передавая разнообразные эмоциональные состояния.

-улучшились адаптивные возможности детского организма, наблюдается тенденция к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ, повысились показатели их общего физического развития.

-ребята стали более раскрепощенными, инициативными, занимаются с желанием.

Важный показатель: дети исполняют любимые песни не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности. Наши ребята являются участниками смотров-конкурсов, что говорит о плодотворной работе над развитием певческих навыков дошкольников.

Таким образом систематическое и планомерное применение здоровьесберегающих технологий, с учетом возрастных возможностей, при индивидуальном подходе, исходя из интересов дошкольников, помогают добиться благоприятных результатов в развитии певческих навыков и укрепляют здоровье будущего поколения.

Список литературы:

1.Ветлугина. Н.А.  Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1987.110 с.
2.Методика музыкального воспитания в детском саду/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; М.: Просвещение, 1989. 270 с.

3.Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль.: Академия развития, 1997.241с.

4.Арсеневская О.Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель, 2011. 204с

5.Учите детей петь.Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет./ Составители Т.М. Орлова, С.И. Бекина. М.: Просвещение, 1987г