Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста средствами оперного жанра

№39

Дания ВИНОКУРОВА,

музыкальный руководитель детского сада №27 г. Казани

Эстетическое воспитание – один из важных элементов в системе всестороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное, обладающий чувством эстетического отношения к действительности, воспринимает мир во всем многообразии красок, форм, звуков. Он понимает красоту в искусстве и окружающем.

Музыка, как один из видов искусства, оказывает огромное эмоциональное воздействие на человека. Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности и, прежде всего, музыкальный слух, чувство ритма и эмоциональную отзывчивость.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Регулярные занятия театрализованной деятельностью натолкнули меня на мысль о возможности постановки оперы в детском саду.

Опера – это спектакль, в котором органично слились пение и музыка, драматическое действие, балет, живопись. Но главное в опере – это музыка. Значит, чтобы ставить с детьми оперы, надо научить их, прежде всего, любить музыку, уметь слушать ее, эмоционально петь, четко, правильно произносить слова, выразительно передавать в движениях характерные черты каждого образа.

В процессе своей работы я убедилась, что использование оперного жанра действительно помогает в развитии творческих способностей детей, раскрытии индивидуальности, артистичности каждого ребенка.

Одним из средств развития музыкальною восприятия является музыкально-театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность – наиболее любимая детьми форма игровой деятельности. Считаю необходимым в каждом детском саду организовать театральные студии для выявления детских талантов.

В детском саду я начала ставить оперы в 1992 году и сразу поняла как это сложно, но увлекательно. Сложно потому, что дети были «не мои», я их взяла уже с подготовительной группы, и они не были подготовлены к театрализованной деятельности, т.е. были скованные, неартистичные, приходилось работать над каждым поворотом головы, над каждым жестом очень долго. И я поняла, что работать над артистичностью, над мимикой надо начинать гораздо раньше, уже с первой младшей группы.

Каждое занятие с детьми второго года жизни я строю в игровой форме, как маленький спектакль, в котором малыши являются и зрителями, и исполнителями. Они смотрят инсценировки, в которых участвуют различные персонажи – кукла, котик, собачка, мишка, а затем играют и пляшут с ними. Так, например, при знакомстве детей с песней Г.Гриневича «Мишутке спать пора», я показываю детям мишку, которого воспитатель «поит» чаем из чашки, а потом укладывает спать, баюкая. В дальнейшем «поят чаем» Мишку дети, это доставляет им огромное удовольствие, затем они качают Мишку, напевая «баю-бай».

У детей трехлетнего возраста расширяется круг представлений о внешнем мире, и они с удовольствием участвуют в сюжетно-ролевых играх, охотно исполняя роли зайчиков, мышек, птичек и т.д., передавая особенности их действий: птички – летают, клюют, поют «чик-чирик», мишка неуклюже ходит, зайки прыгают легко «прыг-скок», дудочка играет «ду-ду-ду» и т.д. Дети этого возраста уже поют всю песню от начала до конца. Так, например, разучивание песни «Киска» начинаю со знакомства с киской, которая пришла к детям грустная, голодная и жалобно мяучит. По выражению детских глаз вижу, что им очень жалко киску, на 2 куплет мы кормим киску, подносим ей миску с молочком, она пьет и довольная поет песенку «мур-мур». Дети счастливо улыбаются, ведь киска перестала плакать, они рады за нее. На втором занятии они уже ищут глазками, где же миска с молочком, когда к ним приходит киска. После нескольких занятий, когда дети запомнят песню, они сами по желанию выполняют роль киски и сначала жалобно мяукают, а потом радостно поют песенку: «мур-мур».

Очень большое значение имеет правильный подбор репертуара. Тексты песен должны стимулировать интерес, возбуждение поющих, делать богаче их эмоциональные переживания. Воспитывая вокальные навыки, я слежу, чтобы дети пели напевно, без крика, не делали вдоха в середине слова или музыкальной фразы. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох медленным, дикция четкая и ясная.

Воспитательное воздействие сказок на детей очень велико. Их герои – нравственные эталоны, созданные народной мудростью народов мира. В сказке добро всегда прекрасно, а зло отвратительно. Поэтому я в своей работе с детьми активно применяю сказки, это и «Кошкин дом», и «Муха-цокотуха», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и татарские сказки.

Расскажу коротко о работе над сказкой. Сначала я читаю ее детям, стараюсь заинтересовать, выяснить взаимосвязь между действующими лицами, раскрываем с детьми характерные черты каждого героя. Все дети, не распределяясь на роли, должны уметь чувствовать себя когда нужно смелым, храбрым, беззаботным, трусливым, злым, добрым.

Слова учим сразу с нужной мимикой, интонацией, с правильными жестами. Здесь очень важна моя реакция: улыбка, одобрительный взгляд, кивок головы – все это показывает детям, что они действуют правильно, помогает поверить в свои силы, преодолеть робость. В конце каждой репетиции отмечаю успехи каждого ребенка. Для усиления воспитательного воздействия на главную роль часто выбираю детей с ярко выраженными недостатками в поведении: неорганизованных, робких или излишне подвижных. Дети гордятся оказанным доверием. Многие смогли преодолеть неуверенность и справиться с поставленной перед ними задачей. Так, к юбилею А.С.Пушкина постановка оперы «Сказка о царе Салтане» явилась итогом определенного этапа работы по развитию творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности. Передо мной стояла задача очень трудная: во-первых, надо было как можно больше сократить ее, чтобы не нарушить целостности содержания и в тоже время, чтобы не переутомить детей. Во-вторых, чтобы она стала детской оперой, надо было сочинить музыку, доступную детям. В этой опере, в отличие от первых моих опер, дети практически не говорят, в основном поют. Дети, хорошо познакомившись со сказкой А.С.Пушкина, с удовольствием разыгрывали сцену за сценой, сочиняя диалоги, пытаясь выразить в интонациях и мимике характеры персонажей. Все до одного побывали в роли кто царя, кто белки, кто царицы, гонца, поварихи и т.д. Сказку мы показывали для родителей на 8 марта, причем каждый раз с новым составом, на семинаре руководителей ДОУ, для инспекторов города, для детей других групп.

Объединенные общим интересным делом, дети стали гораздо дружнее, у них возросло чувство ответственности, появилась уверенность в своих силах. Каждое новое выступление становилось для них праздничным событием.

В процессе работы над сказками сформировался творческий коллектив, в котором каждый ребенок чувствовал себя талантливым и необходимым. Детям привиты элементарные правила поведения: умение внимательно слушать товарища, не смеяться над его неудачами, радоваться всем вместе успехам, терпеливо дожидаться своей очереди выступления. Дети научились действовать согласованно, добиваться совместной реализации замысла, ответственно относиться к поставленной задаче, уметь оказывать друг другу посильную помощь.

Все дети, даже самые робкие и стеснительные вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость, речь их становится выразительной, движения пластичными. Дети творят и выдумывают с необыкновенной увлеченностью.

Сказка закончилась, дети вышли на поклон и не уходят со сцены (я заметила, что это происходит после каждого показа оперы). И как бы ни хлопали зрители и не кричали «Браво», дети стоят очень счастливые и не уходят. И я поняла: они хотят продлить эти счастливые мгновения, ведь они получили сами тоже огромное эстетическое наслаждение.