Развитие патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем

Татьяна ХАЛИКОВА,

 старший воспитатель детского сада №328 г. Казани

Гульнара МУСИНА,

воспитатель детского сада №328 г. Казани

 

Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Преданность к отечеству нужно воспитывать, прежде всего, через воспитание у детей любви и уважения к родному дому, улице, городу. Если маленький гражданин нашей большой страны будет знать свой родной край: особенности природного края, его достопримечательности, историю, то он вырастет настоящим гражданином нашей Родины.

В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника [8]. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Дошкольные учреждения являются начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Именно в детстве формируются любовь к родине, к своей стране, своему краю, родным и близким. Кроме того, гармоническое развитие ребенка основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимает вопрос патриотического воспитания дошкольников [1, 3, 4].

Актуальность исследования заключается в том, что необходимость ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем связана с социальным запросом общества, так как чем глубже и содержательнее будут знания дошкольников о родном крае, его природных богатствах, традициях, государственной символике, тем лучше будут сформированы патриотические чувства дошкольников. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем должна стать систематической работой педагогов, так как в настоящее время дети предпочитают прогулкам по родному городу компьютерные игры или RuTube.

Лидирующее положение информационно-коммуникационных технологий в настоящее время позволяет активно внедрять виртуальные экскурсии в воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста. Преимущества виртуальной экскурсии: доступность для всей дошкольной группы, интерактивные задания, возможность повторного просмотра, яркая и живая наглядность, звук, визуальное посещение недоступных для детей мест.

С помощью виртуальных экскурсий педагог знакомит дошкольников с улицами родного города, его масштабами, достопримечательностями, памятниками, парками, уголками природы, музеями, рабочими профессиями. Для того, чтобы виртуальная экскурсия дала положительный результат, педагог должен быть хорошо подготовлен к экскурсии и во вступительной беседе заинтересовать детей экскурсией, поставить перед ними проблемные вопросы, активизирующие познавательный интерес. С помощью виртуальных экскурсий у дошкольников развивается неподдельный интерес к изучению родного города, прививается любовь к городу, его историческим и современным особенностям, его культуре, традициям [2, 5, 6].

Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, микрорайоном на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.

Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цель нашей разработки – развитие патриотических чувств посредством ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным краем, городом через виртуальные экскурсии.

Задачи:

– раскрыть роль г. Казани в истории России;

– расширить представления дошкольников о родном городе, его историко-географическом положении и природных богатствах;

– познакомить дошкольников с достопримечательностями города;

– познакомить дошкольников с культурой и традициями народов, живущих в городе;

– воспитывать у дошкольников чувство гордости за родной город;

– развивать личностное и эмоционально-ценностное отношение дошкольников к родному городу.

Методические задачи:

– проанализировать педагогическую и методическую литературу;

– изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;

– создать базу виртуальных экскурсий;

– организовать выставки рисунков и фотовыставки.

Участники программы: дошкольники 5 – 6 лет, педагоги, родители воспитанников.

Сроки реализации разработки: декабрь 2023 года – апрель 2024 года.

Всего разработано 18 экскурсий. Экскурсии проводятся 1 раз в неделю.

Представим тематическое планирование виртуальных экскурсий (табл.1):

Таблица 1

Тематическое планирование виртуальных экскурсий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родным краем

Тема экскурсии Цель Задачи Количество экскурсий
Моя малая родина – Казань Дать детям представление, что такое Родина, родной край.

 

1. Познакомить детей с географической картой и государственной символикой Республики Татарстан (государственный флаг, герб, гимн).

2. Расширить знания детей о родном городе.

3. Развивать память, мышление.

4. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

2
Достопримечательности города Казани Познакомить детей с достопримечательностями города Казани 1. Расширить представления детей о родном городе.

2. Развивать память, мышление.

3. Воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.

4
Казань – наш любимый город Вызвать интерес к истории возникновения Казани, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости в настоящее время. 1. Обогащать и расширять новыми знаниями детей о столице Татарстана городе Казани.

2. Совершенствовать знания, обобщать и делать выводы.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом.

4. Воспитывать толерантность к людям разных национальностей.

2
Прогулка по Казани

 

Закрепить и расширить знания детей о городе. 1. Закрепить названия достопримечательностей г. Казани: Кремль, башня Сююмбике, цирк.

2. Развивать любознательность, речь.

3. Развивать интерес и бережное отношение к своему городу.

2
Экскурсия по Казани

 

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за родной город. 1. Развивать связную речь детей, творческую фантазию.

2. Расширять кругозор.

3. Воспитывать любовь к художественному слову.

2
Тайны Казанского Кремля

 

– Приобщать детей к духовным ценностям, через знакомство с культурным наследием родного города, его историческим прошлым.

– Воспитание любви и уважения к родному городу и людям, гордости за свой родной город.

 

1. Обогащать и расширять новыми знаниями детей о главной достопримечательности родного города — Казанский Кремль.

2. Совершенствовать знания, формировать умение обобщать и делать выводы.

3. Способствовать развитию коммуникативных навыков и создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом.

4. Воспитывать гордость за свой родной город и желание рассказать о нем гостям.

2
Знакомство с республикой Татарстан Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине.

 

1. Познакомить детей с культурой татар: традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан: герб, флаг.

2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре.

3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.

4. Закреплять умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме экскурсии.

4

 

Серия виртуальных экскурсий по ознакомлению старших дошкольников с историей родного города позволит повысить детскую и родительскую компетентность в вопросах истории и культуры города. Если в ходе виртуальных экскурсий дети приобретут знания об истории города, символики, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что задачи программы  реализованы.

Ожидаемые результаты:

– раскрыта роль г. Казани в истории России;

– расширены представления дошкольников о родном городе, его историко-географическом положении и природных богатствах;

– дошкольники знают достопримечательности города;

– дошкольники знакомы с культурой и традициями народов, живущих в городе;

– воспитано у дошкольников чувство гордости за родной город;

– развито-личностное и эмоционально-ценностное отношение дошкольников к родному городу.

Литература

  1. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края / О.В.Бурляева // Детский сад : теория и практика : научно-методический журнал. – 2015. – №9. – С. 82 – 89.
  2. Захарова, С.В. Формирование познавательной активности у дошкольников средствами ИКТ [Текст] / С.В.Захарова, М.М.Морозова // Журнал Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2021. – №4. – С. 34 – 36.
  3. Земскова-Названова, Л.И. Люби и знай родной свой край: занятия по краеведению с малышами: практ. пособие [Текст] / Л.И.Земскова-Названова. – М.: Чистые пруды, 2016. – 80 с.
  4. Комратова, Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет: Методическое пособие [Текст] / Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибова. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 304 с.
  5. Солоневичева, М.Н. Общие подходы к разработке дидактических материалов для проведения занятий с использованием ИКТ [Текст] / М.Н. Солоневичева. – СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2016. – С. 80.
  6. Строгонова, Ю. В. Виртуальные экскурсии как эффективное средство развития познавательных интересов дошкольников [Текст] / Ю.В. Строгонова, Е.С. Плаван // Молодой ученый. – 2020. – № 15.2 (149.2). – С. 181 – 182.
  7. Указ Президента РФ от 20 октября 2012 г. N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (с изменениями и дополнениями) // https://base.garant.ru/70244894/
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) // https://fgos.ru/