Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка у обучающихся  

№ 200

Алсу МАРДАНОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории Среднекирменской средней школы Мамадышского района

Основной проблемой в работе учителя русского языка была и остается на сегодняшний день научить детей грамотно писать. Это – очень сложный и длительный процесс. Учитель должен это учесть и быть готовым преодолевать на этом пути всякие трудности. В традиционной системе обучения всегда были сложности с мотивацией детей к учебе. В связи с переходом всех школ на новый уровень образования (ФГОС) главной задачей учителя стало организовать работу так, чтобы у детей возникло желание самим решать проблемы урока. В связи с этим я хочу предложить из своей методической копилки несколько методов и приёмов изучения и закрепления знаний по орфографии, которые, на мой взгляд, будут эффективными для достижения поставленной цели.

Дети очень доверчивые, любят задавать много вопросов, любознательные, но чтобы их расшевелить, нужен творческий подход, сам учитель должен быть креативным и любить своих учеников. Так как дети любят играть, в самый раз проводить уроки в игровых формах. Но играть не ради игр, а ради того, чтобы пробудить интерес к процессу обучения.

Так как систематически анализирую свою работу, уверенно могу выдвинуть несколько методических предложений, которых я рекомендовала бы учителям для использования на уроках русского языка для изучения и закрепления знаний по орфографии.

Один из моих любимых, но трудных приемов – это подробная самостоятельная работа над ошибками. В чем её суть? После каждой письменной работы, я предлагаю детям разобраться со своими ошибками самим, дома, самостоятельно. Ни одна ошибка не должна оставаться не разобранной. Разбираются и орфографические, и пунктуационные. Эта работа обязательно контролируется учителем. Он должен найти время для проверки каждой работы, но откладывать в долгий ящик нельзя. Дети должны знать, что их работы интересны учителю, что учитель заинтересован в их успехах.

Очень хороший результат дают домашние словарные диктанты. Учащиеся, у которых проблемы с орфограммами, дополнительно проработав с ними, по очереди готовят на урок словарные диктанты. Это своего рода проектная работа. На уроке учащийся в этом задании играет роль учителя. Он вызывает одного из своих одноклассников к доске, проводит словарный диктант и даже вправе под чутким контролем учителя выставить ему оценку. Работа этого ученика оценивается всем классом.

Если же мы хотим отследить степень усвоения изученного материала, я прибегаю к текстам с пропущенными орфограммами и пунктограммами, потому что считаю, такая работа требует осознанности при разрешении поставленных проблем. Здесь обязательно перед учеником возникает вопрос «почему»?

Я еще в своей работе использую разнообразные формы, приемы, методы. Помимо традиционных, общеизвестных, стараюсь найти или придумать что-то новое, интересное, необычное.

Были подготовлены задания для буквенно-графических диктантов, в результате правильного выполнения которых у обучающихся получается какой-либо графический рисунок (пятерка, геометрическая фигура). Также составлены упражнения, выполняя которые ребята получают слово, пословицу, поговорку или какое-либо предложение. Приведу несколько примеров таких заданий.

1) Вставьте пропущенные буквы, прочитайте получившееся из них слово.

  1. б..рдовый 2. спор..смен 3. ил?юстрация 4. вел..колепный 5. яи..ница 6. ю(н, нн)ый 7. атм..сфера (отлично)

2) Вставьте пропущенные буквы и прочитайте пословицу. Объясните её значение.

№1

  1. Фотоап?арат, к..снулся, верё..ка, счас?ливый, р..сток, тер?аса, цветоч..к, сочинение написа(н, нн)о, он держ..т, пр..добрый.
  2. Телеграм?а, справ.., моло..ьба, береч?.
  3. Ч..десный, груз..ик, зап..реть, песча(н, нн)ый, акац..я, объ..снение. (Повторение – мать учения)

№2

  1. ч..десный, килогра?м, сви..ой, ц..пленок, конве?ер.
  2. гуси..ый, л..йтенант.
  3. лес..ница, с..лдат, вес?ник.
  4. э..земпляр, мес?ный, тип..графия.
  5. тра..вай, си..ий, б..рдовый, сапо?, девяност…
  6. сто.. (сена), атм..сфера, чу?ство, эк..номить, тер?аса, пр..рода, извес?ный.
  7. б..гряный.
  8. ус?ный, б..гатырь, прелес..ный.
  9. ак?уратный, ус?ный, тр..ллейбус.
  10. теграм?а, зелё..ый, п..ражение, пиро?, бахр..ма.
  11. карни.., песча..ый, к..саться, по?скользнуться, р..форма, чес?ный. (Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает)

№3

  1. гардеро.., пр..дмет, и..желта-красный
  2. препя..ствие, тел..грамма, тер?аса, фотоап?арат, проф?ессия, г..нерал, один?адцать, комп?ютер, сост..зание
  3. ветре?ый, пр..зирать, фу..бол
  4. ч..десно, переплёт..ик, д..вяносто, румя?ый, здоров..е, м..сной (бульон) (Без терпенья нет ученья)

3) Правописание приставок пре- и при-.

Пре – вниз

Х Х х
Х    
Х Х х
    х
Х Х х

 

При – в сторону

  1. пр..вязать 6. пр..поднять
  2. пр..усадебный 7. пр..длинный
  3. пр..градить 8. пр..рвать
  4. пр..огромный 9. пр..бежать
  5. пр..возить 10. пр..крепить
  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
О   . .   . .    
                     
Е . .     . .     . .

4) Гласные О и Е после шипящих в суффиксах

существительных.

  1. ореш..к 6. подуш..чка
  2. замоч..к 7. медвеж..нок
  3. петуш..к 8. луж..к
  4. старич..к 9. кусоч..к
  5. человеч..к 10. горош..к
  1 2 3 4 5 6 7 8
Н . .   . .
                 
НН   .   . .   .  

 

5) Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

  1. гуси(н, нн)ый 5. торжестве(н, нн)ый
  2. стекля(н,нн)ый 6. ледя(н, нн)ой
  3. ветре(н, нн)ый 7. кухо(н, нн)ый
  4. тума(н, нн)ый 8. кожа(н, нн)ый

6) Выпишите «третье лишнее».

а) снег та..т, он дыш..т, мы зна..м

б) кол..щий дрова, бор..щийся за правду, леч..щий детей

в) зам..рать, выт..реть, забл..стел

г) (не)проверенная работа, (не)проверенная учителем работа, работа (не)проверена

д) песча(н, нн)ый, комари(н, нн)ый, деревя(н,нн)ый

Часто на уроках использую мнемонические приемы – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники (греч. Mnemonіka – искусство запоминания), что дает возможность предотвратить разрушающее воздействие интерференции. Помимо повышения уровня запоминания орфографических правил мнемонические приемы помогают вызвать интерес к предмету со стороны учащихся, на уроках создают атмосферу увлеченности, делают интересным самый скучный материал, побуждают и самих ребят к подобным находкам и открытиям.

Мы в кратких прилагательных не пишем Ь,

В глаголах и наречиях нам без него никак.

А в УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ

Ь не пишем тоже.

Не выучил – не делай,

Не знаешь – не спеши.

С глаголами раздельно

Частицу НЕ пиши.

Разделительный твёрдый знак

Ищи после приставки,

Ищи после согласной.

Меня туда поставили

Перед особой гласной.

Особенных – четыре:

Я, Е, Ё и Ю.

Таких нет в целом мире! –

Я, Е, Ё и Ю!

Кое, либо, то, нибудь – чёрточку не позабудь!

Сделать орфографические правила русского языка интересными для учеников можно при помощи сказок. Оригинальная необычная сказка поможет красиво начать изучение орфографической темы, создать проблемные ситуации, послужит основой для повторения правила или тренировочного упражнения. А сказка, сочиненная самими учащимися, становится средством повышения уровня теоретической подготовки, формирования практических навыков, способствует поддержанию стабильного интереса к урокам русского языка, развитию творческих способностей ребёнка.

Как вы уже поняли, все эти приёмы делают учащихся активными участниками процесса обучения, заставляют их задуматься, искать пути решения. Результаты такой систематической работы не заставят вас долго ждать.

Научить детей учиться, учиться с увлечением, зажечь их интерес — основные условия успеха. Использование компьютера, проектора, проектной деятельности, презентаций оживляет учебный процесс.