Развитие монологической речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

Развитие монологической речи учащихся на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида

 

Эльмира ХУСАИНОВА,

учитель-дефектолог,

учитель русского языка.

Казанская школа-интернат №1

для детей

с ОВЗ

 

 

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов

с картинками, и он их усвоит на лету».

(Ушинский К.Д.)

 

 

Монолог – это  речь 1 человека. Это связный текст, в котором автором рассматривается та или иная тема. Имеет место как в устной, так и в письменной речи. Не предполагает обмен мнениями и идеями между собеседниками.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления. Монологическая речь также развивается в ситуации общения, но характер общения иной: монолог непрерываем. По реакции слушателей выступающий может судить лишь о том, насколько понятна им речь и какое воздействие она оказывает. Следовательно, монологическая речь протекает при контакте с аудиторией.

(определение Н.И. Жинкина).

Монологическая речь является предметом изучения разных наук – психологии, лингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей и специальной методики. В литературе часто при определении сущности данного вида речи акцент делается на слове «связная». Поэтому под определение «связная речь» попадает такая единица языка, как предложение, на основании того, что все слова в предложении связаны друг с другом.

Монолог – сложный вид речевого общения, как особый вид речемыслительной деятельности, имеющий более сложное строение, нежели предложение или диалог.

Выготский говорил, что «монолог – это высшая форма речи, которая исторически развивалась позднее, чем диалог.

С.Л.Рубинштейн писал, что монологическая речь строится на умении раскрыть мысль в связном речевом построении, передать речевое целое, предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное.

Уже с самого рождения у ребенка начинают формироваться зачатки речи. В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одновременно с развитием слуха у ребенка появляются и голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и слоги. В 2–3 месяца у ребенка возникает гуление, в 3–4 месяца – лепет. К 6 месяцам в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они ещё недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки: гласные и согласные; в различных их комбинациях. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других.

Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в возрасте 2–3 лет. А.Н.Гвоздев, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев, О.С.Ушакова замечают, что с 5–6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают морфологический, грамматический и синтаксический строй родного языка. В старшем дошкольном возрасте заметно снижается характерная для младших школьников ситуативность речи. Уже с 4-х лет детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование, а на седьмом году жизни – и короткие рассуждения. Однако, ученые едины во мнении о том, что полноценное овладение детьми навыками монологической речи возможно только в условиях целенаправленного обучения. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи чаще не совершенна, нарушается связь между предложениями и частями высказывания.

Хочу отметить, что овладение монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Таким образом, по мере расширения психических процессов (мышления, восприятия, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности (переход от игры к учебе), формируется и связная речь ребенка в количественном и качественном отношении.

У учащихся с нарушением интеллекта словарный запас пассивный и бедный. Предложения – нераспространённые, они почти не используют в речи второстепенные члены предложения. Не используют наречия, указывающие на время и образ действия (вечером, быстро, медленно), качественные прилагательные для характеристики признака предмета (красный, круглый).

 

Методы и приёмы развития монологической речи учащихся

на уроках чтения.

 

 

1) пересказ – самый простой из видов связного высказывания. Он предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем, в соответствии со схемой, составить рассказ. В качестве плана выступает наглядная модель.

 

2) рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия её – то есть конец рассказа.

Часто использую на уроках картину Решетниковой «Опять двойка». Здесь главные персонажи – люди.

 

3) рассказописания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи – живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут смысловую нагрузку. Для повышения эффективности работы по развитию навыка составления рассказов по картине можно порекомендовать приём фрагментарного рассказывания, когда дети сначала составляют рассказы об отдельных персонажах (фрагментах) картины, а затем объединяют их в единое высказывание. Картина, предложенная для составления рассказа, делится на четыре части, которые закрываются картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенок, постепенно открывая каждую из четырех частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет. Работа над каждым фрагментом проходит аналогично по составлению описания целой картины. Вариативность рассказов детей достигается за счет выбора ими цвета, который они открывают первым.

4) составление рассказа-описания (цвет, форма, величина, материал, действия ребенка с объектами и др.), либо схемы-описания отдельных предметов. Детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов. Можно использовать такие игрушки, как куклы, в том числе персонажи известных сказок, игрушки, изображающие домашних животных (кошка, собака), грузовая машина-самосвал и др. Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану.

(Можно предложить описать портрет М.Лермонтова. Почему у него грустный взгляд. Расскажите).

5) пересказ без наглядной опоры. Цель задания: выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Инструкция: Для этого могут быть использованы знакомые детям небольшие рассказы или сказки «Три дочери», «Телеграмма». Я читаю текст дважды, медленно и внятно. Затем задаю вопросы:

Кто является главным героем? Что с ним произошло? Затем текст читается ещё раз и ученику предлагаю его пересказать. Если ребёнок не справляется, я задаю наводящие вопросы.

6) составление предложений по картинкам. Перед ребёнком выкладываются 3 картинки (пример: девочка, корзинка, лес). Я спрашиваю у ребёнка что нарисовано на этих картинках, затем прошу ребёнка, что бы он составил предложение в котором говорилось о всех предметах, изображенных на картинках. Если ребёнок не справляется, задаю наводящие вопросы.

7) рассказ на основе личного опыта. Ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему. К примеру, чем он занимается на улице? Ему предоставляется примерный план вопросов:  Где ты гуляешь? Что там находится? С кем ты играешь?

8) метод «Закончи рассказ». Детям читаю неизвестный им рассказ, но не до конца и предлагаю придумать его продолжение и конец.

9) рассказ-описание по схеме:

  1. Название птицы.
  2. Где обитает (дикая или домашняя)?
  3. Какая по размеру?
  4. Какого цвета?
  5. Какие части тела?
  6. Как рождается?
  7. Чем питается?
  8. Как используется человеком? («Это курица. Живет дома, значит она домашняя. Она среднего размера и белого цвета, бывают и коричневые. У неё голова и туловище. Есть хвостик. Она сидит на яйцах. Ест хлеб, крупу и немного травки. Люди берут от неё яйца и мясо»). По рассказу ребенка видно, что предложения построены правильно по схеме. Предложения простые, нераспространенные, но логически связаны между собой.

 

10) метод «игровые паузы». (с 5–6 классами). Я бросаю кому-либо из них мяч и говорю: «волк» (или «берёза») и т.д. Учащийся ловит мяч и называет животное с присущим ему признаком: «Злой волк», «Стройная берёза». Трусливый заяц. Колючий крыжовник» и т.д.

 

11) Упражнения, способствующие формированию умения составлять предложения. Задание: составить такое предложение, в котором будет говориться о том,

Кто? Что делает? Что? (Например: Кошка лакает молоко).

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой).

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка шьёт платье кукле).

 

12) задания на работу с неполными предложениями.

– задание на окончание предложения. «Закончи фразу»:

Дети ели …(кашу и хлеб с маслом).

В лесу дети собирали …(грибы, ягоды и орехи).

У нас есть петух  …(куры и гуси).

Мам купила цветную бумагу и … (краски).

В саду растут … Зимой бывает хо…

 

13) Упражнения, направленные на формирование словаря синонимов.

Например: «Укажи на лишнее слово», не подходящее к другим данным словам. Составить с этим словом предложение.

Грустный, печальный, унылый, глубокий

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Крепкий, далёкий, прочный, надежный.

 

14) упражнения на формирование словаря антонимов. (Можно с мячом).

Задание. Скажи наоборот:

холодный – (горячий)

твёрдый – (мягкий)  

низко – (высоко)

чистый – (грязный)

редко – (часто)

вверх –(вниз)

светлый – (тёмный)

зима – (лето)

враг – (друг)

мокрый – (сухой).

  • Упражнения с использованием набора слов и деформированных предложений.

«Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»

  • шофёр, и, занесло, машина, быстро, затормозил.

(Шофёр быстро затормозил и машину занесло)

 

 доносились, с, голоса, смех, площадки, и.

(С площадки доносились голоса и смех).

 

скворцов, приготовили, для, ребята, домики.

(Ребята приготовили домики для скворцов

  • Упражнения на формирование умений адекватно использовать слова в структуре связных высказываний.

Задание: «Послушай предложения и скажи, всё ли в них верно».

(Скажи правильно).

Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. Мальчик стеклом разбил мяч.

(В ряде случаев к неверно оформленным предложениям я добавляю и такие, в которых ошибки отсутствуют).

  • Упражнения на выработку умений употреблять слова в соответствующей грамматической форме (с учётом контекста)

Сейчас я прочитаю предложения, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте догадаться, какие.

Тишина царит в дремучем ______. Чёрные ______ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт ____.

 

  • Додумайте предложения, используя противительные союзы:

На концерте девочки танцевали и пели, но ……(это уже было никому неинтересно).

Собака не бросилась ко мне сразу, а ….(удивлённо смотрела своими большими глазами).

 

  • Работа с текстом. Метод «Раздели текст на части». Найти, где начало, основная часть и заключение.
  • Образовать один род существительного от другого:

(учитель – учительница; герой – героиня; заяц – зайчиха и т.д.).

  • Использование фразеологизмов, подробно объясняя смысл.

Он мухи не обидит – (человек, неспособный причинить боль, обидеть кого-либо).

Тише воды, ниже травы – (жить очень тихо и неприметно).

В старших классах пишем сочинения сочинения-рассуждения типа: «Зачем я учусь?», «Кем я хочу быть и почему?». Они должны сравнивать наблюдаемые явления, сопоставлять их с другими, противопоставлять их, объяснять причины наблюдаемых явлений, делать выводы.

  • При изучении произведений писателей даю задание детям. Например: «Найти в тексте описание Герасима (И.С.Тургенев «Муму»). Найдите слова, подтверждающие уникальность этого человека. Прочитайте и перескажите своими словами.
  • Работа над смысловыми оттенками предложений: укажите на то предложение, которое наиболее точно передаёт смысл событий:

Герасим приехал в Москву. По приказу барыни Герасим приехал в Москву.

  • Уроки-дискуссии. Работа над образами героев. Почему Л.Н.Толстой назвал повесть «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники» (Костылин и Жилин). Сравните характеры.
  • задание «Пересказать от 1-го лица»: как Жилин попал в плен?
  • Деловое письмо. Ситуации, связанные с умением пользоваться услугами магазинов, различных бытовых и лечебных учреждений, сбербанков, почтой, умение ориентироваться в городе, обращаться в различные организации с просьбой и заявлением. В самостоятельной жизни им потребуется умение грамотно написать заявление о приёме на работу или в учебное заведение, свою автобиографию, доверенность, расписку, правильно написать адрес, заполнить бланк на почте, правильно и грамотно написать адрес к посылке.
  • Словарная работа. Составить предложения с новым словом («документ»).
  • Если бы я был писателем, как бы я закончил рассказ? («Серая Шейка»)
  • Если бы я был на месте Герасима из рассказа И.С.Тургенева «Муму», как бы лично я поступил?
  • «Пиши объяснительную на имя директора!». Провинившийся ученик письменно излагает свой поступок.