Развитие функциональной грамотности на уроках биологии

№ 172

Гульфия ГАБИДУЛЛИНА,

учитель биологии высшей квалификационной категории Апастовской средней  школы Апастовского  района

Развитие личности ученика – основная задача ФГОС. Для решения поставленной задачи требуется внедрение в современную школу особого подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя. С изменением деятельности учителя меняются и технологии обучения. Осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения – основные требования для успешного проведения современного урока.

Необходимым условием жизни человека и основной идеей ФГОС является  идея развития, главная цель которого научить человека действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к самостоятельной жизни.

ФГОС подчѐркивает актуальность понятия «функциональная грамотность» и определяет, его как способность использования приобретаемых в жизни знаний, умений и навыков для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

В федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования, на ступени основного общего образования «…является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Термин «функциональная грамотность» (от греч. grammata – чтение и письмо) был предложен и введен в научный и практический оборот ЮНЕСКО в 1957 г. и предполагал совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем.

Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС всех ступеней образования.

Функциональная грамотность – это умения действовать в нестандартных жизненных ситуациях, когда ребенок закрывает дверь предметного кабинета и выходит в жизнь. Это то, как он может действовать, решать жизненные задачи.

Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления:

1. Читательская  грамотность.

2. Математическая грамотность.

3. Цифровая грамотность.

4. Финансовая грамотность.

5. Естественнонаучная грамотность.

6. Культурная и гражданская грамотность.

Все формы функциональной грамотности направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, которые позволяют решать сложные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем. При решении задач в новых меняющихся условиях – формируются такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.

Как организовать развитие функциональной грамотности на уроках биологии? На сегодняшний день позиция учителя второстепенная – направлять, помогать, корректировать. Используя системно-деятельностный подход обучение ведется в интерактивном режиме по принципу «ученик-ученик», что подразумевает диалогическое обучение. Это работа в парах, микрогруппах.

Для развития функциональной грамотности применяются в основном задания поискового, исследовательского, творческого характера, проблемное объяснение новой темы, создание мини-проектов. Источниками информации являются не только учебники, но и дополнительная литература, словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы.

При обучении биологии на уроках необходимо формировать естественнонаучную грамотность обучающихся, т. е. научить их эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать в процессе социальной адаптации.

На уроках необходимо как можно чаще в заданиях, предлагать решить проблемные ситуации, которые должен понимать и решать «научно грамотный» человек сегодняшнего и завтрашнего дня.

Примеры заданий для формирования функциональной грамотности

1. Работа с текстом.

А) Прочитай текст и выполни задания:

В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Звуки производятся вибрирующими (колеблющимися) предметами. Например, вибрация натянутой струны вызывает вибрацию воздуха – возникает звуковая волна, достигающая нашего уха, и мы слышим звук. Звук голоса человека и многих животных появляется из-за колебаний в гортани голосовых связок. Для распространения звуковой волны нужна среда: воздух, вода, металлический стержень и т.д.

Выбери все верные утверждения. Укажи в ответе их номера.

1) Не все колеблющиеся тела издают слышимый человеком звук.

2) Звук, издаваемый разными колеблющимися телами, имеет одинаковую громкость.

3) Когда Петя поёт, колеблются его голосовые связки.

4) Если погрузиться под воду, то нельзя услышать гудок теплохода, проходящего рядом.

5) Если Петя будет шептать, то его голосовые связки не будут колебаться

Ответ: 1, 3.

Б) Планеты Солнечной системы находятся в безвоздушном пространстве. Можно ли, находясь на Земле, услышать мощное извержение вулкана, произошедшее на Марсе? Объясни свой ответ.

Ответ: нельзя услышать звук извержения вулкана, произошедшего на Марсе, потому что для распространения звука нужна среда, а в космосе безвоздушное пространство, следовательно, звук не дойдет до Земли.

2. Работа с рисунком.

Какие органы растений обозначены на рисунке буквами А, Б, В? В чём состоит их роль в жизни растений? Видоизменением какого органа они являются?

 

Ответ: А – клубень; Б – луковица; В – корневище.

1) Значение в жизни растения: откладываются запасные питательные вещества, обеспечивающие более раннее прорастание побегов. Также могут служить для вегетативного размножения.

2) Видоизмененные  побеги.

3. Работа с недостающей информацией.

Дыхательные  пути человека начинаются… полостью, в которой воздух…, увлажняется, очищается от пыли и…. После носоглотки воздух поступает в…, состоящую из нескольких…, в которой расположены голосовые…

Ответ: носовой, согревается, микроорганизмов, гортань, хрящей, связки.

Чтобы оценить уровень развития функциональной грамотности обучающегося, учителю нужно задавать им нестандартные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы с точки зрения реальной жизни. Решение таких задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий. Когда мы говорим о функциональной грамотности, мы имеем ввиду не только предметное содержание, а всю систему работы в школе.

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы. Наряду с формированием предметных знаний учитель должен научить обучающегося использовать свои знания в повседневной жизни, выделять в реальной жизни проблемы, которые можно решить с помощью научных методов. Научить школьников делать выводы, необходимые для понимания окружающего мира и для принятия соответствующих решений. Только обладая всеми перечисленными умениями, выпускник может стать успешным во взрослой жизни, сможет достичь поставленных целей.