Развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности
(Консультация для педагогов)
Ирина СУЛЕЙМАНОВА,
учитель-логопед детского сада №15 г.Туймазы
Фонематический слух дает ребенку возможность различать и узнавать звуки родного языка, понимать последовательность их расположения в словах, которые он слышит. Фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.
Как же развивается фонематический слух, и что мы можем сделать, чтобы помочь в его развитии? Как происходит развитие фонематического слуха?
Фонематического слух ребенка развивается постепенно в процессе его общения с окружающими близкими. Поэтому с самого рождения необходимо чаще разговаривать со своим ребенком, читать ему стихи и сказки, петь колыбельные и детские песенки.
Сенситивным периодом для развития фонематического слуха является возраст от 6 месяцев до 2 лет. Однако, он продолжает совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста. Окончательное созревание зон коры головного мозга, ответственных за фонематическое восприятие, завершается к 5 – 7 годам. К 7 годам речь ребенка сближается с речью взрослого.
Зачем развивать фонематический слух?
К пяти годам ребенок должен научиться произносить все звуки без исключения правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.
Нарушение норм произношения – это дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи, который может привести к трудностям в школе при изучении русского языка.
Как развить фонематический слух?
Совместная работа воспитателей, логопеда, и родителя заключается в том, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:
– правильно ставить ударение;
– делить слова на слоги;
– понимать смысл и значение каждого звука в слове;
– выделять согласные и гласные звуки.
Что же помогает развитию фонематического слуха?
Методика строится на последовательной отработке шести этапов:
– узнавание неречевых звуков;
– различение высоты, силы, тембра голоса, на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;
– различение слов, близких по звуковому составу;
– различение слогов;
– различение звуков;
1-й этап. Развитие слухового внимания и слуховой памяти на неречевых звуках.
На самых первых занятиях с детьми мы можем предложить им послушать какие звуки они слышат на улице, за окном: что шумит? (Ветер) Что гудит? Кто разговаривает? Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
Игра «Волшебные звуки»
Вместе с ребенком наполните непрозрачные пластиковые баночки из под йогурта любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.
Игра «Солнце или дождик?»
Сегодня мы пойдем гулять. Солнышко ярко светит, погода теплая, дождя нет, можно понаблюдать за бабочками, а я буду звенеть в бубном. Будем весело гулять под эти звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. Услышав стук, вы должны бежать под зонтик. Слушаем внимательно!
«Угадай, что делать?»
Ребенку дается в руки флажок, если взрослый громко звенит погремушкой, ребенок поднимает флажок вверх, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание погремушки.
Обычные «Жмурки»
Отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши
Игра «Что звучит?»
Ребёнок закрывает глаза и угадывает звучание разных предметов из дерева, стекла, металла, бумаги.
Интерактивные игры «Угадай инструмент», «Звуки кухни, ванной комнаты» (программа «Учимся говорить правильно»)
2-й этап. Учить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.
Игра «Три медведя» с использованием драматизации.
Взрослый рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая свою речь показом иллюстраций. Произнося слова персонажей то очень низким, то средним по высоте, то высоким голосом спрашивает: «Кто это говорит?». Ребенок угадывает медведей. Спросите, например: «Что сказал Медведь, когда увидел, что его стул сдвинут?». Малыш, отвечая на вопросы, меняет соответственно высоту голоса. Взрослый должен следить, чтобы, подражая Мишутке, Медведице и Медведю, ребенок не говорил очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе, т. е. чтобы повышал и понижал голос в доступных для него пределах).
– Угадай, кто кричит?
– Кто позвал?
– Проговаривание фразы с разной интонацией.
– «Я котлеты жарила и не дожарила».
– Педагогам раздаются карточки с заданиями, как сказать эту фразу: возмущённо, удивлённо, грустно, весело, испуганно.
– Педагогам предлагается отгадать интонацию.
3-й этап. Различение слова, близкие по звуковому составу.
Игра «Запомни-разложи-назови»
– Разложите картинки со словами, которые похожи по звучанию (кошка-мишка-мышка; лук-жук-сук; коза-коса-роса). Взрослый говорит слова, а ребёнок раскладывает картинки в нужном порядке и называет их.
Игра “Исправь Незнайкины ошибки»
– Слушайте внимательно и исправляйте ошибки.
Коса прыгнула через забор. (коза)
У коровы на голове ложки. (рожки)
Мама испекла вкусные бурки. (булки)
В магазине игрушек Никите купили юру. (юлу)
В зоопарке Мила видела раму. (ламу)
4-й этап. Учим детей различать слоги, схожие по звучанию и произношению.
Игра «Выйди вон»
Ребенку необходимо услышать, какой слог лишний в ряду. Например, ши-ши-ши-жи-ши. Услышав звонкий «жи», нужно хлопнуть.
5-й этап – очень важный этап. Учим детей различать звуки.
Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. Начинать нужно с дифференциации гласных звуков, затем с согласных.
Игра «Поймай звук»
Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.
Игра «Кто звучит?» (символы звуков).
Для развития фонематического слуха самые простые упражнения. Например, нужно воспроизвести звуки: жужжание комарика (ж-ж-ж), рычание тигра (р-р-р), пение сквозняка или ветра (с-с-с).
6-й этап. Формирование у детей навыков элементарного звукового и слогового анализа.
На данном этапе учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трёхсложные слова; выделять звук в слове и определять его место. Выполнять звуковой анализ слов (начало, середина и конец слова).
Интерактивная игра «Ищем звуки со смешариками»
Цель: формировать умение выделять звук в слове, находить место звука в слове.
Игра «Облака»
На формирование умения определять место звука в слове.
Оборудование: поезд с тремя вагонами, обозначающих начало, середину и конец слова; картинки на экране.
Ход игры
– Я буду называть слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. нажми на вагон, где ты слышишь этот звук.
«Мы с ребятами шагаем, части слова мы считаем, мы руками хлопаем и ногами топаем».
Прохлопать и протопать слова по индивидуальным картинкам.