Развитие детской одаренности в системе дошкольного образования

№ 151

Люция ХИСАМИЕВА,

воспитатель по обучению татарскому языку детского сада №377 г. Казани,

Наиля АБЛЯЗОВА,

музыкальный руководитель высшей квалификационной категории детского сада №377  г. Казани

Сегодня и наука, и практика вынуждена решать широкий круг задач, одной из которых выступает задача воспитания, обучения, развития детей дошкольного возраста. Вследствие введения ФГОС ДО актуализировалась проблема интеллектуального развития дошкольников, развития их одаренности, таланта.

Цель исследования: изучение проблемы развития детской одаренности в системе дошкольного образования.

Методологию исследования составили работы зарубежных и отечественных ученых. Такие зарубежные психологи, как К.Карнес, С.Мерленд, К.Текенс и др., придерживались натуралистических взглядов на детскую одаренность, побуждали создавать условия, посредством которых было бы возможным раскрытие имеющегося у одаренного ребенка потенциала. На базе работ Л.Выготского, А.Запорожца, А.Леонтьева, А.Лурия, Б.Теплова и др., отечественная психология акцентировала внимание на определяющей роли культуры в развитии ребенка.

Ученые отмечают, что детский возраст является периодом становления личности, способностей, интенсивных интегративных психических процессов. Остановка или интенсивность их обусловливают динамику развития одаренности. До настоящего времени ведутся дискуссии относительно частоты проявления детской одаренности. В литературе, как показал анализ, имеют место быть противоположные позиции: любой ребенок – одаренный, одаренный ребенок – большая редкость.

Одаренность является системным, развивающемся на протяжении жизни качеством психики, определяющим возможность достижения индивидом более высоких результатов в одном либо нескольких видах деятельности в сравнении с иными людьми. Одаренный ребенок является таким ребенком, который отличается очевидными, яркими, подчас выдающимися достижения. Формирование условий, которые обеспечивают развитие одаренных детей, осуществление их потенциала – приоритетная социальная задача. Социальный заказ детерминирует интенсивный рост деятельности в этой сфере. Составление специальных обучающих программ для одаренных детей дошкольного возраста сопряжено с вопросом о том, какого ребенка следует считать одаренным.

Различные трактовки одаренности имеют нечто общее, состоящее в том, что одаренность не исчерпывается исключительно высоким IQ. На текущий момент большинство исследователей сходятся во мнении, что качественное своеобразие, характер развития одаренности выступает результатом сложного взаимодействия природных задатков и социальной среды, опосредованных деятельностью ребенка.

Результаты проведенного исследования состоят в установлении того факта, что одаренность детей дошкольного возраста имеет свою специфику, подвержена кризисам, педагогическому влиянию. Именно педагогическая поддержка – это самый эффективный педагогический процесс, способствующий становлению одаренности ребенка. Одаренность является результатом сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованной деятельностью ребенка.