Развитие быстроты реакции и координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Развитие быстроты реакции и координационных способностей у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Николай ШМЫКОВ,
учитель физической культуры высшей квалификационной категории многопрофильного лицея №187 города Казани
Миндания ШМЫКОВА,
учитель физической культуры первой квалификацион ной категории многопрофильного лицея №187 города Казани |
Методическая разработка урока для учащихся 1 класса
Цель: Создать условия для формирования координационных способностей и быстроты реакции.
Задачи урока:
- Разучить разминку со стихотворным сопровождением;
- Способствовать развитию быстроты реакции и координационных способностей с помощью игр «Кто быстрее схватит», «Совушка»;
- Воспитать у обучающихся трудолюбие, настойчивость, ответственность за выполняемую деятельность.
Планируемые результаты:
Предметные: иметь представление об уроках со стихотворным сопровождением, одновременно выполнять разминку и читать стихотворение, научиться играть в подвижные игры «Кто быстрее схватит», «Совушка»;
Личностные: осознать мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения, проявлять доброжелательность и отзывчивость, трудолюбие и ответственность за свои действия, сочувствие другим людям, уметь творчески применять полученные знания во время самостоятельных занятий физической культурой;
Метапредметные: определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функции и ролей, адекватно оценивать собственные силы, поведение и поведение окружающих, осуществлять взаимоконтроль в совместной деятельности; конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Вид урока: урок сообщения и усвоения новых знаний и умений.
Формы работы: самостоятельная, работа в группах, фронтальная, индивидуальная
Инвентарь и оборудование: секундомер, разноцветные фишки, обручи.
Ход урока (Технологическая карта)
№ | Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный этап | 1) Построение, приветствие, расчет по порядку, отметить присутствующих и отсутствующих.
2)Определение темы урока.
|
1) Проверяет
готовность обучающихся к уроку. Подает команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!». «По порядку рассчитайсь!» Приветствует учащихся: «Здравствуйте ребята!»
2)Совместно с детьми определяют тему урока; создает эмоциональный настрой на урок. |
1) Со звонком, выстраиваются по росту в одну шеренгу. Принимают стойку: пятки вместе, носки врозь, руки вдоль туловища. По команде «Равняйсь!» поворачивают голову в сторону направляющего. По команде «Смирно!» — стоят смирно.
Рассчитываются по порядку. Замыкающий, делает шаг вперед, говорит: «Расчет окончен!», встает на место. Громко отвечают: «Здраст.!» 2)Определяют тему урока совместно с учителем. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | 1) Формирование цели и задач урока.
2) Инструктаж по технике безопасности.
3) Перестроение из 1 шеренги в колонну для проведения разминки. |
1) Определяет цель урока. Подводит учеников для формирования собственных задач исходя из поставленной цели.
2) Беседа по теме «Правила безопасного поведения в с/з», «об использовании инвентаря и спортивного оборудования».
3)Создает условия для рабочей установки на уроке. |
1) Исходя из поставленной учителем цели, учащиеся сами для себя формируют задачи урока. Эмоционально настраиваются на работу. Предлагают интересные варианты построения.
2) Активно включаются в беседу о правилах поведения в с/з и соблюдении ТБ во время урока. Запоминают ТБ.
3) Принимают установку на урок. |
3 | Сообщение и усвоение новых знаний и умений | 1) Разминка в движении:
*ходьба на носках; *ходьба на пятках; *ходьба на внутреннем своде стопы; *ходьба на внешнем своде стопы; * ходьба перекатом с пятки на носок; *бег в медленном темпе. 2) ОРУ на месте. 1- показ учителем; 2- демонстрация учениками.
3) Спец. беговые и прыжковые упражнения: *бег приставными шагами правым/левым боком; * «веровочка» правым/ левым боком; *бег с захлёстами голени; *бег на прямых ногах; *бег с высоким подниманием бедра; *бег с потягиванием правой/ левой пятки под таз и т.д. |
1)Говорит и одновременно показывает упражнение. Оценивает степень понимания вопроса. Напоминает о соблюдении указанной дистанции
2)Дает установку: 1- ОРУ для мышц шеи выполняет сам учитель, дети повторяют, 2- контролирует выполнение ОРУ для рук, мышц плечевого пояса и туловища. При выполнении ОРУ контролирует процесс выполнения, указывает на ошибки, исправляет по ходу выполнения. 3)СБУ. Учитель проговаривает и демонстрирует технику выполнения, указывая на типичные ошибки |
1)Вспоминают разминку. Передвигаются в колонне, соблюдают дистанцию.
2)Выполняют ОРУ по команде учителя. И одновременно придумывают «свое» упражнения. По очереди выходят, перед строем, на 4 или 8 счетов, методом показа и рассказа выполняют упражнение, класс за демонстрирующим повторяет. Учащиеся осуществляют самоконтроль за правильностью выполнения упражнений. 3) Учащиеся внимательно слушают учителя. Задают вопросы если какое-либо упражнение сложно для воспроизведения. По свистку учителя, соблюдая правила ТБ приступают к поочередному выполнению. |
4 | Обобщение и систематизация знаний
|
Развитие быстроты реакции и координационных способностей с помощью игры:
1) «Кто быстрее схватит» (Правила: На полу, на расстоянии 10-15м. от стартовой линии будут разбросаны разноцветные фишки в хаотичном порядке. По свистку, все учащиеся начинают бежать к фишкам, и задача каждого учащегося схватить 1 и поднять ее вверх. Тот, кому не достается фишка выбывает из игры. В начале всем будет хватать фишек. Затем постепенно количество фишек будет сокращаться). 2) «Совушка» (Правила: В углу зала обозначают круг диаметром 1-2м. – это гнезда. Водящий –совушка, остальные игроки мышки. Совушка становится в круг, а мышки распределяются по залу вдоль стен в норках. По команде «День», мыши выбегают из норок и начинают бегать, прыгать по всему залу, а сова спит в гнезде. По команде «Ночь!» мыши замирают на месте, а сова «вылетает» из гнезда на охоту. Кто из участников шевелится, того сова забирает в своё гнездо. Сова ловит мышей до тех пор, пока учитель не скажет «День». По этому сигналу сова улетает, мыши начинают снова бегать и резвиться до следующего сигнала «Ночь». |
1)Учитель перестраивает класс фронтально. Объясняет правила игры. Каждый раз старт осуществляется с разных И.п. (стоя, лежа на животе, лежа на спине, из упора присев, из седа на пятках, и т.д.).
Каждый раз после выполнения старта и фишка, возвращает детей к стартовой линии. В тот момент, когда учитель объясняет способ выполнения следующего стартового положения, у учащихся есть время на восстановление. 2) Объясняет правила игры. Контролирует продолжительность активных действий и время на восстановление учащихся. Напоминает о безопасности. Подводя итоги игры, отмечает тех игроков, которые ни разу не были пойманы. |
1)Учащиеся перестраиваются по команде учителя. Слушают правила и приступают к выполнению задания. Каждый должен оценивать свои способности умения. Анализировать способы выполнения и пути достижения цели игры.
Между стартами отдыхают, восстанавливают дыхание.
2) Слушают правила и приступают к выполнению задания. Выбирают водящего. Стараются как можно дольше быть не пойманными. Совершенствуют свои навыки прыжков, бега, координации движений. |
5 | Подведение итогов. Рефлексия | 1) Подведение итогов урока:
— оценка степени решения задач.
2) Выявление мнений учащихся о результативности их деятельности.
|
1) Оценивает результаты освоения деятельности учащихся, отличившихся, отстающих. Выявляет типичные ошибки и рассказывает способы их устранения. Побуждает к высказыванию своего мнения.
2) Создает условия для осмысления и оценивания своей деятельности, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке |
1) Получают информацию о результатах своей деятельности. Задают вопросы. Показывают и рассказывают, что у них получается, что нет. Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
2) Выстраивают свою траекторию обучения, оценивают свою работу. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. (Что понравилось? Что было сложно выполнить, что нет? И т.д.)
|
6 | Информация о домашнем задании | 1) Общее построение.
2) Домашнее задание: Пользуясь книгой и электронным учебником, найти определение физических качеств человека. Прочитать и уметь пересказать. 3) Прощание |
1) Подает команды: «Класс, разойдись!», «В одну шеренгу становись!».
2) Задает задание для формирования читательской грамотности детей.
3) Подает команды: «Равняйсь!», «Смирно!». Урок окочен «До свидания!»
|
1) После команды учителя, быстро выстраиваются в одну шеренгу как в начале урока перед учителем.
2)Задают вопросы по д/з. (какой объём пересказа должен быть, можно ли принести распечатку чтобы подсмотреть при рассказе и т.д.)
3) По команде «Равняйсь!» поворачивают голову в сторону направляющего. По команде «Смирно!» — стоят смирно. В ответ учителю вместе громко говорят: «Дос!» |
Список литературы:
- Патрикеев, А.Ю. Поурочные разработки по физической культуре. 1 класс / А.Ю. Патрикеев. – М.: ВАКО, 2020 – 272 с.