Разряды количественных числительных
(Урок русского языка в 6 классе)
Светлана РАЗУМКОВА,
учитель русского языка и литературы средней школы №135 г. Казани
Цели урока:
деятельностные: развивать способности к мыслительной деятельности;
образовательные:
– закрепить знания по темам «Имя числительное», «Количественные и порядковые имена числительные», «Ь на конце и в середине числительных», «Простые и составные числительные»;
– научиться изменять определять разряды количественных числительных, использовать их в речи; продолжить формирование умений работы с текстом;
воспитательные: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Оборудование: эталон для самопроверки, раздаточный материал (карточки с текстами), учебник (Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс).
Метапредметный результат: способность определять последовательность действий, работать по плану, уметь употреблять количественные и порядковые числительные в речи, применять полученные знания; аргументированно отвечать на вопросы учителя и одноклассников; моделировать диалог, давать оценку своим действиям; находить и исправлять ошибки; правильно писать количественные и порядковые числительные.
Ход урока
- I. Организационный момент. Этап мотивации, самоопределения
Учитель. Обратите внимание на доску. Выпишите числительные, составив словосочетания. Какие слова не выписали? Почему? Аргументируйте свой ответ. (На экране.)
Три (числ.), десяток (сущ.), тридцать пять (числ.), двойня (сущ.), пятером (нареч.), удвоить (гл.), десятикратный (прил.), седьмой (числ.) натрое (нареч.), восьмёрка (сущ.), двойной (прил.), двадцать (числ.), троиться (гл.).
Ученик. Три, тридцать пять, седьмой, двадцать – числительные, потому что отвечают на вопросы сколько? (количественные) и какой? (порядковые).
Учитель. Подведём итог. Что такое Имя числительное?
- II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель. У вас на партах лежат тексты. (Учитель читает текст.) Выполните задания.
Прочитайте текст. Каким настроением проникнут текст (приведите пример из текста). Определите тему (озаглавить), основную мысль.
Листья берёзы падают на тротуар. Первый, второй, третий… Двадцать шестой… Сотый… Сто шестьдесят пятый… Золотые монетки… Богатство лета… Вот уже целый ворох листьев на мокром асфальте. Сколько их? Двести пятьдесят? Триста девяносто восемь? Никто не будет считать, никому до этого нет дела. Берёза облетела. Дело привычное… Это происходит каждую осень… Только в сказках герою или героине велят пересчитать зёрна в мешке или песчинки на берегу. А я сегодня простоял под берёзой около полутора часов. Двое детей играли по близости. Загребая обеими руками сырой песок, они строили крепость и поглядывали на меня удивлённо и подозрительно. Потом подошли и встали рядом со мной. Один из них несмело спросил. Что делаю. Я ответил. И мы стали считать вместе.
|
Ученик. Тема: Листопад. Основная мысль: Дело привычное. Осенний листопад. Расставание с летней красотой. Настроение: грустное, расставание с летней красотой, с богатством лета.
Учитель. Самостоятельно выпишите числительные, разделив их на две группы. На какие группы разделите все числительные?
Ученик. На количественные и порядковые.
Количественные числительные: двести пятьдесят, триста девяносто восемь, около полутора часов, двое детей, обеими руками, один. Отвечают на вопрос сколько? и указывает на количество предметов при счёте.
Порядковые числительные: первый, второй, третий, двадцать шестой, сотый, сто шестьдесят пятый. Отвечают на вопрос какой? который? и обозначает порядок предметов.
Учитель. Определите простые и составные. Объясните условия выбора написания Ь на конце и в середине числительных.
Ученик. Ь пишется в числительных от 5 до 20 и 30, Ь пишется в середине от 50 до 80 и от 500 до 900.
III. Этап выявления места и причины затруднения. Постановка проблемы
Учитель. Сравните свои записи и записи на доске (на экране). (Возможно, учащиеся могли не выписать числительные около полутора часов, двое детей, обеими руками.)
– Почему данные числительные количественные?
Ученик. Потому что отвечают на вопрос сколько? и указывает на количество предметов при счёте.
Учитель. Чем они отличаются от записанных вами? Почему вы их не записали? (Учащиеся фиксируют возникшее затруднение (не могут объяснить отличие. Причина – не знают о наличии разрядов количественных числительных.)
Учитель. Обратимся к учебнику. Откройте §71 на странице 51 и попробуйте ответить на вопросы, которые вызвали затруднения
- IV. Этап построения проекта выхода из затруднения
Учитель. Чего вы не знали?
Ученик. Разряды количественных числительных.
Учитель. Составьте схему по §71.
Ученик. Количественные числительные: целые, дробные и собирательные.
- V. Этап реализации построенного проекта
Учитель. Определите разряды выписанных вами количественных числительных.
Ученик. Около полутора часов – дробное, потому что обозначает дробь, двое детей – собирательное, потому что обозначает несколько предметов как одно целое, обеими руками – собирательное, двести пятьдесят – целое, потому что обозначает целое число)
- VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Учитель. Определите разряды количественных числительных из упр. 408 (устно). Объясните. (Учащиеся выполняют устно упражнение, определяют разряды количественных числительных, исправляя ошибки, и аргументируют свой ответ.)
Учитель. Закончите предложения…
- Имя числительное – это…
- Имена числительные делятся на …
- Имена числительные по составу бывают …
- Количественные имена числительные обозначают…
- Разряды количественных числительных…
(Работа проводится в парах. Учащиеся по очереди рассказывают правила, а затем вслух говорят, какую информацию получили друг от друга.)
VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Учитель. Прочитайте, выпишите сначала словосочетания с числительными, обозначающими целые числа, затем – дробные и собирательные.
Россия превосходит все страны величиной и весом своих знаменитых колоколов. До Петра I в одной Москве колоколов было так много, что только из лишних отлили сто больших пушек и сто сорок три малых – почти одну четвёртую всего военного арсенала. Колокола свыше тысячи пудов имеются при многих монастырях. Ими должны управлять трое или четверо звонарей одновременно. (Из энциклопедического словаря)
Словарная работа: пуд – старая русская мера веса, равная 16 кг, арсенал – склад оружия и военного снаряжения.
Эталон:
Целые: в одной Москве, сто пушек, сто сорок три малых, свыше тысячи пудов
Дробные: одну четвёртую всего военного арсенала.
Собирательные: трое или четверо звонарей.
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения
Учитель. Дополните своими примерами.
- IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Учитель. Выскажите своё мнение об уроке, начиная словами…
Сегодня я на уроке узнал…
Сегодня я на уроке научился…
Было самым трудным…
Было самым лёгким…
Интересно то, что…
Мне захотелось…
Я смог…
Я попробую…
Я понял, что…
Х. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения
Учитель. Выполнить упр.409, подготовить вопросы для одноклассников по теме §71
Литература
- .Ладыженская Т.А, Баранов М.Т. Русский язык. 6 класс. Часть 1.– М.: Просвещение, 2013.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.. Русский язык. 6 класс. – М.: БАЛАСС, 2006.
- Барова Е.С., Богданова М.Р. Самостоятельные и проверочные работы по русскому языку. 6 класс. – М.:БАЛАСС, 2006 .
Раздаточный материал
Карточка № 1
Прочитайте текст. Каким настроением проникнут текст (приведите пример из текста). Определите тему (озаглавить), основную мысль.
Листья берёзы падают на тротуар. Первый, второй, третий… Двадцать шестой… Сотый… Сто шестьдесят пятый… Золотые монетки… Богатство лета…
Вот уже целый ворох листьев на мокром асфальте. Сколько их? Двести пятьдесят? Триста девяносто восемь? Никто не будет считать, никому до этого нет дела. Берёза облетела. Дело привычное… Это происходит каждую осень… Только в сказках герою или героине велят пересчитать зёрна в мешке или песчинки на берегу.
А я сегодня простоял под берёзой около полутора часов. Двое детей играли по близости. Загребая обеими руками сырой песок, они строили крепость и поглядывали на меня удивлённо и подозрительно. Потом подошли и встали рядом со мной. Один из них несмело спросил, что я делаю. Я ответил. И мы стали считать вместе.