Разносклоняемые существительные

 

(Урок по русскому языку в 6 классе)

Мария КОКШИНА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы №68 г. Казани

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной;

содержательные: дать представление о разносклоняемых существительных;  научить распознавать такие слова.

Планируемые результаты:

личностные: развивать этические чувства, доб­рожелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, уметь понимать и сопереживать чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

регулятивные УУД:

уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке;

– работать по коллективно составленному плану;

– оценивать правильность выполнения действия;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение;

коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

Предметные результаты:

– самостоятельно и с помощью учителя получение новых знаний,  обобщение и умение  делать выводы;

– умение находить разносклоняемые существительные; умение структурировать полученные знания.

Методы и приёмы: системно-деятельностный подход, эвристическая беседа, «мозговой штурм», побуждающий диалог.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный этап

 

 

– Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мария Львовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Наш сегодняшний урок я бы хотела начать со стихотворения. Прослушайте стихотворение, определите, о чем оно? К чему призывает нас автор?

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нем есть и усмешка,

И мягкость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки.

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Мы сегодня как раз и попытаемся продолжать беречь наш язык. Давайте проверим, насколько хорошо вы владеете русским языком.

Приветствие одноклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Мобилизация

 

– Ребята, что у меня в руках? (Лупа) Как бы вы определили значение этого слова? Какие прилагательные вы можете к этому предмету подобрать? На каких учебных предметах вы можете использовать лупу? Кто из литературных героев также может пользоваться лупой?

– Сегодня мы с вами также побываем в роли сыщиков. Сегодня  к нам в детективное бюро пришло письмо с шифром, который мы должны разгадать. Откройте его.

– Кому-нибудь понятно о чем этот шифр?

– По мере выполнения заданий, я надеюсь, мы разгадаем этот шифр.

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Сегодня к нам доставили необычный шифр, давайте попробуем его разгадать

 

 

III. Актуализация знаний

 

– Итак, первое задание, которое натолкнет нас на первую разгадку шифра будет игра в крестики-нолики.

– Вы на прошлом уроке начали изучать теме «Имя существительное». Возьмите листы с игровым полем. Я буду проговаривать условие задачи, если она будет верна, то ставим +, если неверно – минус.

Существительное – часть речи, которое обозначает признак предмета.

У существительных есть 8 падежей.

Предложный падеж отвечает на вопросы о ком? О чем?

У существительных выделяют 2 склонения.

Олово окно относится ко 2 склонению

1.                                                                                                                                                                              3 склонение имеет окончание о

2.                                                                                                                                                                              Слово мама относится к 1 склонению

3.                                                                                                                                                                              Слово мышь 2 склонения

4.                                                                                                                                                                              Слово время относится к 1 склонению

– Проверяем, что у вас получилось. Возьмите оценочные листы, подпишите их. Где у вас написано задание, ставим цифру один.

– Проверяем по доске, если вы выполнили все верно, то ставим 3 балла, если есть одна ошибка- 2 балла, если 2 ошибки — один балл .Проставляем баллы.

– Какое из заданий вам показалось наиболее сложным? У кого в 9 задании есть ошибки?

– Объясните, почему слово время не относится к 1 склонению?

– Посмотрите внимательно на слово время. Какое окончание оно имеет?

– Для какого склонения оно свойственно? (для 1)

– А род какой? Для какого склонения свойственен средний род? (для 2)

– На ваш взгляд, как бы могло  называться данное склонение?

– То есть это слова, которые склоняются по разному.

– Открываем ваши тетради, записываем число, классная работа. Записываем тему урока.

– Определяем тему урока: Разносклоняемые существительные. Записать в тетрадь тему.

Цель: дать представление о разносклоняемых существительных

–Итак, что у нас будет записано в первой части шифра?

 

 

1 0 2 0 3 +
4 0 5 + 6 0
7 + 8 0 9 0

 

 

IV. Построение проекта выхода из затруднения

 

– Ребята, а вы любите проводить опыты? Давайте проведем с вами эксперимент. Проведем эксперимент. Перед вами представлена таблица . Вам надо просклонять по падежам слово время. На это вам 1 мин.

 

  1скл 2 скл 3 скл Разноскл
И мама сон Мышь Время
Р мамы сна Мыши  
Д маме сну Мыши  
В маму сон Мышь  
Т мамой сном мышью  
П маме о сне О мыши  

 

– Проверяем, выставляем баллы. Если все сделано верно, то ставим 2 балла, если есть ошибки, то 1 балл.

– Посмотрите еще раз внимательно на ваши записи. С каким склонением схожи разносклоняемые существительные в р., д., п.падежах?

– Итак, что мы можем записать в шифр?

– Для того чтобы дальше разгадать наш шифр,  давайте откроем ваши учебники на тему разносклоняемые существительные. Теперь возьмите карандаши и подчеркните те слова, которые вам непонятны.

– Разбираем непонятные слова.

– Ребята, а какого рода могут быть разносклоняемые существительные. Давайте запишем их в наш шифр.

– К среднему роду какие слова будут относится? (на мя), а к мужскому роду какое слово? (путь). Запишем это в ваши шифры.

Заполняют по группам.

 

 

 

 

Физкультминутка Если вы слышите существительное

1-е склонение – поднимаем руки,

2-е склонение – прыжок на месте,

3-е склонение – присаживаемся,

разносклоняемые существительные – руки в стороны

1-е скл.: юноша, монета, лодка, вьюга, дядя, коробка, открытка, ягода, прадедушка

2-е скл.: пень, море, сено, пылесос, врач, разведчик, дерево, корабль, медведь

3-е скл.: брошь, рожь, мышь, дочь, печь, речь, тишь, лень, роскошь

Разноскл.: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь

Ответы детей

 

 

 

 

VI. Коммуникация

 

– У нас с вами остался один неразгаданный шифр. Давайте и его разгадаем. Ребята, я уверена, что вы любите историю и литературу. Поэтому следующее задание будет связано именно с этим.

– Восстановите текст, используя разносклоняемые существительные на мя. Например,

В стародавнее древнее (время)

В шалашах без окон и дверей

Жило-было лохматое…

Первобытных людей-дикарей.

Они не знали, для чего корове …,

Как написать свою фамилию и …,

Зачем на лошадь надевали седло и … –

Необразованное было это …

Как малое дитя.

– Давайте проверим. Если вы все определили правильно, ставим 3 балла, если 1 ошибка — 2 балла, если 2 ошибки — 1 балл.

Обратите внимание на последнее слово. Как вы думаете к какому склонению оно относится?

– А как будет выглядеть это слово в родительном падеже?

– Если вы не знаете, как изменяется слово, куда мы должны обратиться? (в словарики).

– У вас на столах лежат словари, та команда, которая быстрее найдет и скажет, как выглядит  это слово в родительном падеже, получит по 1 баллу.

– Давайте впишем это слово в наш шифр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Взаимопроверка, взаимоконтроль

 

– А теперь давайте проверим, как же хорошо вы поняли наш шифр. Для этого поработаем  с ромашкой.

– Один ученик выбирает лепесток и задает вопрос классу. Дети из класса дают свои ответы, за что получают баллы. Баллы ставит себе и тот, кто отвечал, и тот, кто задавал вопрос (по 1 баллу)

VIII. Рефлексия

 

Рефлексивная мишень

Дети оценивают свою работу на уроке по 5 бальной шкале.

 

IX. Домашняя работа Стр. 136 выучить правило, упр. 255. Сочинить стихотворение, используя разносклоняемые существительные