«Различение склонений имен существительных. Правописание падежных окончаний»

 

(Урок по русскому языку в III классе)

 

Резеда САФИНА,

учитель начальных классов Кубянской средней школы  Атнинского района

Тема: Различение склонений имен существительных. Правописание падежных окончаний.

Цель: создать условия для совершенствования знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Склонение имён существительных»

Задачи:

Обучающие: совершенствовать умение определять типы склонения имен существительных.

Углублять знания об имени существительном.

Развивающие: развивать интерес учащихся к русскому языку; устную речь.

Развивать умение применять полученные знания при самостоятельной работе.

Развитие умения анализировать, обобщать, делать самостоятельно выводы.

Воспитательные:воспитывать умение слушать одноклассников и учителя, принимать другую точку зрения.

Планируемые результаты:

1)Регулятивные УУД:

-формировать умение самостоятельно определять тему и цель урока;

-развивать умение планировать, контролировать, корректировать свою деятельность.

2)Познавательные УУД:

-развивать умение решать поставленную проблему, используя различные источники информации;

-развивать умение доказывать своё мнение.

3)Коммуникативные УУД:

-развивать умение планировать учебное сотрудничество с учителем, в паре, в группе;

-развивать умение строить речевые высказывания.

4)Личностные УУД:

-развивать интерес к обучению в школе (смыслообразование);

-воспитывать интерес к русскому языку (самоопределение).

Оборудование:

— карточки с заданиями, тетради

Учебник Чуракова Н.А.Русский язык. 3 класс. Часть 1.

Байкова Тетрадь для самостоятельной работы. Часть 1.

Тип: урок систематизации и обобщения знаний и умений

1. Мотивирование к учебной деятельности

— Ребята, у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь.  А теперь настроимся на работу.

Помотивируйте друзей на работу устойчивыми выражениями : Надеюсь, что на уроке ты не попадёшь впросак, не будешь работать спустя рукава, будешь чувствовать себя  как рыба в воде и т.д.

Учитель: А я надеюсь, что «жизнь на уроке будет бить ключом».

Посмотрите на экран. Что вы там видите?

(чемодан, мясорубку и мусорную корзину)

— Для чего они нужны?

Чемода́н — коробка прямоугольной формы, используемая для хранения и транспортировки вещей.

Мясорубка — это специализированный кухонный прибор, чтобы прокручивать и измельчить что – либо(мяса)

Мусорная корзина- личная ёмкость для сбора мусора.

А на уроке для чего нужны?

Чтобы определить, какие знания куда мы положим.

Хорошо, ребята, в конце урока вы нам скажите, какие знания куда положите.

Прежде чем начать работу, сделаем упражнение алфавит, чтобы наш мозг проснулся.

2. Проверка д.з

Упр. 95, в тетради для с.р.ч. Поменялись тетрадями. Проверяем работу друга. По одной строчке называем орфограмму и проверочное слово.

3. Актуализация знаний.

Открыли тетради, пишем сегодняшнее число.

17 ое декабря.

Классная работа.

Смотрим на экран. На каждой строчке находим лишнее слово и записываем.

Море, песок, солнце, лестница. (I скл)

Бабушка, папа, декабрь, тарелка.

Магазин, дочь, февраль, окно.

Значит, что мы продолжаем изучать?

— Склонения имен существительных.

Правильно.

1. Исследования по группам.

Для того, чтобы определить задачи урока– проведем маленькое исследование. Для этого вы будете работать в парах.

1группа.

Задание.

У вас в листочках записана основа слова. Вы должны записать окончания, и сделать вывод.

И.п. _____________

Р.п. книг___

Д.п. книг___

В.п.книг___

Т.п. книг__

П.п.  о книг__

 

Имена существительные  __ склонения имеют в родительном падеже окончание –  _____  , в дательном и предложном падеже окончание –_____, в творительном падеже окончание _____.

2группа.

Задание.

У вас в листочках записана основа слова. Вы должны записать окончания, и сделать вывод.

И.п. _____________

Р.п. окн___

Д.п. окн___

В.п.окн___

Т.п. окн__

П.п.  обокн__

Имена существительные  __ склонения имеют в родительном падеже окончание –  _____  , в дательном и предложном падеже окончание –_____, в творительном падеже окончание _____.

3группа.

Задание.

У вас в листочках записана основа слова. Вы должны записать окончания, и сделать вывод.

И.п. _____________

Р.п. лошад___

Д.п. лошад___

В.п.лошад___

Т.п. лошад__

П.п.  о лошад__

Имена существительные  __ склонения имеют в родительном падеже окончание –  _____  , в дательном и предложном падеже окончание –_____, в творительном падеже окончание _____.

— Какого склонения у вас было существительное?

— А как вы догадались, какого оно склонения?

— Одинаковые ли окончания у существительных 1, 2, 3 склонения  когда мы изменяем их по падежам?

— Почему разные окончания? (слова разных склонений по — разному изменяются по падежам)

— Чему мы должны учиться на уроке? (правильно писать падежные окончания имён существительных).

-Для того, чтобы правильно написать окончание имени существительного, что надо определить у имени существительного? (род, склонение, падеж)

-Чему ещё мы должны учиться? (различать склонения имён существительных)

-Откройте  учебник и прочитайте тему нашего урока.

Различение склонений имен существительных. Правописание падежных окончаний.

-Сформулируйте задачи нашего урока.

-Научиться правильно и быстро различать склонение существительных.

— Научиться различать падежные окончания разных склонений.

Познакомимся с планом нашего урока.

  1. Составим алгоритм действий при определении склонения имени существительного.
  2. Упражнение 132.
  3. Работа со словарями.
  4. Работа в парах (карточки)
  5. Проверочная работа

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:

Поставить слово в начальную форму.

Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.

Определить род.

По роду и по окончанию определить склонение.

Гимнастика для глаз (таблица шульте)

Воспроизведение на новом уровне

Упр.132

К какому склонению относятся слова соль, фасоль, пластырь, боль?

А как можем узнать?

Посмотреть в толковом словаре или поискать в интернете.

ПЛАСТЫРЬ, я, м. Кусок плотного материала с нанесённым на него клейким лекарственным составом.

БОЛЬ, и, ж. ед. Ощущение страдания.   Физическая б.   Душевная б.

— Что означает первая буква после слова (Р.п.)

— Что означает вторая буква после слова (род)

 Физминутка:                                                                                                 (Музыка)

Существительные 1-го склонения – поднимаем правую руку

2-го склонения –поднимаем обе руки;

3-го склонения – попрыгаем;

Руль(м.р.), словарь(м.р.), печка, печь, тетрадка, тетрадь, король(м.р.), королева,  сладость, корень(м.р.),  дерево.

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

Работа в парах.

У вас на парте листочки, на которых записаны слова. Вам нужно составить предложение из этих слов.

(укрыл, ковром , Снег, пушистым, землю, белым)

Снег укрыл землю белым пушистым ковром.

— Запишите предложение и подчеркните все известные орфограммы.

— Укажите грамматическую основу предложения, части речи.

— Назовите имена существительные, определите склонение.

(Существительное снег И.П., мужского рода,

2-го склонения.)

6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Пальчиковая гимнастика

Разноуровневая самостоятельная работа.

— Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выберите карточку, с заданием которой вы справитесь.

Уровень 1.

Спиши существительные. Укажи склонение.

Слон, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.

Уровень 2.

Тест

1.      Что такое склонение имен существительных?

А) изменение существительных по родам и числам;

Б)  изменение существительных по падежам и родам;

В) изменение существительных по падежам и числам;

2. Сколько в русском языке существует продуктивных типов склонений?

А) Два;                Б) Три;                В) Четыре;

3.      К какому склонению относятся только существительные мужского и среднего рода?

А) Первое склонение;             Б) Второе склонение;        в)  Третье склонение

4. В каком из словосочетаний употреблено существительное первого склонения?

А)  Смелому  воину;          б) Яркая звезда;             В) Старинная печь.

  1. В каком из словосочетаний употреблено существительное второго склонения?

А) Веселая игра,               б) Молодая лань;         В) Парное молоко.

  1. В каком из словосочетаний употреблено существительное третьего склонения?

А) Зеленая краска;              Б) Неожиданная радость;         В)  Целое число;

 

Уровень 3.

Определи род, склонение и падеж существительных:

Без кисти (      р,      п,       скл.),                по капле (р,     п,    скл.),

с неба (  р,     п,       скл.),         о речке (      р, п,     скл.),

после дождя (р,    п, скл.),       к дубраве (    р,     п,    скл.),

над лесом ( р,   п,    скл.),     у горы (   р,      п,    скл.)

Проверка,  обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7)Рефлексия (подведение итогов занятия)

Какие знания вы куда положите ? (чемодан, мясорубка, мусорная корзина)

Ответы

Д\з.  Составить словарик для существительных  вызывающих затруднение. Написать

10 слов – 1 склонения м.р.

10 слов – 2 склонения с  основой на мягкий согласный, которые имеют нулевое окончание в начальной форме.

10 слов – 3 склонения с  основой на мягкий согласный, которые имеют нулевое окончание в начальной форме.