Разговор о жестокости и о любви. Рассказ Е.Карпова «Меня зовут Иваном»
(Урок по русской литературе в 11 классе. Совершенствование читательской грамотности)
Ляйсан САЛАХЕЕВА,
учитель русского языка и литературы Нижнеякинской средней школы Мамадышского района
Форма проведения: творческая мастерская погружения в текст.
Задачи:
– развитие аналитических умений работы с художественным текстом: извлечение информации из прочитанного, интерпретация текстовой информации;
– формирование навыков формулирования проблем исходного текста, выявления авторской позиции;
– воспитание духовно – нравственных качеств старшеклассников, развитие их эмоциональной сферы и коммуникативной культуры.
Методическая цель: использование приемов и средств обучения, способствующих формированию читательской грамотности обучающихся.
Средства реализации методической цели: проблемный анализ текста, лингвистический анализ текстовой информации, рефлексивно-аналитические задания (определение ключевых слов-образов, синквейн); приемы: «яркое пятно», полилог.
Ход урока
- I. Мотивационно-установочный этап
- Эмоциональный настрой. Чтение стихотворения Д.Самойлова «Память».
Учитель.
Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь,
Но в памяти моей такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит…
Шумит, не умолкая, память – дождь,
И память – снег летит и пасть не может.
– Какие ассоциации возникают у вас со словом война?
Учащиеся. Страдание, смерть, страх, боль, мужество, героизм, предательство, трусость, кровь, дружба, любовь, память, верность, мир, долг, отвага, человечность, бесчеловечность, жестокость.
- Анализ эпиграфа как отправной точки полилога:
После войны мы рождены,
Ее не знали мы, и все же
В какой-то мере все мы тоже
Вернувшиеся с той войны
(Николай Дмитриев)
– Имел ли право поэт так сказать о нас с вами? Почему?
- Определение целей и задач предстоящей работы.
Учитель. Военная тема актуальна и сегодня, спустя 78 лет после Победы. Она будет волновать нас завтра и всегда, так как связана с темой памяти, памяти сердца. Хотя о войне уже сказано и написано немало, но писатели, особенно те, кто сам прошёл трудными дорогами войны, вновь и вновь возвращаются к ней.
- Организационно-деятельностный этап
- Слово об авторе рассказа.
Учитель. Евгений Карпов оставил большой след в литературе Ставропольского края, но прежде чем вырасти в именитого писателя, он прошел многое в жизни. Испытал тягости и лишения в сталинских лагерях. Во время Великой Отечественной войны – на передовой. (Учащиеся знакомятся самостоятельно.)
– Память о страданиях и боли, о погибших молодых жизнях, несбывшихся надеждах, непрожитых биографиях стала источником его творчества.
- Прогнозирование.
Учитель. Название – это «входная дверь» текста. Как вы думаете, о чём может идти речь в рассказе с таким названием?
- Погружаемся в текст.
Учитель. Прочитаем текст, проведём диалог с автором и проверим наши предположения.
(Чтение рассказа Евгения Карпова «Меня зовут Иваном». В ходе чтения с остановками ответить на вопросы.)
– Что случилось с героем рассказа, участником Великой Отечественной войны?
– Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Учитель. Наблюдаем и размышляем. (Проверка эмоционального отклика на рассказ и восприятия содержания прочитанного.)
– О чем заставил задуматься прочитанный текст? Какие чувства вызвал?
– Как бы вы теперь назвали этот рассказ?
– В чем заключаются особенности композиции рассказа? Какова цель такого композиционного построения художественного текста?
– Как чувствовал себя Иван в госпитале? Иван Авдеев покидает госпиталь. Как встречает его новая реальность без поддержки и помощи?
– Какой путь избирает Семен и Ленька?
– Давала ли им судьба шанс по приезду в Москву избрать иной путь в жизни?
– Как складывалась судьба матери Семена?
Учитель. Жанр рассказа предполагает небольшой объём, поэтому каждое слово художественного текста несет смысловую нагрузку. Составьте, используя слова текста рассказа, сравнительную таблицу жизни в госпитале и новой реальности. Определите семантические поля.
Жизнь в госпитале:
|
Новая реальность:
|
Учитель. Итак, рассказ построен на контрасте, в основе рассказа лежит такой приём, как антитеза.
– Определите ключевые слова – образы прочитанного текста и установите между ними смысловую связь, чтобы представить целостную картину текста. (Работа в парах и у доски.)
– Война, мир, жизнь, страдание, смерть, материнская любовь, память.
Таким образом, мы составили кластер или опорную схему этого рассказа, на которую проецируется содержание. Я надеюсь, она поможет вам на следующем этапе работы, который называется «Дерево вопросов». На нем расположились «толстые» вопросы, которые потребуют умения рассуждать, делать выводы, интерпретировать (объяснять) текст.
Вопросы друг к другу
– Проблема духовного падения является одной из основных в рассказе. Докажите это текстом.
– Какие чувства вы испытываете к герою рассказа?
– Расскажите о роли матери в жизни человека.
– В чём, на ваш взгляд, актуальность рассказа Е.Карпова?
III. Рефлексивный этап
Учитель. Что своим рассказом хотел сказать автор своим читателям, нам с вами?
Учащиеся. Автор показал бесчеловечность и жестокость войны, её противоестественность для жизни человека. Война поломала человеческие судьбы.
Составление синквейнов (синтез текстовой информации и ее представление в краткой форме).