Равенства и неравенства с числами: чтение и составление

(Урок математики в 3 классе)

Эндже ГАЙФУЛЛИНА,

учитель начальных классов средней школы №6 г. Арска

 

Тип урока: открытие новых знаний.

Технология: технология развития критического мышления, игровая технология.

Цели:

– расширить знания учащихся о равенствах и неравенствах;

– познакомить с понятием верных и неверных равенств и неравенств.

Дидактическая задача: организовать совместную, самостоятельную деятельность учащихся по изучению нового материала.

Задачи урока:

предметные:

познакомить с признаками равенства и неравенства; расширить представления учащихся о равенствах и неравенствах;

познакомить с понятием верного и неверного равенства и неравенства;

формирование вычислительных навыков.

Метапредметные:

познавательные:

способствовать развитию внимания, памяти, мышления;

развитие умения извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

овладение приемами отбора и систематизации материала, умениями сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию;

регулятивные:

развитие зрительного восприятия;

продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки учащихся;

коммуникативные:

развитие взаимодействия детей в парах;

воспитывать взаимопомощь;

личностные: повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивной школьной доски.

Ход урока

  1. I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Учитель. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Поздоровайтесь с нашими гостями. А теперь садимся.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с народной пословицы «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».

– Как вы понимаете эти слова? (Мудрость – это знания, которые мы открываем каждый день.)

– Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Усидчивость, внимание, мышление, активность.)

– Пусть урок принесёт нам всем радость познания. Итак, за дело!

Математика – царица наук. В её царстве много княжеств, и сегодня мы посетим одно из них.

Устный счет

– Название княжества вы узнаете, когда найдете значения этих выражений и расставите в порядке возрастания. (Высказывание)

(15+5):4

18:6:3

(72-64)•0

600-200

56:7+1

40-7

С

Ы

В

А

К

В

38-30

3•3•9

30+40

199+1

900-1

300+400

И

З

А

Ы

Е

И

 

  1. II. Введение в тему урока

– Вас встречает княжна Высказывание.

– Давайте вспомним, что такое высказывание? (Утверждение.)

– Каким может быть высказывание? (Верным или неверным.)

III. Постановка проблемы. Работа в парах

– Посмотрите в конвертах, с какими высказываниями мы будем сегодня работать? (С математическими высказываниями.)

– В конверте лежат разрезанные карточки с числовыми равенствами и неравенствами. Что к ним относится – вам поможет определить задание княжны Высказывание.

– Я думаю, вы справитесь с этой проблемой, если подумаете сообща в паре. (Распечатать учителю карточки.)

7 • 9 = 63

95>75

20 + 8 = 27

6<10

12–9=3

8•4 > 48

18:3=9

7+5<10

200+6–45•2

 

– Найдите лишнюю карточку, покажите. (200+6–45•2), (Затем показываю я.)

– Почему она лишняя? (Выражение.)

– Является ли выражение законченным утверждением? (Нет, не является, т.к. оно не доведено до логического завершения.)

– Разложите оставшиеся карточки на группы. (Равенства и неравенства.)

7 • 9 = 63                          95>75

20 + 8 = 27                      6<10

12-9=3                             8•4 > 48

18:3=9                              7+5<10

  1. IV. Открытие нового знания

– Как можно назвать записи в 1-й группе? (Равенства.) Почему? (Высказывание со знаком=)

– Назовите верные равенства.

– Как по-другому назвать верные равенства? (Истинные.)

– А неверные? (Ложные.)

Назовите записи 2-й группы. (Неравенства.) Почему? (Высказывание со знаками сравненияю.) (Появляется с темой урока.)  

Вывод темы и задач урока

– Математика постоянно учит нас доказывать истинность или ложность наших высказываний в жизни…

– Какую тему мы начинаем изучать?

– Чему будем учиться на уроке? (Должны узнать, что такое равенство и неравенство и научиться определять их истинность и ложность.)

  1. V. Закрепление нового знания

Давайте откроем наши тетради, запишем число, классная работа, пропишем цифры 21, 45 и запишем тему нашего урока. После записи темы, мы записываем небольшую памятку в тетрадь.

                                                        «Числовые равенства и неравенства»

⇓                                                            ⇓

                                                      7*9 = 63                                              90 > 89                               

 

                                                    истинные и ложные

                                                        ⇓                                ⇓

                                              8*5=40                           8*6=50

                                             15>10                              52<32

Физкультминутка

Нам за партой не сидится,

Разминаем поясницу.

Корпус кружим влево, вправо –

Получается на славу!

Головой туда – сюда,

И ногами раз, два.

Хорошо мы отдохнули

И к учёбе вновь вернулись!

Проверка истинности равенств и неравенств

– Посмотрите внимательно наследующее задание, выпишите себе в тетрадь истинные равенства и неравенства. На слайде и в конверте с заданиями у детей.

(47–38)•5=40

(30+2)–20<10

6•4+2•7=38

9•2–4>20

750+250=1000

Запись высказываний в виде верных равенств

Последнее испытание княжны Высказывание – записать каждое высказывание в виде верного равенства.

13 больше 7 на 6 13–7=6

4 меньше 12 на 8 12–4=8

12 больше 4 в 3 раза 12:4=3

4 меньше 20 в 5 раз 20:4=5

– На следующем уроке вы попробуете уже вывести свойства верных равенств.

  1. VI. Итог урока. Рефлексия

– На уроке мы открыли…

– Мы учились… (Только ли на уроках математики нужно отличать верные высказывания от ложных?)

– На уроке мне было…….

«Дерево чувств»

Посмотрите, у Княжны растёт яблоня, но на ней нет плодов, у вас на парте лежат яблочки зеленого и красного цвета. Если вам было всё понятно, повесим с вами на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.