Растить гражданина

№ 94

Сария ВОРОБЬЕВА,

учитель истории и обществознания I квалификационной категории лицея №83 — Центра образования  г. Казани

Пожалуй, никто не будет отрицать то, что воспитание детей – самая важная область нашей жизни. А наши ученики – это будущие граждане республики, страны, будущие граждане мира, будущие творцы истории.

А.С.Макаренко отмечал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Велика ответственность их перед государством, перед народом за то, как растят они тех, кто завтра станет творить историю, кому мы вручим судьбу Родины.

Воспитать человека – гражданином ответственным за судьбу Родины – это наша цель и задача.

Многогранное и емкое понятие «гражданин». У Н.А.Некрасова гражданин – родины достойный сын. Сын, который любит родину, переживает ее беды и проблемы, как собственные. Он – патриот. В патриотизме любовь к родной земле гармонически сочетается с преданностью общественному и государственному строю, с гордостью за Родину, с готовностью охранять и приумножать ее могущество. Из чего же складывается образ Родины и готовность беззаветно служить ей?

Первые, немало светлых и разнообразных впечатлений, ребенок открывает с колыбельной матери, с языка на котором она поет, народных сказок, с окружающей его природы. Для неголеса, поля, реки, озера, горыне просто географические очертания, это мир детства. В детской фантазии в лесу, обязательно можно встретить Шурале, в озере Кабан  живет Су анасы, а если пристальней взглянуть в ее медные воды, то оно обязательно раскроет тайны запрятанных сокровищ.

Много удивительного и загадочного может рассказать озеро Кабан. Не случайно, с этим озером связаны многие народные легенды, стихи и сказки Г.Тукая.

Прикасаясь к искусству с понятием «Родина», соединяются имена ее поэтов и музыкантов, архитекторов и художников. Чем больше человек узнает, тем больше для чувства любви к Отечеству он получает. На уроках истории изучая историю страны, человек начинает ощущать себя наследником героического прошлого, убеждается, утверждается в величии ее прошлого. Поэтому  важно изучение истории Татарстана не в рамках вставок в общероссийскую историю, а как отдельный предмет.

«Овейте душу ребенка героизмом и поэзией, этим вы воспитаете в нем самоотверженное нежное сердце. Побольше рассказов о героях-людях и героях-народах, побольше поэзии и музыки», – не зря говорил П.П.Блонский.

Тысячелетняя история Татарстана дает представление о великом, героическом и в то же время сложном пути нашего народа от Волжских Болгар, первой крупной цивилизации в Восточной Европе, до сегодняшних не менее сложных, но в то же время славных страниц нашей истории. На вопрос для чего мы изучаем историю, ученики V класса отвечают: «Чтобы знать, откуда мы» или «Знать кто наши предки; знать прошлое, чтобы не совершать ошибок в настоящем».

Теперь уже не только для детей наших, но для нас война стала лишь далекой страницей истории. Предки нашего народа говорили: «Память – главный враг войны. Когда ее забывают, начинается новая война». Верно, ее нельзя забывать. А потому из уст в уста, из поколения в поколение надо передавать славу о подвигах, храбрости и бесстрашии тех, кто кровью своей утверждал мир, жизнь на земле.

В этом году учащиеся нашей школы приняли участие в Вахте памяти. У Вечного огня, что в парке Победы, застыли в неподвижном молчании юные часовые. Была непогода. Хмурые тучи ползли по небу, изредка капал дождь, стекая струйками по лицам. Но, они, не шевелясь, в полном молчании, гордо и торжественно несли свою почетную вахту. Караул сменялся каждые десять минут. Десять минут – немного. Но, можно ли измерить тот эмоциональный заряд, который получили ребята за эти короткие мгновения?

Патриотическое воспитание основывается на историческом опыте предшествующих поколений, с пробуждения в юном гражданине способности восхищаться красотой гражданского подвига. Однако, мало, лишь узнавать о прошлом. Добиться же действенных результатов в воспитательной работе можно лишь сочетая прошлое и настоящее.

Уроки мужества и встречи с ветеранами нашего микрорайона, их рассказы порождают в ребятах чувства глубокого изумления подвигом во имя Отчизны. А от познания отдельных людей постепенно приходит к детям познание души своего народа, его гражданской красоты.

Одно дело – слушать рассказы, читать книги о героях. Другое – самому прикоснуться к их жизни. В этом плане интересна исследовательская работа ученика IX Б класса Э.Муртазина «Их именами названы улицы Казани». Свою работу он начинает словами: «Мы часто ходим по улицам Казани. Они носят имена…». Важно, что тему выбрал сам ученик. Такое исследование, позволяет детям почувствовать кровное родство с народом-героем. И этот народ – не абстрактное понятие, а реальность. Их имена носят улицы нашего  города: генерала Г.Сафиуллина, П.Гаврилова, М.Сыртлановой, М.Джалиля…  Понимание своего гражданского долга, желание беречь и охранять землю, готовность в любой момент встать на ее защиту возникает не вдруг. Оно формируется постепенно и на примерах служения Родине предшествующего и нынешнего поколения.

Истинного гражданина-патриота надо воспитывать. «Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям, – писал А.С.Макаренко. – Пример в области общественной активности взрослых и прежде всего родителей, педагогов здесь очень важен. Мы воспитываем человека, для которого общественные интересы должны быть также близки, как свои личные. Возбудите в человеке искренний интерес ко всему полезному, высшему и нравственному – и вы можете быть спокойны, что он сохранит всегда человеческое достоинство. В этом и должна состоять цель воспитания и учения». Воспитание активной, деятельной любви к Отчизне, приобретение опыта патриотического поведения происходит в процессе постепенного приобщения человека к делам и заботам Родины, через понимание своей причастности ко всему, что происходит в школьной жизни, в республике, в стране, в мире. Ученики нашей школы участвуют в благотворительных мероприятиях: «Посади дерево», «Помоги братьям меньшим», «Помоги ветеранам», «Сделай город чище», «Добрая Казань», «Добро детям», «Помоги ближнему»; старшеклассники в волонтерском движении в период проведения Универсиады, и в подготовке нашего города к Чемпионата мира по футболу, который состоится в 2018 г.

Патриотическое мышление в соединении с активной жизненной позицией – вот идеал, к которому должно стремиться гражданское воспитание. Гражданское рождение человека проходит в глубоких раздумьях о времени и о себе, в поисках своего места в жизни. Не важно, кем будет человек, важно, каким он будет.