Рассказы о природе. И.Соколов-Микитов «Зима в лесу»

 

(Урок литературного чтения во 2 классе)

Ольга ТАЛАНОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории

средней школы №113 г. Казани 

Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова- Микитова «Зима в лесу».

Задачи:

– способствовать открытию авторского отношения к природе;

– совершенствовать умения анализировать текст изучаемого произведения;

– способствовать духовно-нравственному развитию читателя;

– способствовать формированию читательских умений;

– способствовать воспитанию любви к зимнему лесу и его обитателям, к родной природе.

Материально-техническое обеспечение: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, пьеса Л.Вивальди «Зима» (1 часть); репродукция картины И.Шишкина «Зима», классная доска.

Ход урока

  1. I. Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой

Учитель.

Тем, кто любит приключенья, я открою свой секрет:

Увлекательнее чтенья ничего на свете нет!

А чтобы урок пошёл каждому впрок –

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным.

  1. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Учитель. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит – быть внимательными думающими читателями? Исследователями? (Читать правильно, четко произносить звуки, следить за чтением других, понимать, о чем говорится в тексте)

III. Ознакомление с планом работы на уроке

Учитель. Сегодня мы побываем с вами на:

1) станции «игровой»;

2) познакомимся с новым рассказом;

3) заглянем в исследовательскую лабораторию;

4) раскроем тайны родного края;

5) проверим свои знания.

Речевая разминка

Учитель. А что бы речь ваша была четкой, понятной и внятной, выполним речевую разминку. (Проговаривание скороговорок и чистоговорок.)

Ра-ра-ра: на урок идти пора.

Се-се-се: знаем сказку о лисе.

Го-го-го: про медведя косолапого

  1. IV. Подготовка к восприятию нового произведению. Сообщение темы и цели урока

а) Игра «Фотограф».

– За 6 секунд «зрительно сфотографируйте» и запомните слова на доске.

– Сколько слов «сфотографировали»? Назовите. (Заяц, белочка, хорёк, лисица, медведь.)

– Как их назовём одним словом? (Дикие животные.) Почему?

б) Игра «Продолжи ряд слов».

– Продолжите ряд слов: «Метель, снежинка…» (называть другие «зимние» слова).

– К какому времени года отнесём эти слова?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке и о чем будет новое произведение? (О зиме и диких животных.) Перечислите зимние месяцы. Какой месяц за окном? Какой будет следующий месяц?

  1. V. Работа по релаксации

Подготовка к эмоциональному восприятию рассказа.

– Неповторимая красота зимнего леса во все времена побуждала к творчеству

писателей, поэтов и композиторов.

– С одним из произведений на эту тему мы сегодня познакомимся на уроке. А сейчас прослушайте1 часть пьесы «Зима» итальянского композитора Л.Вивальди, постарайтесь услышать «звуки зимы». (Прослушивание аудиозаписи.)

– Какие «звуки зимы» вы услышали? (радость, тревогу, чириканье озябших птиц, езду лошадей, вой ветра, шум зимнего леса и т.д.)

А вот творчество художников на эту тему. Вот такую замечательную картину «Зима» создал великий русский художник И.Шишкин.

– Что изображено на картине? Может ли эта картина отображать зимние звуки музыки в пьессе Вивальди?

Сообщение темы урока

Знакомство с новым рассказом.

Учитель. А теперь познакомимся с литературным произведением. Прочитайте фамилию, имя автора и название произведения. (На доске.)

Учащиеся. Иван Сергеевич Соколов- Микитов «Зима в лесу».

Учитель. Рассмотрите портрет писателя. Посмотрите, какой спокойный внимательный взгляд, располагающий к общению.

Краткая биография писателя

Иван Сергеевич родился и вырос в простой, трудовой деревенской семье около г.Калуга. Он очень любил природу и мечтал о путешествиях. В 17 лет он впервые ушел в море учеником матроса, так начались путешествуя по всему свету.  Но всегда возвращался на Родину. За свою долгую жизнь (прожил он 83 года) Иван Сергеевич стал не только моряком, но еще и санитаром, летчиком, учителем. И все это время писал интереснейшие рассказы. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался – наговаривал свои произведения на диктофон. Читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством любви и восхищения миром живой природы!

Учитель. Что необычного в жизни этого писателя? (Он очень любил путешествовать, особенно быть на природе, бродить по лесу и наблюдать за жизнью зверей и птиц. И конечно любил свою Родину.)

– И мы сегодня на уроке попытаемся понять отношение  писателя к природе, анализируя его произведение «Зима в лесу».

  1. VI. Первичное восприятие

Работа по учебнику с текстом произведения.

Учитель. Откройте учебник на стр. 133. Найдите это произведение.

– Прочитаем это произведение по частям, а затем ответим на вопросы.

VII. Рефлексия. Проверка первичного восприятия рассказа

Учитель. К какому жанру отнесём это произведение? Почему? Почему автор так озаглавил свой рассказ?

Словарная работа

– Какое непонятное слово встретилось вам в тексте рассказа? (Пороша.)

– Найдите и прочитайте предложение с этим словом ?

– Объясните его значение?

– Найдите объяснение его значения в рубрике «Словарь», учебник стр. 134. Прочитайте. (Слайд с рисунком.)

VIII. Исследовательская лаборатория (Работа в парах.)

Выполнение заданий в учебнике к данному тексту.

Учитель. Прочитайте задания к тексту в учебнике на стр. 134. Как будем работать над заданиями? Искать нужные предложения. И помогать нам будет простой карандаш и соблюдение правил работы в группе. (Прочитать на доске.)

– Задания будут различной сложности. Простые, сложнее и повышенной сложности. Выбрать уровень предстоит вам самим.

  1. Средний уровень. Выполнить задание по образцу на листочке. (Проверка на слайде.)
  2. Выше среднего. 1.Подготовьте в парах ответ на1-й вопрос: «Как описан зимний лес?». Прочитайте. Чья пара желает ответить на 1-й вопрос?

Выше среднего. 2. Подготовьте в парах ответ на 2-й вопрос: «Как рассказчик относится к жителям леса?». (Автор наблюдает за зверями, интересуется их жизнью, сочувствует, охотится на них, знает их повадки -любит животных.)

  1. Повышенной сложности. Составить модель обложки.

– Кто согласен с таким вариантом?

– У кого получилась такая модель? (Проверка на слайде.)

Физминутка («У оленя дом большой»)

«Сказочен зимний лес –

Всё вокруг красиво.

Зайчик шубку сменил, скачет торопливо.

Вот крадётся лиса,

Спит медведь в берлоге.

От мороза у нас сами пляшут ноги».

Выполнение задания 3

Учитель. Прочитайте 3-е задание в учебнике. Выполнять его будем в парах по рядам.

1-й ряд – подбирает заголовок к 1-й части.

2-й ряд – к 2-й части.

3-й ряд – к 3части.

– При проверке самый удачный заголовок каждого ряда запишем в листочки.

– Что мы получим, озаглавив каждую часть? (План) Для чего?

– По этому плану подготовите пересказ дома.

  1. IX. Подведение итога урока:

– С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

– С какой целью автор написал это произведение?

– Что нового узнали из прочитанного рассказа?

  1. X. Стимулирование читательской деятельности учащихся

– Перед вами книжная выставка. Эти рассказы вы можете взять и прочитать в библиотеке.

– Ребята, я хочу познакомить вас с еще одним произведением Соколова-Микитова. А если оно вас заинтересует, вы сможете дома дочитать его. (Учитель читает рассказ «Ежи». На самом интересном моменте останавливается и предлагает ученикам взять книжечки в библиотеке и дочитать самостоятельно.)

  1. XI. Рефлексия

Учитель. У вас на столах двусторонние снежинки: одна сторона – синяя, другая – голубая. Покажите синюю сторону снежинки, если вам на уроке было интересно и вы не испытывали затруднений. Голубую, если что-то не поняли и испытывали трудности, работая на уроке.

XII. Домашнее задание

Учитель. Выполните домашнее задание на выбор по желанию и интересам:

1) Подготовить пересказ по плану, составленному на уроке.

2) Подготовить выразительное чтение.