Распространенные и нераспространенные предложения

 

(Урок русского языка в 3 классе)

Эльвира ШАЙДУЛЛИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории многопрофильного лицея №187 г. Казани

Тип урока: урок открытия нового знания.

Технология построения урока: проблемно-диалогическая.

Цели:

– создание условий для овладения обучающимися знаниями о распространенных предложениях и нераспространенных предложениях;

– развитие умения выделять и формулировать то, что усвоено и то что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

– создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта на уроке.

Основные термины и понятия: словосочетание, предложение, главные члены, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, распространенные, нераспространенные предложения.

Планируемые результаты:

предметные умения:

– иметь представление о понятиях «распространенные предложения», «нераспространенные предложения»;

– уметь отличить распространенные предложения от нераспространенных;

– уметь разбирать по членам предложения;

личностные результаты:

– устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

– определять общие для всех правила поведения;

– определять правила работы в парах;

– оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные результаты:

регулятивные:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке;

– проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– отличать верно выполненное задание от неверного;

– осуществлять самоконтроль;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

познавательные:

– ориентироваться в учебнике, тетради;

– ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

– проводить анализ учебного материала;

– проводить классификацию, указывая на основание классификации;

– проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

коммуникативные:

– слушать и понимать речь других;

– уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

– владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

(Учащиеся приветствуют учителя (четверостишие).

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я приветствую вас на уроке русского языка. Перед началом урока пожелайте друг другу добра, улыбнитесь. (Учащиеся проверяют свою готовность к уроку.)

  1. II. Актуализация знаний учащихся

Учитель. Записали число, классная работа.

– Урок начинаем со словарного диктанта.

Машина, медведь, молоко, морковь, молоток, мороз.

– Внимание на экран, проверяем слова.

– Отгадай загадку:

Красная девица росла в темнице, люди брали, косы срывали. (Морковь)

– Составим с этим словом предложение. (Дети зачитывают свои предложения, называют в нём грамматическую основу.)

– Посмотрите на моё предложение.

В огороде выросла крупная морковь.

– Подчеркни  грамматическую основу. А какие ещё есть члены в этом предложении?

III. Мотивация к формулированию темы и цели урока

Учитель. Вы хотите узнать как они называются? (На доске открывается тема урока: «Распространенные и нераспространенные предложения».)

– Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Сформулируйте цель нашего урока.

Игра «Веришь-не веришь»

Учитель. Если согласны – поднимаем зеленый карандаш, если не согласны – поднимаем красный карандаш.

*Предложение – это одно или несколько связанных по смыслу слов. (Да)

*Предложения по интонации бывают восклицательные и вопросительные. (Нет)

*Предложение состоит из слов связанных по смыслу? (Да)

*Предложения по цели высказывания бывают повествовательными, вопросительными и побудительными. (Да)

*Второстепенные члены предложения  составляют грамматическую основу. (Нет)

На доске:

  1. Наступила осень.
  2. Ты любишь осенние деньки?
  3. Осенью желтеют листья.
  4. Я люблю жаркое лето!

Учитель. Разделите эти предложения на две группы по цели высказывания (повествовательные, вопросительные).

– Разделите эти предложения на группы по интонации (восклиательные  и невосклиательные).

– Теперь найдём в каждом предложении грамматическую основу.

– Сравни эти предложения. Какой сделаешь вывод? (Дети отвечают.)

– Молодцы! Давайте повторим.

– Как может называться предложение, в котором только грамматическая основа?

– Как можно назвать предложение с второстепенными членами?

– Давайте сравним наши предположения с правилом.

  1. V. Анализ языкового материала (Открытие нового знания.)

Работа с правилом. Запомни!

Учитель. Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

– Какие члены предложения называются второстепенными?

– Почему сказуемое и подлежащее не являются второстепенными членами предложения?

– Ребята, сейчас мы вместе будем распространять предложения.

– Одно мы разберём вместе, а потом вы поработаете в группах.

– Запишите. Растёт щавель.

– Ребята, а где растёт щавель?

Учащиеся. В огороде, в лесу.

Учитель. А какой бывает щавель?

Учащиеся. Зелёный, кислый, сочный.

Учитель. Теперь запишем распространённое предложение.

В огороде растёт сочный щавель.

Учитель. Найдём грамматическую основу.

– В чём сходство этих предложений? (И там, и там есть основа.)

– В чём отличие? (В первом только основа, во втором и главные, и второстепенные члены предложения.)

– Значит оно какое? (Дети отвечают.)

  1. VI. Работа в группах

Учитель. Сейчас вы будете работать в группах и распространять предложение. (Раздает на группу по одному предложению.)

Летит чайка.                          Ветер дует.

Хмурится туча.                      Опадают листья.

Щука плывёт.                         Светит солнце.

(Дети зачитывают получившиеся предложения.)

Учитель. Ещё раз  сделаем вывод.

Второстепенные члены предложения дают более точное объяснение, делают предложение более понятным.

Обрати внимание! (Слайд)

В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

VII. Творческая работа

Пришла осень. Моросит дождь. Желтеют листья. Птицы улетают. Растут грибы.

Учитель. Из каких предложений он состоит? (Текст состоит из нераспространенных предложений.)

– Вам нравится этот текст?

– Давайте попробуем сделать этот текст более понятным и содержательным.

Я предлагаю выполнить эту работу с текстом. (В парах.)

– Прочитайте ваш текст.

– Сравните его с первоначальным текстом.

– А каким стал текст? (Полным, интересным, содержательным.)

– Ребята, а кто ходил в лес за грибами?

– Какие грибы вы знаете?

– А вы знаете, что не все грибы могут быть съедобными?

– Если вы не уверены, лучше их не собирать. (Показывает на слайде съедобные и несъедобные. Показать бледную поганку обязательно – самый ядовитый гриб! Показать мухоморы и сказать, что они являются лекарством для лосей! Рассказывает, что их нельзя, трогать, топтать и т.д. Показать ложные опята.)

– А теперь подведём итоги нашего сегодняшнего  урока.

VIII. Рефлексия

– Я узнал…

– Мне было интересно узнать о…

– Мне было трудно…

– Меня удивило…

– Мне хотелось бы узнать о…

  1. IX. Домашнее задание

Учитель. У каждого на столе листочек с предложениями. Ваша задача сделать их распространёнными и выделить в них основу.

  1. Лето уходит.
  2. Наступила осень.
  3. Я гуляю.
  4. Выросли грибы.

*Найти интересные факты о съедобных грибах.