Раскрытие скобок

№ 130

(Урок математики в VI классе)

Лилия КАРИМУЛЛИНА,

учитель математики I квалификационной категории средней школы №171 г. Казани

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: обеспечить усвоение правил раскрытия скобок, перед которыми стоит знак плюс или минус; формирование умений раскрывать скобки и упрощать выражения,  совершенствовать вычислительные навыки и навыки решения задач.

Задачи урока: 

воспитательные: развивать умение придерживаться плана деятельности;

развивающие: вызвать заинтересованность в изучении математики, умение строить логические связи;

обучающие: обобщить и углубить знания учащихся о способах раскрытия скобок, формировать умение применять и называть законы действий с целыми числами.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: определяют цель учебной деятельности, оценивают правильность выполнения действия;

познавательные УУД: выстраивают логические цепочки, проводят сравнение, сериацию;

коммуникативные УУД: слушают партнера, аргументируют свою точку зрения, строят высказывания, контролируют действия партнера;

личностные результаты: навыков анализа, сопоставления, сравнения; навыков составления алгоритма выполнения задания;

предметные результаты: знают законы действий с целыми числами, умеют раскрывать скобки, выполняют вычисления.

Оборудование: интерактивная доска, интерактивный конспект, текст самостоятельной работы, напечатанный на карточках, учебник.

Технологическая карта урока

 

Этапs урока

Формирование умений

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап мотивации к учебной деятельности

Предметные: уметь выполнять вычисления

Метапредметные:

Коммунитативные: участвовать в объяснении способов деействий

Регулятивные:принимать познавательную цель, сохранять её при выполнении учебных действий

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку,  организация внимания детей.

– Ребята я хочу рассказать вам притчу.

Когда будущий математик Джордж Данциг был еще студентом, с ним произошла следующая история. Джордж относился к учебе очень серьезно и часто засиживался до поздней ночи. Однажды он из-за этого немного проспал и пришел на лекцию профессора Неймана с 20-минутным опозданием. Студент быстро переписал две задачи с доски, полагая, что это домашнее задание. Задание было трудным, на их решение у Джорджа ушло несколько дней, он принес решение профессору. Тот ничего не сказал, но через несколько недель ворвался в дом Джорджа в шесть утра. Оказалось, что студент нашел правильное решение двух ранее неразрешимых задач математики, о чем даже и не подозревал, так как опоздал на занятие и не слышал преамбулы к задачам на доске. За несколько дней ему удалось решить не одну, а две задачи над которыми математики мучились тысячу лет, и даже Эйнштейн не смог найти им решение. Джордж не был ограничен славой этих задач как неразрешимых, он просто не знал, что это невозможно. Вывод: если четко идти к цели, то можно решить самые нерешаемые задачи.

– Ребята, я желаю вам стать такими людьми, которые четко видят цель и всегда ее достигают.

– Давайте, проверим домашнее задание №517.

– У вас на столах лежит лист самооценки. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию выполнения каждого задания, вы должны оценить свою работу:

2 балла – справился с заданием без затруднений.

1 балл – справился с заданием, но возникли сложности.

0 балл – не  справился с заданием.

 

 Слушают учителя, настраиваются на урок

 

Dыполняют вычисления устно, проговаривают действия в случае затруднений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики показывают и говорят свои ответы

– Ребята, подписывают листы и знакомятся с инструкцией

 

II. Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Предметные:знать правила

Метапредметные:

Познавательные: анализировать условия и требования задачи,структурировать знания

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: вносить коррективы и дополнения в составленные планы.

– Какие вопросы возникли?

Разминка восстанови цепочку примеров. (слайд)

Проверка знания правил. Игра «Кубик» (слайд)

– На доске кубик. На каждой грани написано формулы правил. Ваша задача выйти к доске, «бросить» кубик, составить вопрос  и ответить на него.

1) переместительный закон

2) сочетательный закон

3) распределительный закон

 

Решают примеры

 

 

– Выходят к доске по одному, «крутят» кубик, составляют вопрос, дают ответ

1) переместительный закон

2) сочетательный закон

3) распределительный закон

 

III. Этап выявления места и причины затруднения, построения проекта выхода из затруднения

Коммуникативные: уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Регулятивные: уметь формулировать учебные задачи, определять знакомое в тексте, выделять новую информацию

Подготовка к восприятию нового материала

— Ребята, подумайте,  применяя распределительный закон, можно ли решить эти примеры.

Упростите выражение:

а) 3(х+6)=3*х+3*6=3х+18;

б)-3(х+6)=(-3)*х+(-3)*6=-3х+(-18)=-3х-18;

в) -5*(х-5)=-5х+25;

г) -5*(-х-5)=5х+25.

д) –1*(х+4-а+5)=-х-4+а-5;

е) –(х+4-а+5)=-х-4+а-5.

– Какой вывод можно сделать?

– Как выдумаете, какова тема нашего урока?

– Какие цели поставим перед собой?

Высказывают своё мнение

Отвечают на вопросы

Слушают друг друга

С помощью  учителя ставят цель урока, делают выводы.

а) 3(х+6)=3*х+3*6=3х+18;

б)-3(х+6)=(-3)*х+(-3)*6=-3х+(-18)=-3х-18;

в) -5*(х-5)=-5х+25;

г) -5*(-х-5)=5х+25.

«Раскрытие скобок».

IV. Этап реализации построенного проект

Метапредметные:

Познавательные: уметь добывать новые знания

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: уметь сопоставлять новое и знакомое, составлять конспект

Изучение нового материала (решение примеров)

Работа по учебнику

№519(в,г), 525(а,в,д)

– Подумайте, как раскрыть скобки в таких выражениях: №527

1. Сформулируйте правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «+».

2. Сформулируйте правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-».

 

Делают записи в тетрадях, ориентируясь на пункт учебника, выполняют задание

Работают с текстом учебника

Формулируют правила, пользуясь учебником

V. Этап первичного  закрепления с проговариванием во внешней речи

Метапредметные:

Познавательные: выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов

Коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение.

Регулятивные: предвосхищать результат и уровень усвоения

– Выполним упражнения составление слово  Лейбниц (слайд) «Исторический момент»

Тренировочные упражнения с проговариванием во внешней речи

 

Работа у доски и в тетрадях

Минуты отдыха

Познавательные: восприятие исторического аспекта

Физминутка

Выполняют упражнения

VI. Этап закрепления и развития интереса к предмету (повторение

Метапредметные:

Регулятивные:оценивать достигнутый результат.

Личностные: формирование умений контролировать процесс и результат деятельности

Закрепление изученного. Практикум

№№ 528 (а, в, д),530 (в, г)

 

 

Выполняют задания

Учащиеся выходят к доске и решают уравнения, класс проверяет, отвечающий оценивает себя

По двое учащихся выходят к доске, выполняя по одному номеру целиком. Ученики, справившиеся с заданиями быстрее всех, проверяют и консультируют остальных

VII. Этап контроля и самоконтроля деятельности (закрепление) Самостоятельная работа

Регулятивные:оценивать достигнутый результат.

Личностные: формирование умений контролировать процесс и результат деятельности

Ученикам раздается листок с заданиями в 2 вариантах

1-й вариант

Раскройте скобки:

а)4 (3 — у);

б)-2(-8+m);  в) 4(-6-t).

Раскройте скобки и упростите выражение:

а)  7(с-2)-10; б) 10-8(-3-х); в)-2(х-4)+16(t+2);

г)7(5-а)-8(b+3).

2-й вариант

Раскройте скобки:

а) 3(4-х); б) 8(-6-m);  в) -3(-7-t).

Раскройте скобки и упростите выражение:

а) -8(t-2)+4;

 б) -15-2(-4-х);

в) -2(х+4)+10(t-2);

г) 4(6-а) -7(b+9).

 

Выполняют самостоятельную работу, проверяют, исправляют ошибки, оценивают себя

 

1 вариант   ________________________

10f+5   12-4у    
  -24-4t   16-2m  
-8b+9 11-7a-8b      
  -2x+40+16t   7c-24  
5-3t+1   34+8x   4c-45-5b

 

 

2 вариант  ___________________________

-4t+45   12-3х    
  20-8t   -48-8m  
-7a+6t -39-4a-7b      
  -2x-28+10t   21+3t  
7b-5-t   -7+2x   9c-9-5b

 

 

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Метапредметные:

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё мнение.

Личностные: уметь осуществлять самоанализ проделанной работы, делать самооценку.

Домашнее задание

№ 523, 525 (б, г, е), 528 (б, г, е), 530 (а, б)

Разноуровневое  домашнее задание

Подведение итогов

– Что нового узнали на уроке?

– Чему научились?

(Задания на раскрытие скобок, если перед скобкой стоит «+» или «-».)

– Оцените свою работу на уроке

– Составьте синквейн

Выставление оценок 

– Спасибо за урок!

 

Отвечают на вопросы учителя

Проводят самоанализ проделанной работы

Разбирают план действия с домашним заданием