Работа с текстом

№ 204

(Занятие кружка «Эрудиты» по развитию речи с использованием социоигровых технологий для учащихся 3 класса)

Наталья ИЛЬЯНОВА, Лариса ТИНДИНА,

учителя начальных классов I квалификационной категории ЧОУ «Татнефть- школа» г. Альметьевска

Задачи:

образовательные:

– повторить понятия «текст», «части текста«, «тема», «главная мысль»;

– совершенствовать навыки работы с текстом;

– познакомить с новым приемом работы с текстом;

– активизировать словарный запас;

развивающие:

– развивать устную речь, коммуникативные навыки общения при работе в группе;

– развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение;

развивать орфографическую зоркость учащихся, речь;

воспитательные:

– воспитание любознательности в процессе учения;

– воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру поведения;

– воспитывать умение работать в группе;

– воспитывать самостоятельность.

Технологическая карта занятия

Этапы   Действия учителя Действия учащихся УУД
I. Мотивация

(самоопределение) учебной деятельности

– Доброе утро, исследователи русского языка. Продолжаем составлять азбуку хороших слов.

– Каким вы хотите видеть наше занятие? Назовите слова на букву Н.

–  Постараемся, чтобы наше занятие стало именно таким.

– Работать  мы будем в группах. Разделимся на группы по жребию.

 

 

Дети называют слова: новым, настоящим, незабываемым, необычным, неповторимым, надежным, нужным

(Ученики по очереди достают листочки разного цвета и делятся на группы нужного состава.)

Регулятивные:

формирование способности  к организации своей  деятельности.

Познавательные:

выбирать основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.

II. Постановка темы и цели

 

– Разгадайте ребус. (Редактор)

– Кто такой редактор?

– Слово «редактор» – многозначное: специалист, который исправляет неточности в текстах, готовит информацию к выходу в печать или эфир; руководитель газет и журналов, канала телевидения или радио; компьютерная программа, которая отвечает за набор и оформление текста.

– Сегодня  мы с вами будем совершенствовать свои навыки работы с текстом, познакомимся с новым приемом работы, который называется редактирование.

– Что можно редактировать в тексте?

 

Дети работают в группах. (Обсуждение вариантов.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок предложений, порядок частей текста, порядок слов в предложении.

 

Коммуникативные: сотрудничество  со  сверстниками.

Познавательные:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

 

III. Актуализация знаний о тексте

 

– Для того чтобы начать нашу работу по редактированию текстов, необходимо повторить все, что мы знаем о тексте.

– Что такое «текст»?

 

 

 

– Что такое «тема текста»?

 

 

 

 

– Что такое «основная мысль текста»?

 

– Назовите способы выражения основной мысли.

– Как подобрать заголовок к тексту?

(Ответы детей.)

 

 

– Текст – это высказывание, которое состоит из нескольких предложений, объединённых одной темой.

– Тема текста – это то, о чём в нём говорится.

– Основная мысль текста – это то, что хотел сказать нам автор.

– Основную мысль текста автор сам выражает или через своего героя.

– В заголовке заключена основная мысль или тема текста.

Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные умение слушать и понимать других

IV. Расширение знаний по теме

 

 

 

 

 

 

– Теперь мы можем поработать редакторами.

1. Работа с деформированным текстом.

– Вам нужно восстановить порядок предложений в  тексте так, чтобы получился   увлекательный рассказ.

– Сверить свою запись с эталоном.

«Ночью грянул мороз. Днем была оттепель, и снег на земле стал рыхлым. Птицам не достать из – под нее пищу. На снегу образовалась крепкая ледяная корка».

– Назовите основную мысль текста

–  Придумайте заглавие  текста.

– Запишите текст в тетрадь.

Первые номера от каждой группы подходят за заданием к учителю. Слушают объяснения задания, возвращаются в свои группы и объясняют задание остальным ребятам.

Дети работают в группах.

Один представитель от каждой группы сверяется с образцом. Сообщает ребятам о результатах сверки.

Дети обсуждают в группах.

Придумывают заголовок тексту.

Познавательные: выдвижение  гипотезы, поиск решения  проблемы, делать  выводы.

Коммуникативные: инициативное  сотрудничество  в  поиске и выборе информации.

Личностные: умение определять и высказывать правила.

 

 

  2. Редактирование текста.

– Нужно исправить текст по замечаниям редактора.

Большую (1) роль играет язык в жизни живых существ (2). В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Парижа доведет» (3), «Без языка, как ____   _____  (4)». И это ___(5)  случайно, так как язык является средством _____ (6).

Замечания редактора

1 – заменить близким по значению словом

2 – уточнить, для кого именно

3 – фактическая ошибка

4 – дописать пословицу

5 – пропущена отрицательная частица

6 – вставить пропущенное слово

 

Взаимопроверка по группам. (1-3 группы, 2-4 группы)

Третьи номера от каждой группы подходят за заданием к учителю. Слушают объяснение задания, возвращаются в свои группы и объясняют задание остальным ребятам.

 

 

Дети работают в группа

 

 

После выполнения задания всеми группами, проводится проверка.

1-я группа проверяет 3-ю группу; 2-я группа – 4-ю группу. Результаты проверки озвучиваются.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, сотрудничество  со  сверстниками.

Познавательные:

моделирование логической цепи рассуждений, доказательство.

 

V. Включение в 

систему знаний и повторение

Составление памятки «Текст».

Текст

1. Текст состоит из ______________.

2. Предложения в тексте связаны ___________.

3. У текста есть __________. По заглавию можно определить, о чём будет ________________.

4. У текста есть части: ________, ________, ________.

Проверка

– Зачитайте получившиеся памятки. Эти памятки мы подарим ребятам 2 класса. Они пригодятся им на уроках развития речи.

Вторые  номера от каждой группы подходят за заданием к учителю. Слушают объяснение задания, возвращаются в свои группы и объясняют задание остальным ребятам.

Дети обсуждают и составляют памятку в группе.

 

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание  качества усвоения  материала.
VI. Рефлексия учебной деятельности – Для чего нам нужно уметь редактировать текст?

 

 

 

 

– Поднимите руки те, кому было интересно редактировать тексты?

– Чтобы уметь находить и исправлять ошибки в построении текста, правильно составлять текст, грамотно записывать.

Дети оценивают свою работу на занятии.

Личностные:

самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности