Работа с текстом
№ 204
(Занятие кружка «Эрудиты» по развитию речи с использованием социоигровых технологий для учащихся 3 класса)
Наталья ИЛЬЯНОВА, Лариса ТИНДИНА,
учителя начальных классов I квалификационной категории ЧОУ «Татнефть- школа» г. Альметьевска
Задачи:
образовательные:
– повторить понятия «текст», «части текста«, «тема», «главная мысль»;
– совершенствовать навыки работы с текстом;
– познакомить с новым приемом работы с текстом;
– активизировать словарный запас;
развивающие:
– развивать устную речь, коммуникативные навыки общения при работе в группе;
– развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, воображение;
– развивать орфографическую зоркость учащихся, речь;
воспитательные:
– воспитание любознательности в процессе учения;
– воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к окружающему миру, культуру поведения;
– воспитывать умение работать в группе;
– воспитывать самостоятельность.
Технологическая карта занятия
Этапы | Действия учителя | Действия учащихся | УУД |
I. Мотивация
(самоопределение) учебной деятельности |
– Доброе утро, исследователи русского языка. Продолжаем составлять азбуку хороших слов.
– Каким вы хотите видеть наше занятие? Назовите слова на букву Н. – Постараемся, чтобы наше занятие стало именно таким. – Работать мы будем в группах. Разделимся на группы по жребию.
|
Дети называют слова: новым, настоящим, незабываемым, необычным, неповторимым, надежным, нужным…
(Ученики по очереди достают листочки разного цвета и делятся на группы нужного состава.) |
Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности. Познавательные: выбирать основание для сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений. |
II. Постановка темы и цели
|
– Разгадайте ребус. (Редактор)
– Кто такой редактор? – Слово «редактор» – многозначное: специалист, который исправляет неточности в текстах, готовит информацию к выходу в печать или эфир; руководитель газет и журналов, канала телевидения или радио; компьютерная программа, которая отвечает за набор и оформление текста. – Сегодня мы с вами будем совершенствовать свои навыки работы с текстом, познакомимся с новым приемом работы, который называется редактирование. – Что можно редактировать в тексте?
|
Дети работают в группах. (Обсуждение вариантов.)
Порядок предложений, порядок частей текста, порядок слов в предложении.
|
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками.
Познавательные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
|
III. Актуализация знаний о тексте
|
– Для того чтобы начать нашу работу по редактированию текстов, необходимо повторить все, что мы знаем о тексте.
– Что такое «текст»?
– Что такое «тема текста»?
– Что такое «основная мысль текста»?
– Назовите способы выражения основной мысли. – Как подобрать заголовок к тексту? |
(Ответы детей.)
– Текст – это высказывание, которое состоит из нескольких предложений, объединённых одной темой. – Тема текста – это то, о чём в нём говорится. – Основная мысль текста – это то, что хотел сказать нам автор. – Основную мысль текста автор сам выражает или через своего героя. – В заголовке заключена основная мысль или тема текста. |
Коммуникативные умение оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные умение на основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные умение слушать и понимать других |
IV. Расширение знаний по теме
|
– Теперь мы можем поработать редакторами.
1. Работа с деформированным текстом. – Вам нужно восстановить порядок предложений в тексте так, чтобы получился увлекательный рассказ. – Сверить свою запись с эталоном. «Ночью грянул мороз. Днем была оттепель, и снег на земле стал рыхлым. Птицам не достать из – под нее пищу. На снегу образовалась крепкая ледяная корка». – Назовите основную мысль текста – Придумайте заглавие текста. – Запишите текст в тетрадь. |
Первые номера от каждой группы подходят за заданием к учителю. Слушают объяснения задания, возвращаются в свои группы и объясняют задание остальным ребятам.
Дети работают в группах. Один представитель от каждой группы сверяется с образцом. Сообщает ребятам о результатах сверки. Дети обсуждают в группах. Придумывают заголовок тексту. |
Познавательные: выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, делать выводы.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Личностные: умение определять и высказывать правила.
|
2. Редактирование текста.
– Нужно исправить текст по замечаниям редактора. Большую (1) роль играет язык в жизни живых существ (2). В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Парижа доведет» (3), «Без языка, как ____ _____ (4)». И это ___(5) случайно, так как язык является средством _____ (6). Замечания редактора 1 – заменить близким по значению словом 2 – уточнить, для кого именно 3 – фактическая ошибка 4 – дописать пословицу 5 – пропущена отрицательная частица 6 – вставить пропущенное слово
Взаимопроверка по группам. (1-3 группы, 2-4 группы) |
Третьи номера от каждой группы подходят за заданием к учителю. Слушают объяснение задания, возвращаются в свои группы и объясняют задание остальным ребятам.
Дети работают в группа
После выполнения задания всеми группами, проводится проверка. 1-я группа проверяет 3-ю группу; 2-я группа – 4-ю группу. Результаты проверки озвучиваются. |
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, сотрудничество со сверстниками. Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство.
|
|
V. Включение в
систему знаний и повторение |
Составление памятки «Текст».
Текст 1. Текст состоит из ______________. 2. Предложения в тексте связаны ___________. 3. У текста есть __________. По заглавию можно определить, о чём будет ________________. 4. У текста есть части: ________, ________, ________. Проверка – Зачитайте получившиеся памятки. Эти памятки мы подарим ребятам 2 класса. Они пригодятся им на уроках развития речи. |
Вторые номера от каждой группы подходят за заданием к учителю. Слушают объяснение задания, возвращаются в свои группы и объясняют задание остальным ребятам.
Дети обсуждают и составляют памятку в группе.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание качества усвоения материала. |
VI. Рефлексия учебной деятельности | – Для чего нам нужно уметь редактировать текст?
– Поднимите руки те, кому было интересно редактировать тексты? |
– Чтобы уметь находить и исправлять ошибки в построении текста, правильно составлять текст, грамотно записывать.
Дети оценивают свою работу на занятии. |
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности |