Работа с родителями по профилактике ДДТТ

Надежда КУЗЬМИНА,

воспитатель детского сада №233 г. Казани

Детский травматизм при несоблюдении правил безопасного поведения на дорогах остаётся одной из самых болезненных проблем в наше время. Ежегодно на дорогах Татарстана совершается множество дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Их причиной чаще всего является незнание детьми элементарных основ правил безопасного поведения на дорогах. Избежать этих происшествий можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Приобщение ребёнка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным. Обучение должно проходить на личном примере. Наши дети очень хотят быть взрослыми и начинают подрожать нам уже в раннем детстве. Свои сведения об эталонах поведения взрослого человека дети черпают из наблюдений за реальным поведением представителей взрослого мира, и прежде всего за поведением самых близких им людей, родителями. Одна из форм профилактики ДДТТ, в нашем детском саду, это работа с родителями. Из проводимого опроса среди родителей детского сада выяснилось, что проблемы безопасности дорожного движения волнуют многих и не все могут служить образцом примерного поведения на дорогах. В силу своей занятости взрослые иногда пренебрегают правилам безопасного поведения и имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах. Родители нуждаются в педагогических советах.

Одним из активных методов передачи знаний по вопросу дорожной грамотности является созданная нами Родительская школа «Школа грамотного пешехода». В рамках работы данного Родительского клуба был разработан проект. В ходе, которого родители подключаются к выполнению определённой части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом, изготовлением поделок, лепбуков, рисунков и др., затем представляют свои работы на общем мероприятии. Совместно с родителями были созданы рисованные мультфильмы к рассказам придуманными детьми.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Структура Содержание
Тема Формирование основ безопасности.
Творческое название проекта «Школа грамотного пешехода».
Адресация проекта Данная разработка предназначена для родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Руководители проекта 1. Мошкова Наталья Сергеевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №233».

2. Кузьмина Надежда Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №233».

Участники проекта Активные участники – дети, родители старшей и подготовительной к школе группы МАДОУ «Детский сад № 233»

Пассивные участники – администрация ДОУ.

Возраст участников Дети 5 – 7 лет, их родители и члены семьи.
Типовые особенности По характеру создаваемого продукта: творческий, коммуникативный.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: 3 – 4 краткосрочных проекта в течение учебного года.

По содержанию: ребенок и его семья.

По характеру координации: с открытой координацией.

По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения – ДОУ.

Цель проекта Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи проекта Активизация работы по пропаганде и соблюдению ПДД.

Создание условий в ДОУ для изучения правил дорожного движения.

Формирование безопасного поведения детей на улице.

Привлечение родителей к участию в профилактической работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Раскрытие творческого потенциала детей и их родителей.

Приобретение детьми и родителями положительного    опыта проектной деятельности.

Анализ, систематизация и обобщение результатов, полученных в ходе проекта.

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,  «Художественно-эстетическое развитие».
Ресурсы проекта Компьютерные технологии: программное обеспечение для создания мультфильмов.

Требования к уровню подготовленности педагогов: высокая компетентность в сфере ИКТ, владение терминологией и понятиями правил дорожного движения, теоретическая подготовка в сфере интерактивных технологий взаимодействия с родителями.

Предполагаемые продукты Мультфильмы с забавными историями, тексты сочиненных рассказов. Игры на  платформе LearningApps

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

  1. I. Идея, подход, авторская позиция

В основу инновационного детско-родительского проекта положена идея преимущественного использования современных интерактивных технологий для организации эффективного взаимодействия с родителями детей, направленного на создание положительного примера «грамотного пешехода» в семье.

  1. II. Ожидаемые результаты
  2. Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения
  3. Повышение мoтивации детей и родителей к oвладению татарским языком.
  4. Формирование eдиного образовательного прoстранства «ДОУ-семья».
  5. Участие родителей в обогащении предметно – пространственной развивающей среды ДОУ.
  6. Рефлексия рoдителей на информирование о трaектории развития ребенка, внeсение предложений рoдителями по взаимодействию.

5.Разработка методических рекомендаций по распространению положительного опыта деятельности и внесение данного опыта в практику образования на уровне детского сада.

Мы предполагаем фиксировать изменения, произошедшие в родителях воспитанников, с помощью следующих критериев:

– урoвень вовлечения родителей вобрaзовательное пространство ДОУ;

– удовлeтворенность родителей психoлого-педагогическим, прoсветительским сопрoвождением ребенка;

– уровень заинтерeсованности родителей во взaимодействии с детским садом;

– предлoжения родителей по поводу дaльнейшего развития их детей.

III. Новизна проекта

Отличие электронных мультфильмов от традиционных презентаций в том, что такая форма подачи материала является более привлекательной для детей за счет визуального эффекта движения картинок и самостоятельной озвучки. Такие мультфильмы можно разместить на Интернет-ресурсах, и они будут доступны для скачивания и использования всеми участниками проекта.

  1. IV. Условия реализации: ресурсы проекта, возможные риски

Кадровые: воспитатель группы.

Информационные: методическая литература по проектной деятельности, интерактивным технологиям работы с родителями, литература ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности» обучение детей в дошкольных образовательных организациях правилам безопасного поведения на дорогах и др.

Материально-технические ресурсы: компьютер с доступом в интернет, сканер, блог руководителя проекта на образовательном портале.

Финансовых затрат не требуется.

Риски Минимизация рисков
1. Незаинтересованность родителей. Мотивационно-просветительская и практическая деятельность.
2. Недостаточный уровень знаний, форсированности навыков безопасного поведения на дорогах   некоторых участников проекта (детей, родителей). Индивидуальные занятия и консультации с воспитателем.

 

  1. V. Взаимодействие участников проекта

Взаимодействие всех участников проекта можно отразить в следующей схеме.

Педагог
Родитель
Ребенок

Насколько можно судить по схеме, связь всех участников двухсторонняя. Педагог может воздействовать на родителей как напрямую, так и через ребенка. В основе нашего взаимодействия с семьей лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

  1. Подготовительный – выявление уровня знаний пдд и применение их в семьях воспитанников. Внесение изменений в содержание проекта по мере необходимости.
  2. Аналитический – анализ результатов. Составление дорожной карты проекта.
  3. Этап реализации – составление рассказов забавных историй, выбор персонажей самими детьми совместно со взрослыми (родителями и педагогами). Коллективное оформление историй, продумывание сюжета и текста, распределение ролей для озвучки. Дизайн и обработка с помощью программ для создания мультфильмов. Озвучивание персонажей мультфильма самими детьми.
  4. Рефлексивный – анализ замысла проекта, его хода и результатов. Соответствие результатов первоначальному замыслу, качество полученного продукта, качество совместной работы всех участников.
  5. Апробация – демонстрация результата деятельности (мультфильма), выбор варианта продолжения проекта, создание нового проектного замысла, опирающегося на результаты предыдущего, объединение проекта с другими и т.д.

На подготовительном этапе нашего проекта мы сочли необходимым оценить уровень знаний безопасного поведения на дорогах и систематичность применения их в семьях наших воспитанников.

Для самооценки родителями уровня знаний мы применили методики шкалирования, которые широко описаны в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.  Мы остановили свой выбор на методик шкалирования, которая привлекла нас простотой проведения и прозрачностью интерпретации.

Родителям предлагаются одна за другой несколько графических шкал, ориентированных вертикально (это принципиально, так как «верх» и «низ» у каждого человека семантически маркированы — ассоциативно наполнены определенным смыслом). Мы оценивали уровень применения навыков безопасного поведения дома по следующим критериям:

– закрепление пройденного материала дома в игровой форме;

– совместный просмотр мультфильмов и телепередач на заданную тематику;

– чтение художественной литературы;

– общение на тему безопасного поведения на дорогах дома.

Мы обозначили полюса краткими обозначениями: «100 %», «50%»,  «0 %».

В ФГОС ДОУ говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В связи с этим, мы предложили данную методику только тем родителям, которые были заинтересованы в сотрудничестве. С остальными мы провели стандартную процедуру анкетирования, которая знакома и привычна всем родителям.

На основном этапе для выбора персонажей для будущих историй детьми и родителям было дано задание придумать историю с персонажами из мультфильма «Дозорные дорог».

Каждая семья продумывает свой сюжет, записывает и кладет его в ящик идей. Самые лучшие сюжеты мы оформляем в виде веселых мультфильмов совместно с детьми. Все истории объединены общими. Полученные истории озвучивают дети и с помощью программы для создания мультфильмов и прикрепляются к личному блогу руководителя проекта, где они доступны для просмотра.

По итогам проекта руководителями также организуется флешмоб, где родители совместно с детьми просматривают мультфильмы. Дети получают массу положительных эмоций, слыша свой голос и сюжет, придуманный им и родителем на большом экране.

РЕФЛЕКСИЯ ПРОЕКТА И ПОСТПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В результате реализации проекта нами апробировано несколько новых интерактивных технологий работы с родителями. Сейчас можно смело сказать, что признаки обновления во взаимодействии педагогов с семьей явно происходят.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех и игр и занятий. И, как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

В результате реализации проекта дети и родители групп закрепили знания правил безопасного поведения на дорогах. Как у семей повысилась мотивация к изучению правил и практического применения их совместно с детьми (по данным интервьюирования родителей подготовительной к школе группы).

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

В процессе реализации проекта все участники получили положительный опыт участия в проектной деятельности. Сейчас все чаще со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм взаимодействия с педагогами в вопросах обучения правилам безопасного поведения на дорогах.

Таким образом, мы полагаем, что в полной мере достигли ожидаемых результатов.

Мы предполагаем дальнейшую диссеминацию результатов проектной деятельности на районном уровне в виде выступлений на методических объединениях, презентаций продуктов проектной деятельности, мастер классов для педагогов по созданию мультфильмов.

В качестве вариантов продолжения проекта мы предполагаем совместное с родителями создание онлайн игр на LearningApps, с персонажами наших историй.