Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях
№167
Регина МОШКУНОВА,
учитель-логопед детского сада №183 г. Казани
Ежегодно диагностируя детей дошкольного возраста наблюдается рост количества детей с речевыми нарушениями, с задержкой психического и/или речевого развития, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ). Встречаются дети с нарушением координации, невозможностью ориентации в пространстве, с плохой переключаемостью с одного действия на другое.
Причинами данной ситуации будет являться ряд факторов, а именно: биологические, экологические и социальные. Так же, с развитием цифровизации, дети проводят больше времени в сидячем состоянии, что приводит к малоподвижному образу жизни. Дети всё чаще предпочитают гаджеты, нежели прогулку во дворе с друзьями и подвижные игры на воздухе.
Ввиду недостаточность физической активности, насыщение головного мозга кислородом снижается, что в свою очередь ведёт к дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Каждое полушарие мозга выполняет свои функции, что при их слаженной работе, формирует полноценную работу психики человека.
Так правое полушарие выполняет процесс обработки невербальной информации, отвечает за эмоциональность, за музыкальные и художественные способности, контролирует ориентацию в пространстве, способность понимать метафоры (смысл поговорок, пословиц, шуток), отвечает за воображение, интуицию, и в целом за левую сторону тела. В то же время, левое полушарие контролирует память, логику, аналитическое и абстрактное мышление, анализ полученной информации, выводы, обработка вербальной информации и в целом за правую сторону тела.
Для обеспечения нормальной работы всех психических процессов необходима взаимосвязанная работа обоих полушарий головного мозга.
Способы развития межполушарного взаимодействия
1. Работа с межполушарными досками.
Работа начинается сначала поочередно каждой рукой, далее вместе. Поля выбираются по усложнению и сначала ставятся две одинаковых, далее две зеркальных и только потом можно переходить к разным полям для каждой руки.
2. Комплексы пальчиковый гимнастики, направленные на развитие межполушарных связей.
Данную гимнастику следует выполнять ежедневно по 5 – 10 мин. несколько раз в день. Комплекс будет полезен всем детям, даже тем, у кого трудности с межполушарным взаимодействием не наблюдаются. Начинать нужно с 2 – 3 простых упражнений и постепенно, доведя их до совершенства, добавлять к ним речевое сопровождение. После того, как ребенок самостоятельно сможет выполнять данные упражнения, можно переходить к новым.
Примеры упражнений
1. Упражнение «Кулак-ладонь-ребро».
Сначала разучивается каждое положение отдельно, далее чередуем, начинаем с медленного темпа далее темп ускоряем. Проделываем данное упражнение на правой руке, далее на левой и только потом обеими руками вместе. Далее добавляем речевой контроль при помощи команд: «Кулак», «Ладонь», «Ребро».
2. Упражнение «Цепочка».
Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке в колечки, так чтобы получилась цепочка. Начинам расцеплять и цеплять меняя положение рук.
3. Упражнение «Ухо-нос».
Взяться правой рукой за кончик носа, а левой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
4. Упражнение «Зеркало».
Рисовать обеими руками геометрические фигуры вначале в воздухе, а потом на бумаге. Начинать с одинаковых фигур, далее переходить к рисованию их зеркально.
5. Упражнение «Фонарики».
Пальцы обеих рук стиснуты в кулак, далее раскрыты. Чередуем данные движение, проговаривая: «Фонарики зажглись, фонарики погасли».
Далее усложняем: пальцы одной руки стиснуты в кулак, а другой раскрыты. Чередуем, проговаривая стих:
«Мы фонарики зажжём
И потом гулять пойдём!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!»