Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности на уроках математики

Альфия ХУСАИНОВА,

учитель математики I квалификационной категории гимназии №8- Центра образования Советского района г. Казани

Ведущим принципом современной модели учебного процесса является развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной, познавателной и практической деятельности. Классической, но в тоже время  актуальной всегда будет тема организации познавательной деятельности обучающихся. ФГОС ориентирован на становление таких личностных характеристик обучаемого, как любознательность, владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать. Формирование такой личности предполагает наличие у неё познавательной самостоятельности.

Вопросы, связанные с проблемой выяснения сущности познавательной самостоятельности подробно исследованы отечественными учеными. Так, Б.П.Есиповым, Г.И.Щукиной, И.Я.Лернером, М.И.Махмутовым, Н.А.Половниковой и другими рассматривается познавательная самостоятельность, как интегративное качество личности, которое проявляется в стремлении к активной познавательной деятельности, в умении ставить цель и планировать свою деятельность, осуществлять самооценку ее результатов, в умении наиболее оптимально решать учебно-познавательные задачи.

В тоже время пишет А.Г.Мордкович: «теперь учитель должен учить искать и находить новые знания, …учить жить собственным умом, учить умению учиться самостоятельно». Например, такие авторы, как Л.Г.Петерсон, Э.И.Александрова, А.В.Белошистая, Г.В.Бельтюкова, Н.Я.Виленкин, ОА.Ивашова, Н.Б.Истомина и др. говорят о важности развития познавательной самостоятельности учеников.

Сейчас количество издаваемых рабочих тетрадей по математике заметно возросло и в тоже время по целому ряду причин (одна из основных — материальный аспект) они перестают быть востребованными. В этой ситуации, на мой взгляд, применение рабочих листов является оптимальным вариантом.

В отличие от массово тиражированных рабочих тетрадей, предназначенных главным образом для домашней работы, рабочие листы создаются учителем для конкретных групп обучающихся и самое главное на основе собственных методических идей и предпочтений и предназначаются для работы на уроке. Рабочии листы обеспечивают возможность разнообразной и эффективной организации работы с предметным содержанием и значительно экономят время урока, не перегружены теоретическим материалом. Применение рабочих листов позволяет фокусировать внимание на непосредственной учебно-познавательной деятельности ученика.

Рабочий лист – это одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке учебного процесса (уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках). Рабочий лист позволяет организовать самостоятельную учебную деятельность ученика по итогам изучения материала, этапа тематического блока или урока в целом. Рабочий лист – это полноценный обучающий материал для работы на уроке, заранее спланированная деятельность учащихся. Обучать ученика, учить его учиться, показывать, что процесс обучения может быть увлекательным, что если ученик приложит некоторые усилия, он испытает радость от процесса обучения, от процесса понимания и собственных успехов – это главная задача рабочего листа.

Рабочие листы используются как самостоятельной работы учащихся, так и под руководством учителя на уроке, в в ходе которой они приходят к новым знаниям или закрепляют полученные. Может быть разработана конкретная инструкция, которая направляет деятельность ребят для активной работы с рабочим листом. В зависимости от типа урока требования к оформлению и содержанию рабочии листы будут различными:

– обучающий, учебный рабочий лист. Он предполагает активную работу школьников с текстом, прежде всего учебника, освоение нового, его присвоение и воспроизведение в заданной форме; применение новых знаний при выполнении упражнений. Особой педагогической ценностью обладают рабочие листы, предусматривающие самостоятельный вывод школьниками новых знаний на основе выполнения указаний рабочего листа, т.е. при работе с заданиями таких рабочих листов школьники как присваивают знания в готовом виде, так и выводят их самостоятельно;

– тренировочный рабочий лист (лист-тренажёр). Отработка знаний и способов действий его основное предназначение. Формы и содержание заданий в  них, а также и способы представления ответов, разнообразны: текстовые, табличные, графические и пр.;

– исследовательский рабочий лист. Он включает описание программы исследования, прежде всего экспериментального. Эксперимент может служить средством проверки гипотезы, доказательства или опровержения какого-либо утверждения / факта, способом решения учебной проблемы;

– рефлексивный рабочий лист, или лист-резюме по теме, разделу, курсу;

– комбинированный рабочий лист.

Эффективность использования рабочих листов

Использование рабочего листа помогает разнообразить урок, сменить тип деятельности и канал передачи информации, и как результат, привлечь внимание учеников. На практике для учителя это особенно важно.

Рабочие листы могут быть одинаковыми для всех учеников, их можно использовать при групповой работе, разбив класс на несколько групп и распределив между ними рабочие листы, или же они могут быть индивидуальными. Особое преимущество рабочих листов — это гибкость их использования. Это позволяет учитывать возможности, способности и интересы отдельных учеников и увлечь даже самых слабых из них. Использование индивидуальных рабочих листов позволит каждому ученику определять цель своих действий, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем, работать в собственном темпе, т.е. ученик становится активным участником процесса обучения. В то время, как большая часть класса самостоятельно выполняет рабочие листы, у учителя появляется возможность уделить внимание отдельным ученикам. Таким образом учитель уходит от фронтального стиля обучения. Анализировать задания рабочего листа можно коллективно, всем классом. В игровой форме интересно обсудить, обосновать и сделать выводы всем вместе. Учитель больше не привязан к материалу учебника и может персонализировать обучение.

На мой взгляд, широко можно использовать рабочие листы-тренажеры. Использование рабочих листов – это лучший способ закрепить знания на практике. Практика – прекрасный способ улучшить успеваемость детей по математике. Выполнение классических упражнений на повторение и закрепление материала, как правило очень быстро надоедает школьникам. И тут на выручку приходят рабочие листы с нестандартными, веселыми и разнообразными практическими заданиями.

Увлекательные задачки и примеры не только помогают закрепить материал, но и развивают аналитические навыки. Ребенок учиться сравнивать, структурировать и применять знания в новых ситуациях. Выполняя задания различного уровня, ученик приобретает необходимые знания и уверенность в себе, что повышает его мотивацию на дальнейшее обучение.

Рабочий лист дает следующие преимущества:

– развитие самостоятельности и возможность научить учащихся процессу учения. Не каждый ребенок может и готов работать самостоятельно. Рабочий лист — это инструмент, благодаря которому каждый ребенок вовлечен в процесс обучения;

– возможность передать ответственность за процесс и результат обучения ребенку;

– индивидуальный подход заключается в том, что каждый учащийся имеет возможность получить обратную связь не от учителя, а из Рабочего листа, двигаться в собственном темпе, и определять цель своей деятельности;

– в домашних условиях есть возможность использовать осознано цифровые девайсы (например, если использовать информацию с Q-кодом);

– учитель может уделять время учащимся, которые в этом нуждаются. Активность учителя направлена на слабых детей, детей с особенностями, если таковых несколько в классе, то можно создать микрогруппу и помочь ребятам справиться с выданными заданиями;

– возможность выявить слабые зоны в работе учащихся. Например, неумение читать инструкцию, отсутствие смыслового чтения, не умение принимать учебные вызовы, слабая мотивация.

Средства организации познавательной деятельности школьников разнообразны, и рабочий лист является лишь одним из них. Это эффективный инструмент организации самостоятельной учебной деятельности, способствующий формированию самообразовательных умений. Это уникальный инструмент, благодаря которому каждый ученик вовлечен в процесс обучения. С помощью рабочего листа можно правильно организовать самостоятельную работу вместе с учебным материалом на уроке, а также активизировать умственную деятельность учеников на любом этапе урока и получить обратную связь.