Путешествие в зоопарк

(Занятие по развитию речи, по обучению детей татарскому языку в подготовительной группе)

Лейсан ФАХРИЕВА,

воспитатель детского сада № 398 г. Казани

Задачи:

развивающие: умение отвечать на вопросы Кто это? Что делает?, обращение друг другу на татарском языке, развивать диалогическую речь;

обучающие: активизация словарного запаса по темам “Продукты”, “Животные”;

воспитательные: воспитание любви к животным.

Предварительная работа с детьми: разучивание песни «Әйдәгез, биибез», изготовление полумасок животных, работа с пиктограммами, дидактическая игра «Назови правильно», «Командир», сюжетно-ролевая игра «Интернет-магазин».

Дидактическое обеспечение занятия:

для воспитателя: ноутбук, проектор, презентация, демонстрационый материал, игрушечная собака Акбай и котенок Мияу, игрушки животных: ёж, лиса, заяц, медведь;

для детей: полумаски животных, игрушечный фотоаппарат, картинки животных.

Структура занятия:

  1. Вводная часть (4 – 5 мин.)

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

Сюрпризный момент: дети получают приглашение от Акбая и Мияу посетить зоопарк.

  1. Основная часть (18 мин.)

Цель: реализация задач программного содержания.

Ход занятия

Воспитатель. Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек?

Дети. Исәнмесез!

Воспитатель. Ребята, наши лучшие друзья – Акбай и Мияу сегодня нас приглашают в зоопарк, и они прислали пригласительный билет. Давайте поздороваемся с ними и спросим как у них дела?

Дети. Исәнме, Акбай, Мияу. Хәлләр ничек?

Акбай, Мияу. Әйбәт.

(Звуковое письмо от Акбая и Мияу.)

Воспитатель. Ребята, Акбай и Мияу предлагают нам посетить зоопарк, и они нам дарят вот такой фотоаппарат. А как вы думаете, для чего нам фотоаппарат?

Дети. Чобы мы смогли сфотографировать животных.

Воспитатель. Ребята, вы хотите посетить зоопарк? Хорошо. Но прежде чем поехать нам надо повторять правила поведения и правила безопасности в зоопарке.

Дети. В зоопарке мы должны рассматривать животных, как они выглядят, понаблюдаем, что они делают, сфотографируем и расскажем о них.

Воспитатель. Дети, наш автобус отправляется в зоопарк.

Развивающий диалог

Воспитатель. Я – ваш экскурсовод. Приглашаю вас в автобус. Давайте познакомимся. Мин – Лəйсəн Фəритовна. Син кем?

Дети. Мин – Сафия… (Дети по цепочке говорят.)

Воспитатель. Пока мы будем ехать, будем играть в игру «Син кем?» («Ты кто?»). Задавая друг другу вопрос «Синең исемең ничек?», «Сиңа ничә яшь?» будем знакомиться на татарском языке. (Дети рассказывают про себя на татарском языке.)

Дети. Мин – Алсу. Миңа 6 яшь и т.д.

Воспитатель. Вот и мы в зоопарке. (Дети смотрят животных, называют их по-татарски и фотографируют, угощают их.)

Воспитатель. Возвращаемся обратно в детский сад.

Ребята, а теперь назовите, кого вы сфотографировали на татарском языке.

Дети. Тɵлке, куян, аю, керпе…

Воспитатель. Бик яхшы, булдырдыгыз. Хорошие фотографии получились у ребят. Давайте теперь с этими фотографиями играть. (Включается интерактивная доска.) Ребята, повторяем животных. Обращаю внимание детей на картинки животных.

Воспитатель. Бу нәрсә? (Показывает картинку лисы.)

Дети. Бу төлке.

Воспитатель. Бу нəрсə? (Показывает картинку медведя.)

Дети. Бу аю.

Воспитатель. Бу нəрсə? (Показывает картинку ежика.)

Дети. Бу керпе.

Воспитатель. Молодцы. Эти слова повторяем вместе, делим на слоги, говорим шепотом, поем, тянем.

Игра «Нишли?» («Что делает?»)

Воспитатель (по картинкам показывает и спрашивает).

– Керпе нишли? (Керпе уйный.)

– Аю нишли? (Аю йоклый.)

– Төлке нишли? (Төлке бара.)

Воспитатель. Молодцы. Предлагаю вам игровую ситуацию: «Үзең турында сөйлә» («Расскажи про себя»).

(Дети берут игрушки.)

Воспитатель. Давайте превратимся в зверей и расскажем -кто я, какой я, что делаю?

Дети. Мин бүре. Мин зур, матур, чиста. Мин утырам (хәрәкәт белән күрсәтә).

Воспитатель. Молодцы, ребята. Поиграем в музыкально-хороводную игру «Әйдәгез, биибез» («Давайте, танцевать»).

(Включает песню, детям раздаются полумаски животных.)

1) Бар монда зур төлке.

Зур төлке, матур төлке. (2 тапкыр)

Төлке, төлке кил әле,

Биеп-биеп кит әле. (2 тапкыр)

2) Бар монда зур аю,

Зур аю, матур аю. (2 тапкыр)

Аю, аю кил әле,

Биеп-биеп кит әле. (2 тапкыр)

3) Бар кечкенә куян,

Кечкенә, матур куян. (2 тапкыр)

Куян, куян кил әле,

Биеп-биеп кит әле. (2 тапкыр)

4) Бар кечкенә керпе,

Кечкенә, матур керпе. (2 тапкыр)

Керпе, керпе кил әле,

Биеп-биеп кит әле. (2 тапкыр)

Воспитатель. Ребята, звери устали, давайте уложим их спать.

Воспитатель. Молодцы. Ребята, вам понравилось наше путешествие? А какие слова мы сегодня с вами запомнили? А что для вас было трудным? Что бы вы хотели рассказать родителям, друзьям. (Ответы детей.)

Воспитатель. Ребята, поблагодарим Акбая и Мияу и прощаемся с ними.

Дети. Сау бул, Акбай, Мияу. Рәхмәт!

Воспитатель. Сау булыгыз, балалар!

Дети. Сау булыгыз!