Путешествие в страну Морфемики

№57

(Урок-закрепление русского языка. V класс)

Айсылу ШАКУРОВА,

учитель I квалификационной категории cредней школы №137 г.Казани  

Форма урока: урок-путешествие.

Цели:

 – предметные: повторить орфограммы, изученные в разделе, условия их выбора, опознавательные признаки;

– метапредметные: развивать у учащихся умение выделять главное при определении орфограммы; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки.

– личностные: прививать интерес к изучению русского языка, воспитывать потребность качественного выполнения задания, воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения.

Оборудование урока: тетради, карта путешествия(на доске), рабочие листы, смайлики (для оценивания учащихся), презентация.

Ход урока

Учитель. Ребята! Мы с вами сегодня отправимся в путешествие по загадочной стране Морфемике,  которая расположена между морем Знаний и водопадом Умений. Отправимся мы с вами на корабле, в котором 4 каюты. Во время нашего путешествия вы должны будете изученные правила умело применить на практике, поэтому для старта необходимо пройти теоретический осмотр (за правильный ответ на вопрос – смайлики):

– Что изучает орфография? (Орфография –  это раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.)

Что изучается в разделе «Словообразование»? (Словообразование – это раздел науки  о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы  слова.)

Что изучает морфемика? (Морфемика – это раздел науки о языке, в котором  изучается, из каких значимых частей состоит слово.)

Назовите части слова. (Окончание – это значимая часть слова, которая образует форму слова и служит  для связи слов в предложении. Среди окончаний есть нулевые окончания.

Основа – это часть изменяемого слова без окончаний или всё неизменяемое слово. В основе слова заключено его лексическое значение.

Корень – это главная  значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – это значимая часть слова, которая находится после корня или после другого суффикса и служит для образования новых  слов.

Приставка – это значимая часть слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой и служит для образования новых слов.)

Учитель. Хорошо. Мы можем отправляться в путь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Посмотрите на карту. Наш корабль должен проплыть по морю Знаний, но на его пути рифы и айсберги. Необходимо умело обойти их – выполним задание. Возьмите на своем столе лист №1. Выполняем задание следующим образом: первый участник выполняет задание 1, передает второму, второй выполняет задание 2, передает третьему и т.д., пока все задания не будут выполнены. Итак, начинает выполнять задание первым тот участник, у которого … голубые глаза, светлые волосы и т.д.

Вопрос Ответ
1.   Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется …
2.   Какое окончание в слове «договорилась»?
3.   Какой корень в слове «досрочный»?
4.   Какое окончание в слове «видел»?
5.   Какой корень в слове «маленький»?
6.   Каким  способом образовано слово «белизна»?
7   С помощью какого суффикса образовано слово «охотник»?
8   Каким способом образовано слово «потемнеть»?

 

 № Вопрос Ответ
  1.   Часть слова, которая служит для образования формы слова, называется …  окончанием
  2.    Какое окончание в слове «договорилась»?  -а
  3.    Какой корень в слове «досрочный»?  -сроч-
  4.    Какое окончание в слове «видел»?  нулевое
  5.   Какой корень в слове «маленький»?  мал-
  6.   Каким  способом образовано слово «белизна»?  суффиксальный
  7.   С помощью какого суффикса образовано слово «охотник»?  -ник

8.

  Каким способом образовано слово «потемнеть»?  приставочный

 

Учитель. Итак, проверьте свои ответы (ответы выведены на слайд). Мы успешно справились с заданием и попали на остров Приставок.

А вспомнить, что приставки значат, нам поможет лингвистическая задача. Каждая каюта получает свое задание. Каждый берет лист №2, выполняет задание самостоятельно на листе.

1-я каюта. Замените словосочетания одним словом и определите значение приставки:

 присоединять с помощью веревки – …

 присоединять с помощью клея – …

присоединять с помощью иголки с ниткой – …

присоединять с помощью винтов – …

(привязать, приклеить, пришить, привинтить)

2-я каюта. Замените существительные с предлогами прилагательными, определите значение приставки:

песок у берега – …

сад  при школе – …

Огород при усадьбе – …

Канава при дороге – …

(прибрежный, пришкольный, приусадебный, придорожная)

3-я каюта. Замените словосочетания одним словом и определите значение приставки:

очень забавный – …

очень интересный – …

очень милый – …

очень сильный – …

(презабавный, преинтересный, премилый, пресильный)

4-я каюта. Запишите слова, обозначающие приближение …

коня – …

рыбы – …

змеи – …

птицы – …

(прискакал, приплыла, приползла, прилетела)

Учитель. Итак, обсудите свои ответы с участником, который находится по правую руку. Поделитесь своими ответами. (1 участник от команды озвучивает.) (Ответы на слайде)

Наш путь проходит по берегу Орфографии. Здесь свирепствуют орфографические вирусы, они очень опасны и оставили нам записку:

«Вы в плену теперь у нас! Целый класс! Целый класс!

Мы вирусы свирепые, мы вирусы опасные,

Но если правило вспомните, то от нас избавитесь».

 Обратите внимание на слайд. Вы видите 6 предложений, в каждом из которых есть слова с пропущенными буквами. Ваша задача выписать в тетрадь слова с чередующимися гласными в корне.

  1. Софья наклонялась, срывала цветок и легким прик…сновением пальцев гладила дрожащие лепестки.
  2. Он знал эту отр…сль производства.
  3. Ночь уже л…жилась на горы.
  4. Все двери зап…рались на замок.
  5. Река протекала в густых зар…слях.
  6. Заг…рались и бл…стали стекла, озаренные пожаром.

Учитель. Итак, проверим, что у вас получилось. Прочитайте выписанное слово из первого предложения, объясните написание. (Далее другой участник зачитывает выписанное слово из второго предложения и т.д.)

(прикосновением, отрасль – искл., ложилась, запирались, зарослях, загорались, блистали)

Учитель. Теперь мы можем углубиться по суше дальше. И попали мы на площадь Словообразовательную.

– Какие способы образования слов вы знаете?

–   Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложением основ, сложением слов, переходом одной части речи в другую.

Учитель. Хорошо. Выполним задание рабочего листа №3. Каждая каюта получает индивидуальное задание. Работаем дружно, сообща на одном листе(пишите маркером крупным разборчивым почерком)

1-я каюта. Образуйте слова при помощи приставки: бежать, расти, добрый.

2-я каюта. Образуйте слова при помощи суффикса: береза, дом, лента.

3-я каюта. Образуйте слова при помощи приставки и суффикса: грамота, снег, город.

4-я каюта. Образуйте слова при помощи слов: сад+водить, лес+рубить, путь+шествовать.

(Один участник от команды представляет работу и прикрепляет на доску.)

1-я каюта: прибежать, вырасти, предобрый.

2-я каюта: берёзовый, домик, ленточка.

3-я каюта: безграмотный, подснежник, загородный.

4-я каюта: садовод, лесоруб, путешествовать.

Учитель. И вот мы перед  дворцом Морфемики. Царица приготовила для вас задание – филологический анализ текста.

1. С вечера разыгралась метель. 2. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.  3. Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. 4. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. 5. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. 6. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. 7. Под березками приютились крохотные елочки. 8. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. 9. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. 10. Как хороши они теперь!

11. Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. 12. На их макушках примостились пышные снежные шапки. 13. Под соснами змеится след лукавой лисицы.      14. Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. 15. Таинственный сумрак окутывает даль. 16. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. 17. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу. (На основе книги Д. Зуева «Времена года».)

1) Из предложения №5 выпишите слово с чередующейся гласной. (касаются)

2) Из предложения №8 выпишите слово с нулевым окончанием. (наряд)

3) Из предложения 11   выпишите слово с приставкой, которую можно заменить словом «очень». (преогромных)

4) Выполните морфемный  разбор выделенных слов (снеж-н-ое, по-серебр-и-л-а)

Учитель. Наше путешествие завершилось. Давайте подведём итоги: подсчитайте количество звёздочек и получайте оценки!

Домашнее задание: разноуровневое

1-й уровень – терминологический диктант.

2-й уровень – выборочный диктант.

3-й уровень – словообразовательный разбор слов.

Учитель. А ещё я попрошу вас оценить наш урок (нужное подчеркнуть):

— на уроке я работал  (активно – пассивно);

— своей работой я (доволен – не доволен);

— за урок я (устал – не  устал);

— урок (полезный – не принёс пользы);

— моё настроение после урока (хорошее – отличное – плохое).

Поделитесь своими ответами (по желанию).

Ребята! Большое спасибо вам за работу. Вы все молодцы! Прикрепите свои ответы на доску.