Путешествие в страну Математики

№172

(Занятие образовательной деятельности в старшей группе)

Светлана АЛЕКСАНДРОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №30 «Ёлочка» г. Бугульмы  

Цели:

–  закрепить знания числового ряда (0 – 10);

– закреплять различия порядкового счета до 10, состав чисел;

– учить детей конструировать из геометрических фигур;

– развивать мышление, воображение.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята! Сегодня утром я получила письмо из волшебной страны Математики. Ее жители приглашают нас к себе в гости. Там много интересного, математического. В этой стране всегда лето, тепло и солнечно. Ну что, готовы отправиться в путь? (Ответы детей.)

Воспитатель. В волшебной стране Математике все цифры перессорились. Каждая считает себя самой важной, нужной и красивой. Давайте расскажем о них, где они встречаются.

– Я – цифра 1: одно солнышко, одна мама, один папа.

– Я – цифра 2: у человека все по паре: два глаза, два уха, две ноги, две руки.

– Я – цифра 3: встречаюсь в сказках «Три медведя», «Три поросенка».

– Я – цифра 4: у животных по четыре лапы, у квадрата четыре угла.

– Я – цифра 5: я отличная оценка в школе, на руке пять пальцев.

– Я – цифра 7: у радуги семь цветов, в сказке «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов».

Воспитатель. А в неделе сколько дней? Перечислите их.

– А какие четыре времени года вы знаете?

– Ребята, назовите все цифры по порядку.

– Назовите цифры в обратном порядке.

– Сколько ушей у двух мышей?

– Сколько носов у трех котов?

– Сколько углов у треугольника?

– Сколько дней в неделе?

– Какой день недели сегодня?

– Какой день недели был вчера?

– Какой день недели завтра?

– Какой день недели перед вторником

– После субботы?

– Назови день недели после четверга.

– Назови день недели между четвергом и пятницей и т.д.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Теперь цифры поняли, что они все для нас важны и нужны. Давайте мы их подружим, разложите цифры по порядку. (Раскладываем цифры по порядку на магнитной доске.)

Воспитатель. В волшебной стране Математике живут и геометрические фигуры.

Загадки о геометрических фигурах

1. Нет углов у меня и похож на блюдце я,

На тарелку и на кружку, на кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья? (Круг)

2. Три угла, три стороны могут разной быть длины. (Треугольник)

3. Четыре угла и четыре сторонки,

Похожи точно родные сестренки.

В ворота его не закатишь, как мяч,

И он за тобой не пустится вскачь. (Квадрат)

Воспитатель. У вас на столах лежат карточки с тремя полосами и счётные наборы с геометрическими фигурами. Сейчас вы закроете глаза и в полной тишине будете внимательно слушать и считать про себя, сколько раз я ударю в бубен, столько кружочков вы должны выложить в ряд на верхней полочке карточки. (Воспитатель ударяет в бубен 6 раз, дети выкладывают 6 кружочков, объясняют.)

Воспитатель. Теперь на второй полочке выложите на один круг больше, чем квадратов на верхней полочке. (Дети выкладывают, воспитатель выясняет.) Сколько выложили квадратов? (Семь) Почему семь?

Воспитатель. А теперь на нижней полочке выложите прямоугольники, их должно быть на 1 больше, чем овалов. (Воспитатель выясняет, сколько треугольников дети выложили и почему.)

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, внимательно на выложенные фигуры, что нужно сделать, чтобы прямоугольников и овалов было одинаковое количество?

Воспитатель. Молодцы, ребята! А теперь назовите соседей числа 7 (6 и 8), соседей числа 3 (2 и 4), соседей числа 9 (8 и 10) и соседей числа 4 (3 и 5).

Все, кто правильно выполнил задание, получают звездочку. (Воспитатель дает звездочку всем, выполнившим задание.)

Воспитатель. А теперь волшебные загадки.

1. Братьев этих ровно 7,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.

Дети. Дни недели.

Воспитатель. Правильно. Давайте назовем их.

2. Петушок зарю встречает.

Мама деток умывает.

Иней на траве, что пудра

Что за время суток?

Дети. Утро.

3. Солнце высоко и до ночи далеко,

Коротка деревьев тень.

Что за время суток?

Дети. День.

4. День прошел садиться солнце,

Сумрак медленно крадется.

Зажигайте лампы, свечи

Наступает добрый …

Дети. Вечер.

5. Село солнце. Свет погас.

Спать пора всем. Поздний час.

Улетел уж вечер прочь,

А за ним крадется …

Дети. Ночь.

Воспитатель. Молодцы, ребята!

Ребята, мы немного устали. Давайте отдохнем и сделаем зарядку. Сейчас вы все будете зайчиками. Согласны?

Физминутка

Зайчикам не будет скучно,

Сделаем зарядку дружно?

Зайка прыгал, прыгал, прыгал и устал.

Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял.

Вправо, влево повернись, наклонись и поднимись.

Лапки кверху, лапки в бок

И на месте скок-скок-скок.

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы, мои зайчишки!

Замедляйте детки шаг,

Шаг на месте, стой!

Вот так!

Воспитатель. Хорошо, отдохнули. А теперь поработаем головой и решим математические задачки.

1. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Подошел еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

2. В гости к мишке на пирог

Прибежал носорог,

Кот, лиса и белка,

Серый волк и крот.

Сосчитайте-ка, ребята,

Сколько гостей пришло на пирог? (5)

3. Ежик собрал 6 грибов,

2 гриба он потерял.

Сколько осталось грибов у ежика? (4)

4. На дереве сидели 3 вороны, прилетели еще 4 вороны. Сколько ворон  сидят на дереве? (7)

5. На полянке было 7 зайчиков. 3 зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось на полянке? (4)

6. У Белочки был праздник. Она позвала в гости Зайчика, Лису, Ёжика. Сколько всего зверей позвала Белочка на праздник? (3)

Воспитатель. Вы все молодцы!

Перед вами карандаши и бумага. Чтобы правильно выполнить задание, давайте вспомним, где на листе верхняя сторона? Где нижняя? Где правая и левая стороны?

Теперь приготовьтесь внимательно слушать задание и рисовать.

Графический диктант

– В левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник;

– в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат;

– в центре нарисуйте оранжевый овал;

– в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник;

– в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

Воспитатель. А сейчас проверим.

– Какая геометрическая фигура нарисована в правом нижнем углу?

– Где нарисован желтый круг?

– В каком углу нарисован овал?

– Ребята, а сейчас поиграем в игру под названием «Найди себе пару!». Под весёлую музыку вы будете двигаться, танцевать, но как только музыка закончится, каждый из вас должен взять со стола карточку. Они перевёрнуты изображением вниз. Кому-то попадётся карточка с цифрой, а кому-то с кружочками, количество которых на карточке обозначает число. Вы должны, как можно быстрее отыскать себе пару. Например, если вам попалась карточка с изображением пяти кружочков, вы должны искать ребёнка, у которого карточка с цифрой 5, а он наоборот, должен искать вас. Побеждают пары, раньше всех нашедшие друг друга и взявшиеся за руки. Задание понятно? Тогда начнем! (Играют.)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Я вами горжусь! На этом наше путешествие закончилось. А пока, давайте вспомним, какие задания вам больше всего понравились и почему? А какое задание было самое сложное, почему? А какое самое простое? (Ответы детей.)